Актуальное

Ораниенбаумский исход: о реставрации уникального памятника архитектуры

Знания, талант, мастерство и терпение понадобились специалистам  ООО «ДЕМЕТРА», которые с 2006 года  поэтапно ведут реставрацию дворцово-паркового комплекса «Ораниенбаум».

Ораниенбаум

Это единственный в своем роде по сохранности и аутентичности памятник в пригородном ожерелье Петербурга, поскольку он не был захвачен врагом во время Великой Отечественной войны. Чтобы возродить к жизни такой масштабный и вместе с тем хрупкий образец пышной архитектуры XVIII века, сотрудникам компании понадобилось проявить чудеса организованности и виртуозности. Секреты реставрационного менеджмента раскрыл директор ООО «ДЕМЕТРА» Андрей ЧУБАТЮК.

– Андрей Иванович, ваша компания уже в 2007 году стала лауреатом конкурса «Сделано в Петербурге» за реставрацию Катальной горки и сразу же выиграла тендер на реставрацию фасада Китайского дворца. По итогам 2010 года за эту работу стала лауреатом конкурса «Сделано в России». С 2008 года – реставрация Большого Меншиковского дворца, потом – Картинного дома… Успех был предрешен?

– Когда с самого старта включаешься в проект, грандиозный по масштабам и рассчитанный на долгие годы, а затем последовательно сдаешь один за другим объекты, появляется особое отношение к этому месту. Невольно проникаешься реставрационной спецификой комплекса до такой степени, что себя ощущаешь его неотъемлемой частью. Первый наш объект был показательным и для нас (в понимании организации работы), и для заказчика (в потенциале нашей компании). Катальная горка находилась в аварийном состоянии. Стены и колонны были полуразрушены, террасы не выполняли своей функции. Только на строительство лесов на павильон «Катальная горка» высотой 35 м у нас ушло 400 кубометров дерева. Потому что помимо реставрационных работ приходилось охранять объект от разрушения и морозов, доходящих зимой до 30 градусов. Мы ежедневно сжигали тонну топлива, для того чтобы горячий воздух поступал наверх и нанесенная на фасады штукатурка выдержала их.

Ораниенбаум

Или вычинка и домастиковка кирпича цоколя радиусом 38 м. В нем каждый кирпич имел свой цвет, встречались и пережженные, и недожженные экземпляры. Когда-то семь разных производителей привозили кирпич для Катальной горки, у каждого из которых был свой штамп на кирпичах. И это надо было сохранить! Сегодня, когда заходишь в центр цоколя, смотришь на великолепие материала, осознаешь, что это магия мастерства. Получилось цокольное помещение, как в старинном замке, со своими тайнами, винтовыми лестницами в кирпичном исполнении, сводами, тремя ризалитами, которые отходят от центра и заканчиваются сводчатыми петровскими окнами с переплетом.

– Насколько я знаю, вашим реставраторам пришлось там быть в некотором роде открывателями в применении новых технологий…

– В Катальной горке раньше применялась так называемая свинцовая гидроизоляция: свинец, раскатанный в 1 см ровным слоем на террасах. Около 14 т свинца давило на колонны. Когда мы убрали свинец и выполнили новую гидроизоляцию, использовав технологию «клианглесс», как бы сделав терассы со стеклянным покрытием, усилили колонны внутренним инъектированием с сегментированной кирпичной кладкой. Мы сами резали этот кирпич и вставляли в полукруг, внутрь загоняли так называемые покера и через них заливали изоцианат и полиол – химический вспененный состав, который застывал, обволакивая металлический столб, и прекращал его ржавление. Это позволило укрепить и колонны, и кирпичную кладку изнутри. После этого мы сделали углепластиковые бандажи, заштукатурили их, таким образом они по своей сдерживающей силе стали соответствовать стальному обручу двойной толщины.

– У вас была какая-то совершенно невероятная история подборки колористики для фасадов Китайского дворца?

– Мы долго подбирали так называемый «цвет бедра испуганной нимфы». В записках еще великой княгини Екатерины Алексеевны мы нашли описание, как она посылала конюха Нестора покупать за 3 копейки навоз голландских коров в районе Гостилицкой возвышенности для добавления в краску для дворца. До тех пор пока мы не добавили в краску коровьего навоза (он послужил выравнивателем впитываемости старой и новой штукатурки), мы не получили ровный, небликующий цвет. Сейчас дворец стоит холодновато-розоватый и соответствует колерному бланку, утвержденному КГиОП.

