жк днепропетровская 37

В будущее на высокой скорости

Активное внедрение ОАО «РЖД» современных методов управления бизнесом, инновационных технологий обеспечивает успешную реализацию инвестиционных проектов, которые оказывают огромное влияние на развитие территорий и транспортный рынок Северо-Запада.

Об опыте использования современных технологических решений в реализации инвестиционных программ, инновационных методах организации перевозок мы попросили рассказать начальника Октябрьской железной дороги к.э.н. Виктора Степова.

– Виктор Васильевич, сегодня эксперты констатируют: спрос на новинки, инновационные технологические решения весьма невелик… Насколько для РЖД интересен рынок инноваций?

– Считаю, что ОАО «РЖД» как один из крупнейших игроков на российском рынке оказывает существенное влияние на уровень спроса на инновации. По сути, реализация инвестиционной программы холдинга в зоне ответственности Октябрьской железной дороги, которая включает в себя масштабные проекты по развитию инфраструктуры, создание скоростного движения, и есть инвестиции в инновации.

Совершенно очевидно, что организация скоростного движения между Санкт-Петербургом и Москвой потребовала современных технологических идей, инновационных инженерных решений. Скажем, для обслуживания поезда «Сапсан» мы создали депо «Металлострой» – это, без преувеличения, объект будущего.

Инновационность его в том, что здесь практически исключается влияние человеческого фактора. Поскольку в автоматизированном режиме контролируются все технологические процессы, ведется настройка оборудования, проверка качества.

Внедренные при реконструкции депо уникальные технологии позволяют значительно сократить время простоя электропоездов, снизить себестоимость технического обслуживания, обеспечить экономию ресурсов и безопасность персонала. И безусловно, для достижения таких параметров работы депо потребовались не только нестандартные инженерные решения, но и инновационные оборудование, техника.

Проект по организации скоростного движения между Санкт-Петербургом и Хельсинки, первый этап которого будет реализован в декабре, тоже пример широкого применения инноваций. При реконструкции магистрали под скоростное движение, в первую очередь ее напряженных и скоростных участков, использовались новые технологии устройства основания полотна, повышающие устойчивость пути. Кроме того, дорога была оборудована новейшими системами автоматики, управления движением, безопасности.

Безусловно, и далее, на втором этапе, предусмотрено применение новинок. Сейчас уже между финскими специалистами и проектной компанией «Гипротранспуть» есть договор на использование финского метода ламельной стабилизации для укрепления основания при сооружении железнодорожного пути от Выборга до Каменногорска.

– Каким технологиям, методам отдается предпочтение, отечественным или зарубежным?

– Все зависит от того, насколько технология эффективна, экономична для проекта в целом, насколько отвечает его целям и задачам. То есть важен не только сам факт применения инноваций, а и квалифицированный подход к выбору адекватного комплекса решений, делающих проект эффективным во всех смыслах, к организации процесса использования новых технологий и методов, мирового опыта.

И это подразумевает активные действия на всех направлениях управления бизнесом. Невозможно ждать должной отдачи от проекта, если заранее не позаботиться о переобучении персонала для работы в новых условиях, если не совершенствовать схемы движения грузов, не работать над диверсификацией транспортных услуг. И конечно, там, где не годятся традиционные методы, для достижения цели используются инновационные решения.

Сейчас одна из важнейших задач – повышение пропускной способности дороги, обеспечение потребностей российской экономики. И например, создание оптимального режима следования грузопотоков на участке Волховстрой – Кошта, через который грузы направляются в порты Северо-Запада и где объемы грузового движения самые большие в стране, тоже потребовало комплекса организационных, технических и технологических решений.

На первом этапе предполагалось строительство обхода станции Волховстрой, оно завершается в этом году, а в следующем намечена реконструкция станции Бабаево. В результате появится возможность в полном объеме обеспечить все порты тем потоком, который пойдет по этому направлению.

Инновационные системы автоматики, телемеханики, которые внедрялись в ходе строительства и реконструкции, позволяют вести обслуживание пути на новом уровне. Это единственный в России опытный участок по удаленному мониторингу состояния устройств СЦБ – стрелок, сигналов, светофоров.

