жк днепропетровская 37

Актуальное

Инновации против сурового климата

Для скорейшего их восстановления в каждом субъекте РФ организована отдельная Рабочая группа. Каждая из которых, по словам Максима Соколова «будет работать вплоть до полного восстановления дорог». Проверить, как идут восстановительные работы, Президент пообещал лично, назначив поездку на конец августа — начало сентября 2014 года. Спустя несколько дней случилось наводнение в Алтайском Крае, размывшее ряд региональных дорог. Эти события возвращают нас к вопросу дорожного строительства в особых гео-климатических условиях.

В УСЛОВИЯХ СУРОВОГО КЛИМАТА

Ведущей проектной организацией на Дальнем Востоке является институт ГИПРОДОРНИИ, который вот уже 55 лет проектирует дороги Хабаровского края и Дальневосточного федерального округа. По проектам Хабаровских инженеров велось и ведется строительство и реконструкция «Уссури», «Амур», «Вилюй», «Колыма», Хабаровск-Лидога-Ванино с подъездом к г. Комсомольск-на-Амуре, моста через протоку Амурская. Как показывает практика – работа в сложных климатических условиях дорожников не страшит.

«Свои проблемы есть в любом районе Дальневосточного региона, особенно на Чукотке, в Якутии и Магаданской области. Основная из них — вечная мерзлота, – делится опытом директор Хабаровского филиала ГИПРОДОРНИИ Александр Швора. – Если говорить о Сахалине, то здесь следует отметить сахалинские пучинистые грунты и наличие снежных лавиноопасных склонов. В Приморье частые тайфуны вызывают мощные паводки. На севере Амурской области нередко встречаются участки островной мерзлоты, а на юге — острая нехватка хороших (с точки зрения дорожников) грунтов, сплошной суглинок и песок. В прошлом году в Амурской области, Хабаровском крае и в Якутии прошли мощные паводки. Причем в Хабаровском крае осенью уровень реки Амур составил 808 см, превысив исторический уровень более, чем на 150 см (для справки в 1897 году уровень составлял 642 см)».

Один из «экстремальных» проектных примеров – проект участка автодороги Хабаровск – Лидога – Ванино 163–171 км в Нанайском районе Хабаровского края. Этот отрезок самый сложный по рельефу на всей магистрали — дорога поднимается по гористым склонам на высоту 2 км над уровнем моря. Создание проекта дороги по заказу КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» заняло семь месяцев. В ходе прокладки автотрассы построено 15 водопропускных труб, 6 мостов, уложено 181 тыс. м2 асфальтобетонного покрытия, перемещено 775 тыс. м3 грунта, произведен монтаж 12 870 п. м. барьерных ограждений. Дорога соответствует III категории, расчетная скорость движения автотранспорта – 100 км/ч, ширина проезжей части – 7 м, тип дорожной одежды – облегченный, покрытие – асфальтобетон.

Инженерно-технические изыскания выполнялись в сложных климатических условиях зимой с обильными снегопадами, и морозами до — 40. «Проектирование дорог в районах в районах с пересеченной и горной местностью — процесс сложный и интересный. К примеру, инженерно-технические изыскания наши специалисты проводят даже в экстремальных погодных условиях: с сильными морозами и обильными снегопадами. Особенности климата требуют практического применения передовых технологий, которые в будущем прекрасно себя зарекомендуют. В проектной документации мы прибегаем к инновациям: от применения габионовых конструкций и геотекстильных материалов до нанесения дорожной разметки особым безвоздушным способом» — комментирует Александр Швора — директор Хабаровского филиала дорожного института «ГИПРОДОРНИИ».

Безопасность движения и долговечность автодорожных сооружений в решающей степени зависят от эффективности освоения инноваций при проектировании автомагистралей

ГЕОТЕКСТИЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

При строительстве водопропускных труб из гофрированного металла под матрасы Рено, из которых предусмотрены лотки, использовались геотекстильные материалы. Для защиты лотковой части и тела труб от соприкосновения с металлом матрасов применен геосинтетический материал типа дорнит с плотностью не менее 300 г/м². Этот способ служит защитой антикоррозийного покрытия трубы от грунта засыпки при устройстве

фильтрующих насыпных слоев.

Более чем полувековой мировой опыт применения геосинтетических материалов доказал их высокую надежность и эффективность в дорожном и гражданском строительстве.

Геосинтетические материалы для строительства – изготавливают из синтетического и другого видов сырья (минерального, стекло- или базальтового волокна). Они поставляются компактном виде (рулоны, блоки, плиты) и предназначены для создания дополнительных слоев (прослоек) различного назначения (армирующих, дренирующих, защитных, фильтрующих, гидроизолирующих, теплоизолирующих) в строительстве

(транспортном, гражданском, гидротехническом). Бывают следующие группы материалов: геотекстильные материалы, георешетки, геокомпозиты, геооболочки, геомембраны, геоплиты и геоэлементы.

