Актуальное

Успех с туманной перспективой: тенденции рынка геосинтетических материалов

Спрос на геосинтетические материалы в России неуклонно растет. Однако развитию предприятий, выпускающих этот набирающий популярность строительный материал, препятствует дефицит отечественного сырья.

Укрепление откосов
Кукло: Для защиты склонов до сих пор используют объемные георешетки, хотя их применение не всегда целесообразно
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В последние годы производство геосинтетических материалов (ГСМ) в России постоянно растет, одновременно расширяются и сферы их применения. По оценке генерального директора ООО «Комитекс Гео» Михаила Пшенникова, в прошлом году емкость отечественного рынка ГСМ составила 13 млрд рублей и наблюдается поступательный рост основных рыночных показателей.

«Если еще 5–7 лет назад в проектах дорог первой категории или комплексов защитных сооружений геосинтетики вообще не было, то сейчас практически нет проектов, в которых не предусмотрено применение этого материла», – констатировал он.

Тенденцию роста подтверждают и данные статистики. В 2014 году объемы продаж геосинтетических материалов выросли на 9%. Соответствующих данных за прошлый год пока нет, между тем, по расчетам аналитиков, этот показатель будет существенно выше.

Из-за дефицита сырья производителям сложно удовлетворить нарастающий спрос на геосинтетику

Наибольшим спросом нетканые материалы пользуются у автодорожных компаний, на долю которых приходится 25% закупок.

Самым востребованным в дорожном строительстве материалом является иглопробивной геотекстиль, который предназначен для разделения слоев дорожного полотна. Популярность этого вида ГСМ обусловлена эксплуатационными преимуществами перед традиционными стройматериалами.

Применение геополотна позволяет уменьшить толщину слоя основания сооружения, сэкономить на закупках и перевозке песка и щебня, а также сократить трудозатраты. При этом срок эксплуатации дорожного покрытия увеличивается в полтора-два раза, так как геосинтетики предотвращают просадку насыпи, перемешивание слоев дорожной одежды, образование колеи и трещин. В целом внедрение ГСМ позволяет увеличивать межремонтные сроки службы дорожных конструкций, что в связи с новыми нормативами приобрело особую актуальность.

В гору

По предварительным оценкам специалистов Минпромторга, производство нетканых материалов в 2015 году выросло на 30%.«В последние годы объем потребляемой в России геосинтетической продукции возрос в несколько раз, – говорит менеджер по маркетингу ООО «Габионы Маккаферри СНГ» Иван Кукло. – Благодаря новым ГОСТам геоматериалы стали активно использоваться в дорожном строительстве и при благоустройстве городских улиц. Прочный и легкий в монтаже материал стали применять в жилищном строительстве, для укрепления фундаментов и создания объектов ландшафтного дизайна».

По мнению Ивана Кукло, увеличивается и количество отечественных производителей. «Рынок геосинтетики в России юный и, как любой молодой организм, развивается и растет в первую очередь за счет появления отраслевых требований при проектировании и использовании материалов, – говорит Михаил Пшенников. – Так, например, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) и ГК «Автодор» разрабатывают новые требования при проектировании и строительстве с применением геосинтетических материалов».

Весной 2013 года вступили в силу восемь российских стандартов по геосинтетическим материалам, еще пять были подготовлены и введены в 2015 году. Для испытания инновационных технологий во всех федеральных округах создаются специальные тестовые центры, а в Санкт-Петербурге, Сочи, Ростове-на-Дону и Якутии – полигоны для соответствующих дорожных испытаний.

Покрытие
Наибольшим спросом нетканые материалы пользуются у автодорожных компаний, на долю которых приходится 25% закупок
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

По мнению руководителя отдела продаж «Тегола Руфинг Сейлз Санкт-Петербург» Ивана Фирсова, отечественный рынок геосинтетики растет прежде всего за счет инициативы заказчиков строительства, готовых внедрять инновационные решения для сокращения трудозатрат и себестоимости работ.

«Еще одним стимулом к развитию отечественного рынка стала программа импортозамещения», – добавляет Иван Фирсов.

Повышение спроса, в свою очередь, породило жесткую конкуренцию между крупными производителями, а также увеличение доли контрафакта.

«Новые игроки – это, как правило, выходцы из уже существующих компаний, – поясняет Иван Кукло. – И, хотя конкурентная борьба способствует росту качества продукции, многие производители экономят на сырье и получают возможность демпинговать. Однако потребитель, обжегшись раз, отдает предпочтение качественным геосинтетическим материалам известных отечественных производителей».

Расширить сферы влияния

Ведущие компании обладают не только конкурентными преимуществами, но и ресурсами, позволяющими совершенствовать качество, внедрять новые продукты, благодаря чему расширяют сферы применения ГСМ. По словам Михаила Пшенникова, сегодня популяризируются технически сложные геосинтетики и их системы – решетки, сетки, геомембраны, дренажные маты.

«В совокупности со сложными геосинтетиками геотекстиль способен решать самые трудные задачи при строительстве в сложных условиях», – считает специалист.

«В частности, геоматы позволяют восстановить участок, на котором проводились работы, и даже улучшить его», – добавляет Иван Кукло. В то же время, по наблюдению производителей, среди заказчиков пока доминирует консервативный подход. При реализации проекта они зачастую применяют самые примитивные или даже устаревшие материалы.