ОраниенбаумПосле Китайского дворца компания выиграла тендер на реставрацию всего Большого (Меншиковского) дворца. Это два флигеля, два павильона, два полуциркуля и центральная часть дворца. Огромный контракт. Через три года, в 2011 году, к 300-летию Ораниенбаума мы сдали центральную, экспозиционную часть дворца. Выполнили огромное количество филигранной намазной лепнины. В зале Дианы, в Центральном холле лестницы, в танцевальном зале, в Малиновой гостиной, в Белом зале (бывшей царской столовой) везде доминирует намазная лепнина. Это уникальная технология, которая подразумевает умение мастера несколькими мазками кисти или руки создать объемное панно толщиной 2–3 мм – ангелов, листья, деревья. Эти минималистические картины как раз создают ощущение объемности. В компании работает мастер-реставратор намазной лепнины – Максим Гречухин, о работах которого ходят легенды.

Самыми тяжелыми были перекрытия и потолки Белого зала: там сгнили все несущие конструкции, наблюдались протечки. Для того чтобы аккуратно вытащить конструкции, сохранив старинную, висящую на них отделку, наши реставраторы сначала заводили новые конструкции, а потом бережно отрезали старые на чердаке и в укрытии.

– Для того чтобы проделать ювелирную работу, нужны реставраторы с руками ювелиров. Вот почему ваша компания стала обучать реставраторов?

– Несколько лет подряд мы просто бедствовали, потому что не было профессионалов, которые бы знали, как делать маяки, шаблоны, понимали, что такое вычинка, на какую глубину ее делать… Двух-трех опытнейших мастеров было мало для таких объемных работ. И мы открыли подразделение «Деметра-Проф», где теперь повышают свою квалификацию по 24 специальностям в реставрации и строительстве наши специалисты, коллеги и соседи, а после этого могут подать документы на аттестацию в Министерство культуры и повысить свою категорию.

– О вашей компании говорят как о кузнице кадров. Даже многонациональной…

– У меня бывало так, что не было контракта, а я обязательно держал кровельщиков, плотников, штукатуров, маляров, платил им заработную плату, обеспечивал пребывание в компании. Со временем эти затраты окупались. У нас действительно многонациональная компания, и мы этим гордимся. Лет десять с нами постоянно работают порядка 50 узбеков. Это штукатуры, которые мастерски умеют тянуть тяги, кровельщики, которые выполняют линейное открытие высокого качества, вплоть до выколотки. Когда шли работы в бельведере центральной части Меншиковского дворца, понадобилось восстановить старый сруб, который увязывался со стропильной системой, кровлей дворца. Среди наших узбеков нашлись мастера, великолепно владеющие топором. Это плотники, которые в Фергане в мечетях ставили купола. Казалось бы, XVIII век, архитектура Антонио Ринальди, а пришли узбеки и разобрались!

– А какие принципы исповедуете в организации работы компании?

– За многолетний опыт в ней сложилась своя структура. В компании есть 4 руководителя проектов – опытные строители и реставраторы. У каждого есть своя структура: сметчики, специалисты по подготовке производства, работники производственно-технического отдела. Это готовое звено, которое может брать любой проект и реализовывать. Важно дать людям возможность самим управлять на участке.

– Компания «ДЕМЕТРА» словно специализируется на реставрации объемных комплексов. На этот раз это новый Кадетский корпус на Московском проспекте, 17?

– Мы действительно ведем реставрацию и реконструкцию 11 зданий бывшего Константиновского военного училища, которые будут переданы под Суворовский кадетский корпус. Они будут включать в себя учебные и спальные корпуса, столовую, бассейн. Будет восстановлена и домовая церковь. Это работа не менее трудная, чем в Ораниенбауме. Тем и увлекательна.

Надежда Климова

Лого ООО "ДЕМЕТРА"ООО «ДЕМЕТРА»
196084, Санкт-Петербург,
Заозерная ул., д. 8
Тел. (812) 316-2733,
факс (812) 710-1191

В печатной версии название статьи — «Ораниенбаумский исход» (журнал «Строительство и городское хозяйство», № 162, декабрь, 2015 г.)

Похожие сообщения

X