жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Ищем лидеров и учимся бережливости

Это стало лейтмотивом VIII сессии Российской Лин школы, которая прошла в Санкт-Петербурге в Дорожном центре научно-технической информации (ДЦНТИ) Октябрьской дороги.

О принципах Лин еще несколько лет назад в РФ знали немногие предприниматели, а сегодня они стали неотъемлемой частью производства сотен компаний, включая таких гигантов, как, скажем, «Русал», «КАМАЗ», «АВТОВАЗ», «Газпромнефть». Инновации помогают предприятиям сократить издержки, оптимизировать управление, улучшить качество продукции и сервисов, ориентированных на удовлетворение потребностей клиентов. В РЖД также внедряют систему «бережливого производства».
Программа поэтапного внедрения системы Лин в железнодорожном холдинге, рассчитанная до 2013 года, в числе первых среди филиалов РЖД реализуется на полигоне Октябрьской магистрали.

На открытии сессии президент компании Lean Plus (США) Майкл Вейдер отметил, что руководство Октябрьской дороги – активный сторонник инноваций и хорошо понимает, какого результата предстоит добиться.
Учитывая опыт европейских и американских компаний, ОАО «РЖД» приняло решение о поэтапном внедрении системы бережливого производства на железнодорожных предприятиях, работающих на полигоне ОЖД.
К примеру, на американских железных дорогах в депо, где выполняли замену, тех¬обслуживание и ремонт тележек вагонов, удалось сократить время выполнения технологических операций на 50–60%. Солидный эффект также был получен и при ремонте локомотивов и двигателей.
РЖД на первом этапе следует ожидать эффекта от локальных проектов. А уже затем можно рассчитывать на существенную экономию в рамках холдинга.
Примером может также стать внедрение «бережливого производства» в известной компании Alstom. Теперь опыт французских машиностроителей переносится на российскую почву. С января начата соответствующая программа: из дюжины предприятий, которые объединяет «Трансмашхолдинг», элементами системы Лин планируется охватить пять.
Предстоит синергия достижений Alstom с опытом и наработками по оптимизации затрат «Трансмашхолдинга». В итоге ожидается появление еще более совершенного продукта, который используют в Alstom. Это означает, что «Трансмашхолдингу» придется освоить принципы Лин и пройти путь, схожий с тем, который выбрали в РЖД. Сессии Российской Лин школы – это удобная площадка для обмена опытом и обсуждения проблем.

Синергия «синих» и «белых» воротничков

Тетик Шукрю, генеральный директор крупного турецкого концерна Goskunoz Metal Form (поставщик комплектующих для автоконцернов «Тойота», «Рено», «Опель»), полагает, что на весомый эффект от системы «бережливого производства» в крупной компании следует рассчитывать не ранее чем через 5–6 лет.
В частности, в Goskunoz стартовали с пилотного участка в 2004 году и лишь за 6 лет интегрировали опыт Лин практиче¬ски во все компании группы. Самым трудным оказалось в самом начале воспитать лидеров, мотивированных задать ритм перемен своим подчиненным.
Стартовый этап вообще самый сложный: ведь инициатива по освоению системы Лин предполагается не только сверху – от топ-менеджеров, но и снизу – от «синих воротничков».
Что тормозит появление такой инициативы? Во многом это связано с теми подходами, к которым все привыкли: ранее специалистов обучали, исходя из принципов массового производства. Ставка делалась на техническое обеспечение, а человек рассматривался в цепочке процессов как оператор, который нажимает кнопки.
Лин школа исходит из того, что оборудование и финансы – это своего рода «среда» бизнеса, а человек – особый инструмент. Работников можно пытаться учить полезным профессиональным навыкам и технологиям.
Но на практике они обычно поступают по-своему: следуют не той модели поведения, которую им проповедуют руководители, а, как правило, копируют реальное поведение менеджеров и их отношение к бизнесу. Поэтому забота о моральном климате и обеспечении безопасности бизнеса должна стать надстройкой над традиционными маржинальными задачами (качество, себестоимость, поставки).
Если специалист с опытом и знаниями на ключевых позициях ставит свои интересы выше корпоративных, то его следует мягко отодвинуть во второстепенные подразделения. Главное на первом этапе – добиться перелома в сознании руководителей, чтобы их инициативы могли распространиться на все коллективы.

Рацпредложения – обычная работа

Схемы школы Лин, которые применяют на предприятиях за рубежом и в России, – общие. На каждом предприятии находят свои формы их воплощения на практике. Одна из важнейших задач – мотивация менеджеров: ведь при освоении системы Лин приходится увязывать корпоративные правила со стратегией постоянных улучшений и гармонизировать выполнение традиционных бизнес-задач с интересами потребителя. Также должна сложиться межфункциональная команда лидеров, готовая генерировать кайдзен-идеи (для непрерывного улучшения бизнес-процессов и устранения потерь).
Кстати надо отметить, что система «бережливого производства» не тождественна традиционным методам организации «стахановской» или рационализаторской деятельности. Рацпредложения – это то, за что специалист должен получать зарплату. Рабочий, грубо говоря, должен закручивать гайки, а менеджер – думать, как персоналу эффективнее выполнить свои обязанности.

Пять шагов к эффективности

В основе обучения пять «родитель¬ских» шагов к эффективности.
1. Объяснять и показывать опыт использования принципов Лин.
2. Учить и тренировать руководителей и специалистов для реализации пилотных проектов.
3. Стимулировать и требовать выполнения кайдзен-стандартов, исключить бюджетное финансирование капзатрат, не прошедших аттестацию по их оптимизации на основе Лин.
4. Признавать и хвалить лидеров.
5. Помогать материально инициаторам программ.

Обучение бережливому производству лишь на 20–30% проходит в аудиториях, остальное делается непосредственно на рабочих местах, в цехах и отделах. Это предусматривает не столько выполнение рекомендаций тренера, а выработку идей у участников учебного процесса по заданной им методологии. Идеи не внедряются извне, они вырабатываются самими участниками производственного процесса и ими же реализуются, что дает эффект синергии. Группа, которую объединяет реализация проектов, постепенно становится командой, способной к инновациям.

Сейчас в ОЖД реализуют несколько пилотных проектов по системе Лин. На нынешнем этапе предстоит охватить всю дорогу элементами «бережливого производства». Это поможет оптимизировать издержки, повысить производительность труда и пересмотреть производственные процессы с точки зрения их эффективности и влияния на создание добавленной стоимости.

Андрей Лазарев

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X