жк днепропетровская 37 евродвушка

Актуальное

Прорыв в будущее

Российские железнодорожники стали инициаторами глобального инфраструктурного проекта по созданию системы высокоскоростного сообщения России. Строительство сети ВСМ не только сократит большие расстояния, но придаст мощный импульс развитию экономики страны.

 Создание системы ВСМ, или, уточним, инфраструктуры, обеспечивающей движение поездов со скоростью свыше 250 км/ч по специально выделенным железнодорожным линиям, сегодня предусмотрено во всех трех сценариях прогноза долгосрочного социально – экономического развития страны, утвержденного премьер – министром РФ.

И на самом высоком уровне не только обсуждаются перспективы и преимущества высокоскоростного движения, но говорится о необходимости приступить к проектированию пилотного участка магистрали уже в этом году.

Об этом шел разговор и на заседании Общественного совета при президенте ОАО «РЖД» по вопросам развития скоростного и высокоскоростного сообщения, который объединяет представителей властей всех уровней, ученых, предпринимателей.

Впрочем, надо сразу оговориться, что уже в ходе заседания консультационно– совещательному органу по предложению президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина и с согласия участников был придан более высокий статус.

Общественный Совет по вопросам развития скоростного и высокоскоростного сообщения в РФ стал самостоятельным органом, руководить работой которого будут два сопредседателя, избранные участниками заседания. Ими стали первый заместитель председателя Государственной думы Александр Жуков и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

Запрягаем медленно…

Совершенно очевидно, что медлить с созданием высокоскоростного движения, значит упускать возможности, которые открывают подобные проекты. Об этом и напомнил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, открывая обсуждение: —

– Россия всегда была высокоскоростной державой, но мы упустили это преимущество, хотя в свое время у нас был один конкурент японский «Синкасен», – отметил президент ОАО «РЖД» – сейчас на этом направлении нас опередили не только страны Европы, Япония, но и Китай, Тайвань, Турция. В мире уже эксплуатируется 17 тыс. км высокоскоростных магистралей и сеть будет ежегодно прирастать тысячами километров.

По мнению Владимира Якунина в Транспортной стратегии России на период до 2030 года заложен весьма скромный показатель – создание лишь 1,5 тыс. км высокоскоростных и скоростных магистралей. Очевидно, что этого недостаточно. Сейчас уже следует планировать строительство не менее 7000 км.

.

Первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков в ответ заметил, это не только крупнейший инфраструктурный проект в России, в котором заинтересовано государство.

– Напомню, что президент страны считает необходимым обеспечить транспортную связанность и единство российских территорий, а это возможно именно с созданием сети скоростных магистралей, – подчеркнул Александр Жуков. – Важно, что кроме решения задач по мобильности населения, такие проекты открывают путь для высоких технологий.

ВСМ – как движущая сила

Сеть ВСМ, которую предполагается создать в России в ближайшие десятилетия, состоит из трех приоритетных сегментов. ВСЖМ -1 – соединит две российские столицы, протяженность выделенной линии Москва – Санкт-Петербург составит 659 км, время в пути 2,5 часа.

ВСМ -2 Москва – Казань – Екатеринбург протянется на 1563 км, от столицы до конечного пункта составы будут проходить за 8 часов. Эта магистраль соединит 4 города миллионника, аккумулирует в себе 21 маршрут, преодолевая расстояния по маршрутам за 2-3 часа.

Генеральной схемой развития железных дорог до 2020 года предусмотрено, как говорилось выше, строительство всего 1460 км головных участков. В этот же период в увязке с ВСМ будет организовано скоростное движение на направлениях Москва – Тула – Орел – Курск, Москва – Ярославль, Москва – Красное общей протяженностью 3000 км. км.

 

– Строительство скоростных магистралей обеспечит качественно новый уровень развития страны на ближайшие 50-70 лет. убежден генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин. – Проект притягивает все отрасли экономики – финансовый сектор, промышленный, строительный комплексы, производителей материалов и конструкций. Особое место в этой цепочке занимает высокотехнологичное оборудование с максимальной локализацией производства в России. Уже есть пример сотрудничества с компанией Сименс по изготовлению межрегиональных электропоездов «Ласточка» на заводе в Верхней Пышме. К моменту выхода производства на полную мощность штат специалистов предприятия превысит 1000 человек, в стране появятся поезда европейского класса.

Безусловно, в ходе реализации проекта повысится и конкурентоспособность ОАО «РЖД» как участника глобального транспортного рынка. Например, открываются возможности перехода на новые технологии перевозок.

– Строительство выделенных пассажирских линий с новым качеством по скорости и комфорту высвобождает часть грузовой инфраструктуры для освоения перспективных грузопотоков, – поясняет Александр Мишарин, – позволяет оптимизировать инвестиции в ее освоение и обеспечить специализацию.

В частности, Генеральная схема развития сети железных дорог на период до 2020 года предусматривает организацию и специализированных угольных и рудных маршрутов с массой поезда более 9000 т с повышенной нагрузкой на ось. Эффективное функционирование таких коридоров невозможно обеспечить на линиях совмещенного движения из-за разности в скоростях и устройства инфраструктуры.

Внедрение на ВСМ контейнерных маршрутов раскрывает транзитный потенциал территорий, по сути, реализация масштабных планов бизнеса контейнерных перевозок не может быть осуществлена без модернизации инфраструктуры.

Проекту – зеленый свет

Вряд ли найдется сила, которая может помешать движению вперед, в будущее.

Мы поддерживаем проект, – заверил заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов. – ВСМ генерирует развитие новых производств, нацеленных на выпуск техники, оборудования материалов нового поколения. Мы только о проекте заговорили, а бизнес немедленно отреагировал на вызовы – уже развернулось строительство завода по производству высокоскоростного подвижного состава.

