Актуальное

Холдинг «ЕВРОЦЕМЕНТ груп»: развиваться, а не выживать

Холдинг «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» всего за несколько лет в десятки раз приумножил свои производственные мощности, объединив 16 цементных заводов в России, на Украине и Узбекистане, и занял 8-е место в мире среди крупнейших производителей цемента.

Президент холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» Михаил Анатольевич Скороход

О развитии компании мы беседуем с президентом холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» Михаилом Скороходом.

– Михаил Анатольевич, сформулируйте стратегию развития холдинга в период экономического кризиса.
– В первую очередь, это оптимизация расходов. «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» в настоящее время реализует программу сокращения издержек по всем направлениям. Приостановлены как недостаточно проработанные проекты, так и проекты, не устраивающие нас по срокам окупаемости.
Мы провели масштабную работу с поставщиками, снизили стоимость поставки сырья, оборудования и запчастей для наших заводов.
Стараемся максимально использовать запасы, хранящиеся на складах предприятий, сокращая тем самым оборачиваемость денежных средств. Сейчас мы фактически работаем в режиме поставки быстроизнашиваемых запчастей, что требует проведения дополнительной деятельности по выстраиванию логистики.
Наша группа потребляет в год более 3,5 млрд куб. м природного газа. Работа с естественными монополиями пока не дала ничего, кроме фиксации имевшихся ранее условий. В настоящее время действует пятилетний контракт, заключенный с «Межрегионгазом», который позволяет нам получать газ по так называемым ФЭКовским расценкам. Это дает существенные преимущества, однако не обеспечивает возможность снижения издержек за счет данной статьи расходов.
Поскольку электричество – это еще порядка 25% затрат, нам приходится вести активную работу с энергосбытовыми компаниями, результатом которой на сегодняшний день является выход на оптовый рынок.
Большим достижением считаю оптимизацию рабочего времени на предприятиях холдинга. Несмотря на то, что зарплата рабочих зависит от сезона, суммарно в течение года они отрабатывают годовое рабочее время и тем самым обеспечивают себе прежний фонд оплаты труда. Это дает нам возможность снижать себестоимость и издержки в зимний период, когда спрос на цемент всегда низкий и когда условно-постоянные расходы тяжелым бременем ложатся на каждую тонну цемента. В то же время летом, когда идет пик потребления, мы платим людям больше.

– Актуальна ли для холдинга задача модернизации и реконструкции производственных мощностей?
– В настоящее время реализуется проект строительства Подгоренского цементного завода в Воронежской области мощностью 2,4 миллиона тонн в год, который будет завершен к концу 2010 года. Начата реконструкция Пикалевского цементного завода: частично мощности предприятия были запущены в апреле этого года, окончание строительных работ запланировано на сентябрь 2009 года.

С целью возведения новых технологических линий проводятся подготовительные и проектные работы по Липецкому и Невьянскому цемзаводам в Свердловской области. Осуществляются предпроектные разработки Катавского (Челябинская область) и Мальцовского (Брянская область) цементных заводов.
На некоторых предприятиях (Кавказцементе, Белгородском, Катанском, Ульяновском заводах) проводится масштабная программа по замене электрофильтров, которые являются достаточно сложным устройством. Каждый новый фильтр стоит порядка 3–4 миллионов евро (не считая затрат на его установку), его монтаж требует остановки печи на три-четыре месяца. С учетом того, что на всех заводах компании 72 печи и на каждой из них стоит как минимум один фильтр, эта программа оценивается в 360 млн евро.

– Ставите ли своей целью постоянное повышение качества выпускаемой продукции?
– Это направление деятельности является приоритетным в работе всех предприятий холдинга. Его развитие стало возможным благодаря кропотливой работе по переоснащению центральных заводских лабораторий и ОТК, контролирующих производство цемента. Качество работы этих подразделений значительно возросло благодаря оснащенности самым современным оборудованием, и у нас появилась возможность не только следить за качеством выпускаемой продукции в режиме реального времени, но и оперативно влиять на технологический процесс и, таким образом, гарантировать соответствие параметров цементов заявленным характеристикам.