«Например, для защиты склонов до сих пор используют объемные георешетки, хотя их применение не всегда целесообразно, – подчеркивает Иван Кукло. – Они не подходят для армирования склонов свыше 45°, поскольку не способствуют образованию необходимого растительного слоя. Щебень прорывает соты георешетки, засыпанная почва не уплотняется с достаточной интенсивностью, грунт после первых же дождей вымывается из ячеек, и вся конструкция оказывается на поверхности. К чему это приводит, можно увидеть на одном из участков федеральной трассы М-4 «Дон», где недавно уложенные георешетки попросту обвалились».

Сроки эксплуатации дорожного покрытия с применением геотекстиля увеличиваются в 1,5-2 раза

Использование в таких случаях геоматов решает проблему эрозии почвы. Например, на набережной Федоровского в Нижнем Новгороде в процессе реконструкции с их применением удалось укрепить и озеленить склоны еще до завершения монтажно-строительных работ. За пять лет эксплуатации объекта не было зафиксировано ни одного случая осыпания или обрушения склонов.

Наиболее востребованными свойствами ГСМ, по мнению Ивана Фирсова, являются их непроницаемость для влаги, а также устойчивость к агрессивной среде. Видимо, эти качества и следует совершенствовать, чтобы расширять сферы применения геосинтетики в качестве барьерного материала, образующего технологический зазор для удаления излишней влаги в жидком или газообразном состоянии.

«Хорошие перспективы у материала, состоящего из переплетенных синтетических волокон, с высоким показателем пустот, к которому термическим способом может быть прикреплен геотекстиль, – дополняет Иван Фирсов. – Сфера применения таких многослойных систем широка: дренаж, первичное укрепление склонов дорог, а также объекты ландшафтного дизайна».

Не менее эффективным и востребованным может стать геосинтетический дренажный геокомпозит, который начал внедряться в некоторые проекты. «Например, при строительстве электродепо «Южное» в Шушарах новым материалом Q-DRAIN мы заменили традиционно применяемый для организации закрытых дренажных траншей щебень. В результате задача пластового дренажа грунтовых вод была решена более эффективным способом – за счет сокращения количества строительной техники, используемой как при работах, так и при доставке щебня», – пояснил Иван Фирсов.

Болезни роста

Между тем на рынке ГСМ много нерешенных вопросов. «Основной проблемой при выборе того или иного материала является отсутствие единой нормативной базы и требований к геосинтетикам, – жалуется Михаил Пшенников. – Существующие ГОСТы, рекомендации, СНиПы зачастую противоречат друг другу. В результате возникает необоснованное применение материала, и доказать это невозможно».

Производство ГСМ
Ключевой для отечественных производителей проблемой является отсутствие в стране сырья, необходимого для производства ГСМ
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Есть сложности и в процессе обеспечения контроля качества продукции, попадающей на рынок. «Российская система контроля не подразумевает сертификацию производства, по­этому сертификат может иметь и организация, не выполняющая никакой производственной деятельности, – предостерегает Михаил Пшенников. – При выборе продукции имеет смысл убедиться в наличии собственного производства у потенциального поставщика, контрактов с производителями сырья, участии в реализованных проектах и просто в компетенции сотрудников. Дополнительно надо понимать, что любой серьезный производитель способен оперативно ответить на самые сложные технические вопросы».

Поскольку на рынке немало «серых» производителей и контрафакта, потребитель должен научиться определять, кто из поставщиков реально может обеспечить качественной продукцией. Специалисты советуют при сравнении материалов обращать внимание на конечные технические характеристики продукта, которые могут сильно отличаться при одном и том же весе и объеме материала.

«Отчетливо обозначилась еще одна проблема – руководители крупных строек, желая быть «в тренде», спешат отчитаться перед городским правительством о том, что проведено импортозамещение тех или иных строительных материалов, – говорит Иван Фирсов. – Но при этом зачастую выбираются материалы с более низкими качественными характеристиками, чем того требует проект».

По его словам, процесс замещения импорта только начат, серьезных российских поставщиков – единицы, и стимулировать их может лишь государство. Иначе говоря, на данном этапе надо формировать спрос за счет реализации инфраструктурных проектов, где требуется применение геосинтетики.

Ключевой для отечественных производителей проблемой является отсутствие в стране сырья, необходимого для производства ГСМ. Отсюда и неуверенность в завтрашнем дне, связанная с колебанием курса рубля. Как сообщили представители компании «Комитекс СПб», цены на сырье только в 2105 году повышались трижды. Производители стран Таможенного союза, как, например, Могилевский завод, теперь тоже ориентируются на курсы валют и поднимают цены на свою продукцию. Практики же использования вторсырья как альтернативы зарубежных поставок в России нет.

Зачастую из-за дефицита сырья производителям сложно удовлетворить нарастающий спрос на ГСМ и своевременно выполнить заказы. Смутные перспективы не дают предприятиям сектора с оптимизмом смотреть в будущее.

Любовь Ежелева

В печатной версии название статьи — «Успех с туманной перспективой» (журнал «Строительство и городское хозяйство», № 163, март, 2016 г.)

Похожие сообщения

X