На очереди создание предприятий по выпуску композитных, полимерных материалов, которые будут востребованы не только при создании инфраструктуры.

Надо как можно быстрее принять необходимые решения, чтобы к проектированию приступить в этом году. Минтранс готов выходить с вопросом о выделении средств на начальный этап проектных разработок.

Заместитель министра регионального развития РФ Валерий Гаевский сказал, что Минрегион, как ведомство, которое отвечает за социально-экономическое развитие субъектов, имеет глубинный интерес к развитию ВСД. Сегодня первоочередной задачей чиновников министерства является всемерное развитие городских агломераций, как центров схем расселения России. Именно высокоскоростное сообщение, по мнению чиновников, повышает эффективность агломерационных процессов, поскольку транспортные коридоры, обеспечивая 1,5-2 часовую транспортную доступность, повышают жизнеспособность территорий, приостанавливают процесс вымывания населения.

Власти регионов также включились в реализацию проекта,– подчеркнул Валерий Гаевский. Во Владимирской области, например, где уже оценили выгоду при внедрении скоростного движения Москва – Владимир – Нижний Новгород, готовы пересмотреть утвержденные схемы территориального планирования, как субъекта, так и муниципальных образований, помочь в процедурах отведения земель под строительство, более того, предоставить и некоторые преференции компаниям, участвующим в реализации проекта.

– У нас был опыт взаимодействия с ОАО «РДЖ» в период организации скоростного маршрута Москва – Владимир – Нижний Новгород, – рассказал и.о. губернатора Владимирской области Алексей Конышев. – Затраты РЖД на создание участка, проходящего по нашей территории, составили 8,3 млрд рублей, и, в соответствии с областным законом мы предоставили льготы по налогу на прибыль в сумме более 91 млн рублей. Можно было бы считать это потерями для бюджета, однако, в результате областная казна только выиграла: от реализации проекта в консолидированный бюджет области поступило 427 млн рублей, создано 155 рабочих мест. Считаю, наш опыт можно использовать в других субъектах.

Вместе с тем, на местах понимают, что столь масштабное строительство не обходится без проблем.

– Необходим комплексный подход к их решению, предупреждает вице-губернатор Московской области Анатолий Насонов. – Такие проекты не должны вызывать отторжение у населения. Если не успеем построить современные путепроводы, учесть вопросы снижения интервалов движения пригородных электричек – будет полный коллапс. Людей не устраивают неработающие лифты, лестницы, которыми оборудованы пешеходные переходы, по которым сложно подняться инвалидам, мамам с детьми в колясках, пенсионерам. Необходимо учесть и риски, связанные с отводом земель, для этого логично принять закон. Созрела необходимость создания алгоритма взаимодействия с населением.

Огромную заинтересованность к проекту проявляют власти республики Татарстан, тем более, что участок ВСМ-2 Москва – Казань определен как приоритетный.

Для развития республики чрезвычайно важно, чтобы высокоскоростные магистрали протянулись через Набережные Челны и Нижнекамск. Что позволит снять существенные инфраструктурные ограничения для развития Камского экономического региона. Это точка инновационного роста, где в перспективе образуется потенциал по производству промышленной продукции более чем на 1 трлн рублей ежегодно.

.

– Проект необходимо реализовать путем создания выделенной магистрали, -предлагает глава Минтранса республики Татарстан Ленар Сафин. -Обособленный путь позволит проложить трассу по кратчайшему расстоянию между городами, что сократит протяженность трассы и время в пути. Сегодня сеть автодорог перегружена и зависима от погоды. Перемещение грузов на расстояние свыше 200 км должно осуществляться только железной дорогой. Для обеспечения безопасности движения высокоскоростных поездов мы предлагаем рассмотреть возможность устройства трассы в эстакадном варианте.

Это не потребует дополнительного отвода земель, даст возможность избежать пересечения с автомагистралями, сократить расходы на вынос инженерных коммуникаций, сохранить естественный природный ландшафт. Для организации высокоскоростного движения через водные преграды придется возводить переправы через Волгу и Каму. Считаю, логично было бы, объединить ВСД с движением автотранспорта, построив совмещенные мосты.

Что делать на первом этапе

ОАО «РЖД» уже создан проект обоснования инвестиций строительства выделенной линии Москва – Санкт Петербург, ведется работа по обоснованию инвестиций ВСМ-2 – Москва – Казань – Екатеринбург с подключением Перми, Уфы, Челябинска и ВСМ-3 -Москва – Ростов Адлер – Центр Юг.

Схема финансирования проекта ВСМ-2 и Центр – Юг предусматривает поэтапное привлечение средств из бюджета и внебюджетных источников в пропорции 70 на 30.

Финансовые модели показывают высокую экономическую эффективность вложений, как от создания отдельных направлений, так и сети в целом. Есть расчеты, подтверждающие, что на участке Москва – Казань доходы составят более 3 трлн рублей при общей стоимости строительства 900 млрд включая господдержку 600 млрд.

РЖД предложены обоснованные оптимальные варианты трасс, проведены предварительные расчеты стоимости строительства, а также основных эффектов для государства и бизнеса. Все документы прошли обсуждения, представлены Минтрансу, Минэкономразвития, Минфину.

Кроме средств государства и РЖД, бизнеса, вполне вероятно привлечение средств пенсионного фонда, Российского фонда прямых инвестиций, фонда национального благосостояния, в числе финансовых инструментов может быть и выпуск инфраструктурных облигаций.

Роза Михайлова

Полностью материал, посвященный перспективам развития  ВСМ, читайте в №149 журнала «Промышленно – строительное обозрение»

Другие материалы по теме

X