жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Из прошлого в будущее (круглый стол о необходимости модернизации предприятий стройиндустрии)

Модернизация производственных мощностей предприятия – необходимое условие поддержания конкурентоспособности компании. Особенности проведения техперевооружения обсудили участники круглого стола, организованного журналом «Промышленно-строительное обозрение».

Участники круглого стола:

35_Гоменюк.jpgВладимир Гоменюк,

финансовый директор

холдинга ПСК «Пулково»

35_Коновалов.jpgВладимир Коновалов,

президент

Группы компаний «Викон»

35_Казанов.jpgАлександр Казанов,

генеральный директор

ООО «Завод слоистых пластиков»

35_Горбачев.jpgВиталий Горбачев,

коммерческий директор

Группы компаний БИС

– Насколько актуально в сегодняшних условиях проведение модернизации предприятий стройиндустрии?

Владимир Коновалов:

– В современных условиях новые технологии внедряются крайне медленно. Индустриальные методы строительства требуют крупных инвестиций для того, чтобы построить завод, приобрести оборудование и наладить производство. Так, основные вложения в развитие ДСК были еще в советские времена. Для монолитного строительства особых вложений не требуется. Можно взять в лизинг дешевую опалубку и возводить здания. Еще совсем недавно региональные девелоперы не имели средств на покупку даже недорогого оборудования. Крупнейшим же российским застройщикам, при их огромной марже, бороться за экономию в пару сотен долларов с «квадрата» было не интересно.

Но ситуация меняется, и собственники железобетонных заводов ясно осознают необходимость модернизации производственных мощностей. К сожалению, это осознание пришлось на период, когда инвестиционные возможности предприятий значительно сократились.

Виталий Горбачев:

– Потребность в модернизации мощностей российских производителей стеновых материалов назрела еще в 90-х годах. А сейчас перевооружение предприятий стройиндустрии необходимо как воздух, ведь производители кирпича не могут удовлетворить запросы архитекторов, проектировщиков, частных застройщиков. Выбор цветовой гаммы и типоразмеров ограничен, да и по техническим характеристикам мы часто проигрываем конкурентам из Германии, Италии, Финляндии, Бельгии и других стран.

Ведь там уже давно работают современные высокотехнологичные заводы, на которых трудятся от 10 до 50 человек. Тогда как на отечественных предприятиях с аналогичным объемом производства заняты 100–500 работников.

Рынок заполняют так называемые альтернативные продукты: вентфасады разных типов для облицовки, ячеистые и керамзитобетоны, основное преимущество которых в более низкой цене.

Модернизация позволяет снизить себестоимость производства, а значит – повысить конкурентоспособность производителя, сделает его продукцию более доступной для строителей. Расширение ассортимента керамических изделий отечественного производства позволит возводить энергоэффективные, экологически безопасные конструкции, строить много, красиво и разнообразно.

Возможность модернизировать свои производства у наших производителей существует. У нас есть высококачественное сырье, энергоресурсы. Есть возможность получить кредит у отечественных или зарубежных банков, взять технику в лизинг. На рынке появился огромный выбор современного оборудования как иностранного, так и отечественного производства. И многие идут этим путем. Современные заводы, выпускающие кирпич, появились за последние годы в Кирово-Чепецке, Павловом Посаде, Твери, Туле и других городах.

Александр Казанов:

– Модернизация предприятий – одна из возможностей подготовиться к будущему экономическому росту. Уже сейчас рынок строительной продукции активизируется, а в дальнейшем ситуация будет только улучшаться. Кроме того, техперевооружение предприятий необходимо проводить при любых условиях, и в кризис, и во время экономического роста.

В любое предприятие нужно вкладывать деньги для того, чтобы оно было конкурентоспособно. На эти цели нужно направлять максимум прибыли. Ведь если не обеспечивать рынок необходимой продукцией, можно лишиться своей ниши – ее займет кто-то другой. Нужно снижать себестоимость производства, осваивать выпуск новой и повышать технические характеристики существующей продукции.

А для того, чтобы выпускать качественные материалы, необходимо постоянно обновлять существующее оборудование, вводить в строй новое.

– Расскажите о проектах модернизации производств, реализуемых вашей компанией.

Владимир Гоменюк:

– Понимая, что инновации приносят прибыль и новых клиентов, а остальное – лишь затраты, корпорация постоянно осуществляет техническое перевооружение мощностей и совершенствование бизнес-процессов. Это попытка построить будущее, обеспечить лидирующее положение в отрасли и регионе.

