жк днепропетровская 37 студия 3.3

Актуальное

Инновации выходят из проектной стадии (интервью с начальником управления инновационной политики КЭРППиТ Д. Цукановым)

Третий год реализации городской программы по инновационной политике позволяет подвести итоги и сделать выводы. Практически оформилась инфраструктура поддержки инноваций, определились приоритетные направления. В ближайшие полтора года предстоит окончательно сформировать городскую среду, стимулирующую экономику к инновационному развитию.

Об итогах реализации основных направлений программы инновационного развития мы попросили рассказать начальника управления инновационной политики КЭРППиТ Дениса Цуканова.

цуканов.jpg– Денис Геннадьевич, чего городу удалось достичь в области инновационного развития, благодаря целенаправленной политике?

Есть ли удовлетворение от воплощения программы или хотелось бы внести в нее коррективы?


– Комплексная программа мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге была принята в январе 2008 года. Она рассчитана на реализацию до 2011 года. В нее включены различные мероприятия, в том числе по развитию элементов инновационной инфраструктуры: технопарк, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования, ОЭЗ и др. А также меры прямой финансовой поддержки инновационного предпринимательства. Важным направлением, на мой взгляд, является развитие кластеров, обучение и переподготовка персонала, пропаганда и популяризация технологического предпринимательства…

Еще одно приоритетное направление – модернизация существующих предприятий. Логика построения программы следующая. Чтобы достигнуть цели, которую ставит федеральное правительство – создать экономику знаний, инновационную экономику, нужно сделать пять шагов. Мобилизовать человеческий капитал. Осуществить модернизацию действующих предприятий традиционной экономики. Ведь используя морально устаревшие основные фонды, трудно воспринимать инновации, то есть внедрять новые технологии на производстве. И, наконец, сформировать новые инновационные предприятия. Далее их объединить в инновационные кластеры и обеспечить рост как традиционных, так и инновационных предприятий в подготовленной инфраструктуре.

Общий объем инвестиций в прошлом году составил 1 млрд 600 млн рублей. Большая часть средств была направлена на формирование инфраструктуры, обустройство двух площадок особой экономической зоны, на технопарк.



– На какой стадии реализации находятся названные объекты?


– Наукоград, технопарк и ОЭЗ – проекты, реализуемые совместно с федеральным правительством. Реально функционирует сегодня ОЭЗ.

Проект технопарка рассчитан на реализацию до 2015 года. Сейчас завершена разработка всех градостроительных решений. Разработан проект планировки, мастер-план развития территории, единое руководство по проектированию объектов на территории технопарка.

В начале июля мы планируем провести градостроительный совет по утверждению единого руководства по проектированию объектов технопарка. Ведь построенный комплекс ИТ-объектов должен быть комфортным для работы специалистов. Осуществляется инженерная подготовка площадки. Строительство первой очереди объектов запланировано в 2011 году.

Это будут здания администрации, учебный центр и бизнес-инкубатор. Проект наукограда также находится на стадии инженерной подготовки. Ведутся работы по прокладке сетей.

– Сформировались ли приоритетные направления, которые принесут ощутимые результаты?

– Если мы рассмотрим такие мероприятия, как модернизация, пропаганда, подготовка кадров, то безусловный приоритет в прошлом году и в этом – финансовая господдержка предприятий. В 2009 году на эти цели было направлено около 210 млн рублей, которые формируют систему грантов, субсидий, премий.

Если ранжировать мероприятия по приоритетности, то после финансовой поддержки на втором месте идет модернизация существующих предприятий. На третьем месте – подготовка кадров. Далее – пропаганда и продвижение инноваций.

И завершает весь комплекс мер, направленных на кластерное развитие. Это создание вертикально интегрированного производства с замкнутой технологической цепочкой, что позволяет увеличить конкурентоспособность производимой совместно продукции.

– В каких пропорциях между приоритетными направлениями распределено финансирование и каким образом работают эти инвестиции?

– В 2009 году на модернизацию направлено около 100 млн рублей. На пропаганду почти 40 млн. Из них 28 млн рублей, то есть более 70%, было вложено в организацию российского инновационного международного форума.

Меры по содействию в модернизации предприятий включают в себя субсидии на возмещение части расходов по обслуживанию кредитов и лизинговых платежей, связанных с приобретением нового технологического оборудования.