Если раньше специалист был обязан выезжать на место, чтобы проследить за их состоянием, сейчас эта процедура осуществляется через устройства контроля удаленного доступа. Мы, таким образом, уходим от неквалифицированного труда, повышаем интерес к профессии, значимость специалистов.

А если конкретизировать, то в основном при создании инфраструктуры, систем безопасности при управлении движением используются российские технологии, в том числе и оригинальные разработки. Сейчас на дороге активно идет внедрение такой новинки, как бесподкладочные рельсовые скрепления (АРС-4).

Это весьма интересная российская разработка, и надо заметить, что затраты на обслуживание таких рельсовых скреплений уменьшаются более чем в два раза, притом что это легко настраиваемое, регулируемое оборудование. И здесь, конечно, РЖД формирует на него спрос.

Создавая специализированный центр управления скоростным движением между двумя столицами, который нацелен на обеспечение безопасности как движения, так и пассажиров, мы, безусловно, использовали инновационные технологии, в том числе и отечественную навигационную систему ГЛОНАСС.

Ядром центра является современный управляющий комплекс, который с помощью специальных программ и математических методов вырабатывает регулировочные решения. Системой реализуются энергооптимальные графики с использованием автоведения на базе ГЛОНАСС, обеспечивается мониторинг и диагностирование инфраструктуры и подвижного состава, а также управление работой эксплуатационного персонала всех ремонтных и технологических служб.



– Виктор Васильевич, получается, именно проекты по организации скоростного движения дали толчок росту спроса на инновации…

– Повторюсь: все инвестиционные проекты стали импульсом для внедрения инновационных технологий, нестандартных решений. Вместе с тем скоростное движение само по себе наукоемкое производство, требующее высокой компетенции, квалификации и топ-менеджеров, и специалистов.

Конечно же, такой вид пассажирских перевозок чрезвычайно востребован, мы успешно конкурируем с другими видами транспорта, в частности с аэрофлотом. Сегодня между Санкт-Петербургом и Москвой курсируют восемь пар поездов «Сапсан», и загружены они на 93%.

Скоростное движение, как локомотив, тянет за собой новые технологии, оказывает влияние на уровень развития промышленности, требует современного подхода к подготовке специалистов. И само собой, способствует интенсивному развитию территорий.

Сейчас уже ведется разговор о пуске «Сапсана» на Великий Новгород. Во всяком случае, такую идею озвучил губернатор Новгородской области Сергей Герасимович Митин, а президент ОАО «РЖД» Владимир Иванович Якунин ее поддержал. Пока инфраструктура на этом направлении не готова к высокоскоростному сообщению.

Но совершенно очевидно, что при решении этой задачи рейтинг Великого Новгорода, как и Твери, повысится, а с ним и стоимость земель, потенциал для размещения новых производств, создания рабочих мест и т. д. Тем самым мы очень серьезно повлияем на социально-экономическое положение региона.

Убежден: за скоростным сообщением будущее. ОАО «РЖД» получило новые заказы на поезда для организации движения в Сочи, в пределах Северо-Кавказской дороги. Потребность настолько высока, что премьер-министр Правительства России Владимир Путин поручил рассмотреть возможность организации высокоскоростного движения в Сибири. Речь идет о Новосибирске, Челябинске, Нижнем Тагиле. В целом это совершенно новый виток в развитии нашего государства.

– Повышение скорости, вероятно, необходимо и в области грузоперевозок…

– Конечно, грузоперевозки требуют и скорости, и инновационных методов организации движения грузопотоков. Нами внедрен в постоянную эксплуатацию проект по перевозкам крупнотоннажных контейнеров по схеме «блок-трейн», введены в эксплуатацию рефрижераторные поезда по перевозке скоропортящихся грузов. И мы рассчитываем в этом году до 17% увеличить долю железнодорожного транспорта в сегменте высокодоходных услуг.

В мае со станции Автово начал курсировать на Москву прямой ускоренный контейнерный поезд. Это не новая технология перевозок, но открытие линии весьма символично: в кризис сбои поставок импортных стройматериалов и оборудования свели к минимуму контейнерный поток на железной дороге. И возобновление маршрута, потребность в такого рода услугах, безусловно, признак преодоления кризиса.

Подготовила Роза Михайлова

Похожие сообщения

X