В 2009–2010 годах на нашем предприятии введены в эксплуатацию новое высокотехнологичное производство по выпуску сэндвич-панелей, автоматическая линия по дробеметной очистке и окраске металлоконструкций Intech, линия пиления-сверления с ЧПУ VOORTMAN, другие станки и оборудование. Были закуплены новые строительные вышки, несколько тягачей и специальных полуприцепов для перевозки крупногабаритных металлоконструкций. Это не только дает возможность изготавливать новые виды продукции, но и существенно повысить ее качество, увеличить производительность труда, снизить издержки.

Всего за 2009–2010 годы на модернизацию и развитие производств предприятиями корпорации было потрачено свыше 200 млн рублей.

Александр Казанов:

– Мы обновили прессовое оборудование – комплектующие приобрели у немецкого производителя с мировым именем – фирмы Siempelkamp. В декабре прошлого года приступили к следующему этапу. Закупили новую линию для финишной обработки материала: шероховальные станки, станки по обрезке кромки – все немецкого производства. Значительный объем инвестиций направили на приобретение пресс-прокладок для улучшения поверхности декоров пластика. Одновременно установили дополнительное компрессорное оборудование, стеллажные системы, погрузо-разгрузочную технику и т. д. Кроме того, сегодня ведем модернизацию управления производственным процессом – от аналогового к цифровому.

Владимир Коновалов:

– В связи с кризисом перед технологами и конструкторами Группы компаний «Викон» была поставлена задача создания «антикризисного» продукта, сочетающего возможность изготовления максимально широкой гаммы сборных железобетонных изделий и минимальную стоимость.

Такой продукцией стал универсальный стенд, представляющий ровный формующий стол с подогревом (шириной – 4,0 м и длиной до 120 м), который состоит из отдельных сегментов, соединенных между собой болтовыми соединениями.

Кризис заставил производителей ЖБИ, имеющих в своем арсенале универсальные стенды, гибко реагировать на потребности рынка, когда вал сменился адресным заказом разнообразной номенклатуры небольшими партиями. Такая ситуация на рынке сборных железобетонных изделий требует от поставщика максимальной гибкости, возможности быстрой переналадки и минимальных затрат на энергообеспечение.

Так, в период кризиса ни один универсальный стенд в нашей компании не простаивал, а зачастую мощности были загружены на 100%.

– Как вы считаете, какова наиболее популярная схема проведения модернизации и способы ее финансирования сегодня на предприятиях стройиндустрии?

Владимир Коновалов:

– Как правило, осуществить замену основного технологического оборудования вполне реально даже без полной остановки производства. Разумеется, есть и исключения. Поэтому в каждом конкретном случае подходы к модернизации заводов определяет номенклатура выпускаемой продукции и производительность предприятия.

Виталий Горбачев:

– Уверен, что эффективней будет построить новое производство, но это дорого! Действуюшие технологии позволяют, в отдельных случаях, использовать площадку и некоторые готовые решения существующих мощностей, не нарушая ритма работы предприятия.

Думаю, что частичная модернизация не даст существенного снижения себестоимости и в долгосрочной перспективе приведет к моральному устареванию производства. Значит – опять потребуются дополнительные расходы. Выгоду от такой работы надо считать отдельно по каждому случаю. Например, до 2009 года потребность российского строительного рынка в кирпиче была такая, что успешно продавалась продукция любого качества и по любой цене. А в ближайшие несколько лет предложение будет превышать спрос. Сейчас наступили времена, когда надо думать, что выпускать и как сделать свое предприятие выгодным.

Александр Казанов:

– При приобретении нового оборудования мы использовали лизинговую схему как наиболее удобный и выгодный вариант.

– Насколько велика конкуренция среди поставщиков оборудования в вашей отрасли?

Владимир Коновалов:

– Конкуренция на рынке отечественных производителей оборудования для выпуска изделий сборного железобетона весьма незначительна. Особенно в части комплексной модернизации предприятий, поскольку это действительно продолжительная и очень сложная работа.

По существу нашими реальными конкурентами на отечественном рынке являются зарубежные компании, в первую очередь из таких стран, как Германия и Италия.

В условиях кризиса, когда время «шальных» денег закончилось, для российских производителей открывается прекрасный шанс занять новые ниши на рынке. Но только при одном условии – их продукция и оборудование не должны уступать по качеству западным компаниям.