Среди участников программы такие предприятия, как ООО «Авангард», ОАО «Климов», ЗАО «Завод им. Козицкого». В прошлом году были предоставлены субсидии на сумму 79 млн рублей, и в результате предприятиями было закуплено оборудование на 1 млрд 900 млн рублей. Таким образом, процесс работает на основную цель: создание предприятий новой экономики, выпускающих конкурентоспособную продукцию.

Благодаря этому мы формируем спрос на инновации тех предприятий, которые находятся на передовом крае технологического развития. Часть средств прямой финансовой господдержки связана с обеспечением качества продукции. Здесь возмещаются затраты на сертификацию продукции и систем менеджмента.

Субсидии на возмещение затрат по обучению кадров выделялись в прошлом и будут осуществляться и в этом году, поскольку это тесно связано с модернизацией. В прошлом году прошли обучение 94 человека, переподготовку 235. Курсы повышения квалификации прошли 944 человека, их переподготовка была необходима для того, чтобы специалисты получили навыки работы на новом технологическом оборудовании.

– Можно ли сегодня оценить эффективность работы созданных элементов инфраструктуры, их отдачу?

– Говоря об обучении кадров, можно привести конкретный пример. Мы ведем подготовку специалистов для инновационных предприятий, и сегодня в четыре раза выросло финансирование на зарубежные стажировки специалистов. Эта работа помогает продвигать наши проекты за рубеж.

Речь идет о стажировке в компании GM. В прошлом году затраты составили около 1 200 тысяч рублей. И есть соглашение на заключение контракта на дальнейшее приобретение разработок наших ученых. Ориентировочная сумма приближается к 10 млн рублей. Отдачу уже дают и бизнес-инкубаторы. Работающие в городе инкубаторы разделяются на два типа. Сервисный – предоставляет в аренду помещения с набором услуг. Второй тип инкубаторов осуществляет услуги по сопровождению проектов.

Вопрос эффективности этих структур может быть оценен тремя способами. Это объем поступления налогов в местный бюджет, количество созданных рабочих мест и объем привлеченных инвестиций. Это критерии, принятые в международной практике.

Задача, которая стоит сейчас, – это формирование истории успеха. Пока мы не можем оценить, которая из этих двух моделей инкубаторов приживется на нашем рынке. В будущем мы должны сформулировать общие для всех критерии отбора, правила доступа, реестр услуг и тарифы. То есть нужно время на наработки опыта, который позволит определить емкость рынка и, следовательно, реальные сроки бизнес-инкубирования. Пока мы находимся в начальной, опытной стадии. Сейчас очевидно, что спрос на льготную аренду рабочих мест есть.

Необходимо определиться, каков спрос на услуги по сопровождению проектов, которые могли бы реально привлечь инвестиции. На наш взгляд, таких проектов в городе немного. Поэтому для бизнес-инкубатора «Ингрия» мы ставим задачу поиска партнеров, которые в том числе смогут привлечь проекты из-за рубежа.

– В какой степени вовлечены в инновационный процесс созданные при ведущих вузах города различные по задачам центры коллективного пользования?

– Центры коллективного доступа не финансируются в рамках городской программы. Это частная инициатива университетов. В этом году мы впервые предусмотрели в программе предоставление субсидий центрам коллективного пользования для оснащения и переоснащения оборудования, необходимого для ведения научных исследований. На эти цели предусмотрено 50 млн рублей. Заявку на такую же сумму подали и в Министерство экономического развития. На состоявшемся 28 июля совещании в МЭР были одобрены все поданные на конкурс заявки Санкт-Петербурга. Таким образом, в 2010 году мы получим от федерального правительства на реализацию комплексной программы более 100 млн рублей, в том числе 30 млн рублей на оснащение ЦКД.



– В прошлом году в городе появился новый ресурсный центр «Инновация». Насколько успешно идет его работа?


– Основная задача центра – проведение презентаций инновационных проектов инвесторам. И, безусловно, просветительская деятельность. Считаю необходимым открыть на базе ИКЦ «Инновация» постоянно действующий стенд для ответа на обращения инновационных предприятий и разработчиков.

Надо постоянно разъяснять, как попасть в ту или иную программу финансирования, помочь составить заявку. Вторая задача – проведение имиджевых мероприятий. Например, РОСНАНО в Петербурге активно использует эту площадку для проведения презентаций нанопроектов. Также подобные мероприятия проводятся для частных инвесторов.

Любовь Ежелева

Другие материалы по теме

X