Порой применение таких материалов – единственный способ увеличения несущей способности, прочности и устойчивости грунтов оснований и дорожных одежд

ГАБИОНОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ

При укреплении русел водопропускных труб использованы габионовые конструкции. В отличие от типовых конструкций (каменная наброска, монолитный бетон) габионы имеют ряд преимуществ. Они не требуют специализированного обслуживающего персонала и устанавливаются при помощи обычных строительных средств. Специальная сетка

из стальной оцинкованной проволоки предотвращает вымывание каменного наполнителя габионов при большой скорости течения воды, имеет большую прочность и долговечность при использовании ее в агрессивной среде. Для наполнения габионов применяется практически любой каменный материал размером камня не более 20 см и не менее размера звена

сетки, отвечающий требованиям по морозостойкости. Со временем габионовая конструкция приобретает свойства полностью окаменелой структуры, мало подверженной эрозии и разрушению. Нормативными документами для использования габионовых конструкций являются специальные ГОСТ.

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ГОФРИРОВАННЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Основным преимуществом металлических гофрированных конструкций

(МГК) является высокая прочность при сравнительно малой толщине металла – 2,8–7,0 мм. При этом они обладают повышенными сейсмостойкостью и сопротивлением к разрушению. Совместная работа конструкции и грунта засыпки обеспечивает восприятие неравномерных деформаций основания. Другие важные свойства – долговечность и климатичность.

Использование эффективных антикоррозийных покрытий позволяет повысить стойкость МГК к агрессивным средам и тем самым продлить срок службы искусственных сооружений из

МГК до 75 лет и более, в то время как железобетонные конструкции служат не более 25–30 лет. Сооружения из МГК могут эксплуатироваться в любых климатических условиях. Использование различных марок сталей позволяет применять их в районах с экстремальными температурами – как в странах с тропической жарой, так и в условиях арктического холода. Строительство сооружений из МГК можно производить в зимний период. При сборке не требуется использование сложной и дорогостоящей техники, а сроки строительства сооружений из МГК в 5–7 раз быстрее, чем из бетонных конструкций. Как показал опыт применения МГК, затраты на возведение объектов снижаются, по сравнению с прямоугольными железобетонными трубами, на 20–30 %, мостами – до 50 %. Кроме того, одним из важных отличий от традиционных конструкций является значительное снижение или полное отсутствие материальных затрат на эксплуатацию сооружения.

По проектам Хабаровского филиала ОАО «ГИПРОДОРНИИ» возведены две крупнейшие арочные конструкции из металлических гофрированных листов: арочный мост через р. Боевку на автомобильной дороге А-370 (до 2011 г. – М-60) «Уссури» и арочный мост через ручей Соколовский на дороге «Амур». Высота сводов арок составляет 13 и 10 м, соответственно, и величина пролета –13 м. Высота насыпи обратной засыпки над сводом арок – до 20 м.

СТАЛЬНАЯ ФИБРА В СОСТАВЕ БЕТОНА

Уникально и строение конструкции мостового полотна в арочных мостах через р. Боевку и ручей Соколовский. Проектом предусмотрено применение стальной фибры в составе бетона, что предполагает сокращение количества слоев дорожной одежды с 4 до 3, упрощение технологии производства работ, снижение материалоемкости, трудозатрат и сроков строительства мостов. Введение стальных волокон в бетон повышает прочность на растяжение при изгибе в 2 раза, прочность на сжатие и на осевое растяжение на 20 %. Особенно ценными свойствами сталефибробетона являются его повышенные в 2–3 раза, по сравнению обычным

бетоном, трещиностойкость, морозостойкость и водонепроницаемость. Эти свойства и определяют применение сталефибробетона в конструкции мостового полотна в качестве выравнивающего и гидроизолирующего слоя, а также покрытия проезжей части.

БЕЗВОЗДУШНОЕ НАНЕСЕНИЕ РАЗМЕТКИ

Проектом предусмотрено нанесение горизонтальной разметки на покрытии дороги и моста безвоздушным способом с помощью оборудования высокого давления. Лакокрасочный материал подается за счет гидравлического сжатия до 230 атм. При таком способе факел распыляемого красящего состава четко очерчен и защищен от окружающей среды облаком паров растворителей, которые предотвращают рассеивание и потерю частиц краски, тем самым улучшая условия труда дорожных рабочих. В результате большого давления и высокой скорости движения краски происходит сопутствующее дополнительное очищение размечаемой поверхности, что приводит к улучшению адгезии и увеличению срока службы нанесенной разметки, при этом линии имеют четкие края без смазанных контуров. Чтобы обеспечить лучшую видимость разметки в темное время суток, в разметке применяют световозвращающие микростеклошарики. Они вводятся в состав краски при изготовления или рассыпаются свеженанесенную краску. Микростеклошарики выполняют также важную роль арматуры и несут защитную функцию, что позволяет увеличить показатель истираемости до двух раз и повысить срок службы линий разметки.

Будущее автомобильных дорог в особых климатических зонах зависит от профессионализма работников отрасли и на сегодняшний день есть все основания полагать, что дорожная отрасль стабильно и уверенно развивается, осваивая самые передовые технологии.

Похожие сообщения

X