– Какова кадровая политика компании в период экономического кризиса?
– В области управления персоналом мы нацелены на заботу о благосостоянии сотрудников, а также на обеспечение их высокоэффективной стабильной работы при постоянном развитии личного профессионального потенциала.
Холдинг «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» строит взаимоотношения с работниками на основе социального партнерства, общности целей, уважения взаимных интересов, реальности принимаемых сторонами обязательств и добросовестности их исполнения.
Мы справедливы и честны с сотрудниками, поощряем профессионализм, инициативность и желание развиваться и всегда открыты для талантливых, энергичных людей, нацеленных на результат и стремящихся к успеху вместе с компанией.

– Нуждаются ли сегодня предприятия холдинга в поддержке Правительства РФ?
– В настоящее время российские цены на цемент ниже уровня и европейских цен, и цен наших соседей по СНГ – Азербайджана и Казахстана. Следовательно, мы заинтересованы в том, чтобы поставлять максимальный объем цемента на экспорт, сохраняя тем самым рабочие места, увеличивая налоговые поступления в бюджеты субъектов федерации и одновременно поднимая экспортную выручку России.
Именно поэтому «Союзцемент» – организация, объединяющая российских производителей цемента, куда входит и «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», – обратился к правительству РФ и Комиссии по тарифно-таможенной политике с просьбой отменить пошлину на экспорт цемента в размере 6,5%. По нашим расчетам, отмена пошлины компенсируется налоговыми поступлениями в размере приблизительно 1,5 миллиарда рублей. Нашу инициативу поддержала и Федеральная антимонопольная служба России.
Если экспортная пошлина будет снята, то российские заводы смогут реализовать за рубежом 15–20 миллионов тонн цемента, то есть в три–четыре раза больше, чем сейчас.
Кроме того, мы бы хотели получить от российского правительства в качестве меры поддержки нашей отрасли повышение импортной пошлины на цемент, равной в настоящее время 5%.

– Каковы, на ваш взгляд, среднесрочные перспективы холдинга? Сможет ли он начать энергичное развитие сразу после улучшения экономического климата?
– Стратегия развития нашей компании всегда выстраивалась на основе серьезных аналитических исследований, позволяющих определить перспективные направления развития. Так, основная часть наших поставок в последние годы осуществлялась для госкомпаний, потому что мы были уверены, что именно этот сектор экономики при любых обстоятельствах будет кредитоспособным. Сегодня доля таких поставок холдинга превышает 40%. Также мы смогли заранее определить, что в этом сезоне спрос на тарированный цемент будет гораздо выше, чем на другой ассортимент, ведь люди вследствие экономического кризиса получили достаточно свободного времени для того, чтобы заняться личным хозяйством.
Благодаря всем перечисленным выше мерам на некоторых региональных рынках «ЕВРОЦЕМЕНТ-груп» уже выходит на прежние позиции, поэтому мы уверены в успехе. Компания перестраивает структуру продаж под потребности рынка, пытаясь гибко реагировать на их изменения.
Примерно через два года мы ожидаем очередной рост спроса на цемент, поэтому активно реформируем производственную инфраструктуру, совершенствуем систему реализации продукции, работы с потребителями, делая акцент на подготовку и переподготовку кадров. Если не предпринимать этих мер, то можно спровоцировать очередную волну дефицита, при которой заводы «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» не смогут конкурировать с поставщиками импортного цемента, и Россия может лишиться одной из базовых отраслей экономики.
Мы убеждены, что у большинства предприятий холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» есть достаточный запас прочности, который поможет пережить нынешнюю экономическую ситуацию и сохранить лидирующие позиции в цементной промышленности страны.
Наша стратегия – это стратегия развития, а не выживания, поэтому мы уверены, что встретим подъем экономики достойно: нам есть что предложить рынку.

107045, Россия, Москва,
М. Головин пер., д. 3, стр. 1
Тел./факс (495) 737-5500,
факс (495) 737-5510
E-mail: [email protected]
www.eurocement.ru

Купить цемент и узнать подробную информацию о продукции холдинга вы можете по тел.: 8-800-700-6363, (495) 967-6565

Другие материалы по теме