Что же касается рынка подержанного оборудования для предприятий ЖБИ, то этот бизнес в России практически отсутствует, поскольку вся техника, находящаяся в эксплуатации, физически и морально устарела. В Европе этот рынок хорошо развит, но, покупая там какие-либо машины, российский потребитель сталкивается с проблемами, связанными с ремонтом, доставкой, запуском в эксплуатацию, оценкой технического состояния. А все это означает серьезные риски в последующей эксплуатации оборудования.



Александр Казанов:


– При проведении модернизации производственных мощностей мы заказываем оборудование ведущих зарубежных производителей, в первую очередь к ним можно отнести немецкие компании. Качественных технологических линий российского производства для обработки слоистых пластиков не существует.

Могу отметить, что сейчас отличное время для приобретения высококачественного оборудования на вторичном рынке Европы. Там закрывается множество предприятий и технологические линии можно купить с большим дисконтом. Это разнообразные станки, агрегаты для дерево- и металлообработки, другое промышленное оборудование производства ведущих мировых компаний. Для многих российских предприятий такой вариант может быть находкой. Ведь продается техника, срок амортизации которой меньше 10 лет – совсем немного, если учесть потенциальные сроки эксплуатации.



– Как может повлиять на инфраструктуру предприятия замена или установка новых производственных мощностей?

Александр Казанов:

– За последние два года – с начала проведения модернизации – мы увеличили объем продаж в три раза. Соответственно, потребовались и изменения в штатной структуре. Пришлось полностью перестроить коммерческий отдел, отделы главного инженера, главного механика. Ведь основная ответственность после проведения модернизации ложится на их плечи. Наши сотрудники прошли дополнительную подготовку и повышение квалификации.

Владимир Коновалов:

– Модернизация предприятий включает не только замену оборудования, но и изменение условий работы всей инфраструктуры предприятия. Этим вопросам, к сожалению, не всегда уделяется должное внимание.

При проведении реконструкции ключевое значение имеет оптимизация логистической схемы – от завоза инертных материалов и других комплектующих до отгрузки готовой продукции потребителям. За счет правильной организации труда и логистики на предприятии зачастую можно добиться увеличения производительности до 15% и более без дополнительных инвестиций в замену технического оборудования.

Владимир Гоменюк:

– Сейчас наличие современного промышленного оборудования – важнейший элемент развития любого предприятия, но недостаточный для успешного функционирования. Необходимо выстроить систему управления, иметь квалифицированный и мотивированный персонал. Производство должно быть ориентировано на знания и передовые технологии.

Одна из основных задач нашего холдинга – создание бережливого производства. Цель этого шага – избавление от всех непроизводительных потерь, не создающих ценностей операций. Бережливое производство подразумевает не сокращение людей, а разумное использование их труда. В связи с этим постоянно пересматриваются содержание рабочих операций, должностные инструкции персонала так, чтобы они отвечали принципам эффективного производства.

– Какие основные сложности испытывают предприятия при проведении модернизации?

Виталий Горбачев:

– Существует множество проблем на пути развития отечественного производства стройматериалов.

Нужны недорогие, долгосрочные кредиты. Обеспечение энергоносителями по разумным ценам. А ведь сейчас только подключение газа стоит зачастую дороже самого производства. Кроме того, нам не хватает профессионалов в области производства керамики. Таких специалистов надо обучать в Европе и Америке. Необходимо открывать свои учебные заведения, в которых будут готовить специалистов, основываясь на опыте других стран.

А это значит, что без поддержки государства никакая серьезная модернизация невозможна! Уж не говоря о том, что у нас в стране если нет административного ресурса, то лучше и не затевать серьезные вложения.

Владимир Коновалов:

– Помимо понятной проблемы нехватки финансовых средств при проведении модернизации, я бы выделил два момента.

Важнейшим аспектом реализации эффективного техперевооружения является качественная подготовка и составление технического задания, которое является определяющим для разработки предпроектной и проектной документации на реконструкцию и техническое перевооружение. То, что будет упущено на этом этапе, сложно устранить в ходе проведения последующих работ.

Стоит упомянуть и пресловутый человеческий фактор. На многих предприятиях стройиндустрии элементарно отсутствуют профессионалы, которые могли бы обеспечить эффективное и быстрое проведение модернизации. А значит, заказчик зачастую просто рискует, начиная эти работы без подготовленного персонала. К сожалению, тезис «Кадры решают все!» никто отменить не может.

Подготовила

Славяна Румянцева

Другие материалы по теме

X