жк днепропетровская 37 евродвушка

Строим Добро

Осталось запустить конвейер (кластеры как основа инновационного развития предприятий)

Санкт-Петербург, некогда один из крупнейших центров оборонной промышленности, академической и вузовской науки, готов к инновационному прорыву, но при условии обеспечения федерального спроса на продукцию предприятий.



Потенциальные возможности


Амбициозные цели по достижению Санкт-Петербургом статуса инновационного центра мирового уровня, повышение конкурентоспособности городской экономики волей-неволей становятся одной из первостепенных задач бизнеса. И не только потому, что 80% инвестиций для российского инновационного рывка, по замыслу Правительства РФ, должны быть частными. Промышленники не против инвестировать в инновации: к этому их подталкивает грядущая смена технологического уклада.

– Отставание в переходе отечественной экономики на шестой технологический уклад приведет к окончательному превращению России в сырьевую площадку для развитых стран, – отмечает Анатолий Турчак, президент СПП СПб. – Россия открыта для мировой экономики и обязана принять вызовы в борьбе за технологическое превосходство, за ресурсы и рынки сбыта.

Но запущен ли инновационный «конвейер» в Санкт-Петербурге? А если нет, то что тормозит его движение? На эти вопросы постарались ответить участники совместного заседания президиумов Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, Совета ректоров вузов СПб, Научно-технического совета при правительстве СПб, КНВШ и КЭРППиТ, которое проходило в рамках конгрессной программы XIV Международного форума «Российский промышленник» и III Петербургского международного инновационного форума.

Надо отметить, что гости и участники форума нисколько не сомневались в том, что Петербург обладает всеми необходимыми предпосылками для инновационного прорыва. Это мультиотраслевая промышленность, в том числе высокотехнологическая, ведущие вузы и научно-исследовательские институты страны, ОЭЗ, технопарки и бизнес-инкубаторы, институты финансовой поддержки, инвестиционный климат, близость к европейским столицам.

Генеральный директор ФГУ «Центр испытаний и сертификации – Санкт-Петербург», заместитель председателя НТС при правительстве Санкт-Петербурга член-корреспондент РАН Владимир Окрепилов подчеркнул, что научная и промышленная структура города готова запустить «конвейер» от идеи до серийного выпуска конкурентоспособной продукции. Для этого уже есть работоспособная цепочка, которая включает 44 академических института, более 100 вузов, свыше 160 отраслевых НИИ и КБ и около 700 промышленных предприятий.

Об инновационности петербургских предприятий можно, в частности, судить по результатам конкурса на получение субсидий за счет средств федерального бюджета по Постановлению Правительства РФ от 09.04.2010 г. № 218. Цель конкурса – создание новых высокотехнологичных производств с обязательным привлечением средств бизнеса в качестве софинансирования. В нем приняли участие 49 предприятий.

Как один из четырех представителей Санкт-Петербурга, вошедших в консультативный научный совет инновационного центра «Сколково» (наряду с Ж. И. Алферовым, Ю. В. Наточиным и М. В. Дубиной), Владимир Окрепилов высказался за подготовку предложений по участию петербургских предприятий и организаций в реализации планов «Сколково», а также за рассмотрение возможности создания аналогичных структур в Северной столице.

Центр науки, промышленности и образования

– Основой инновационного развития должно стать взаимодействие бизнеса и высшей школы как на городском, так и на федеральном уровне, – полагает председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, ректор СПбГУ ИТМО Владимир Васильев. – Сегодня перспективы взаимодействия петербургской научной школы с крупными корпорациями, которые заняты формированием своей программы инновационного развития, очевидны. Кроме того, в число 12 вузов, с которыми были подписаны соглашения в рамках развития территории «Сколково», вошли три организации из Петербурга.

Благодаря участию в конкурсе по Постановлению № 219 четыре вуза получили финансирование программ по развитию инновационной инфраструктуры. В стадии экспертизы находится Постановление № 220 по созданию уникальной лабораторной базы по приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных исследований. Проходит согласование постановление, которое будет нацелено на финансирование инфраструктуры научно-образовательного профиля, на взаимодействие университетов с академической наукой в направлении совместных научных исследований и подготовки кадров.

По словам ректора СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Владимира Кутузова, в городе началось формирование технологической платформы по приоритетным направлениям развития науки и техники, которые при бюджетной поддержке станут точками роста. Это энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии и телекоммуникации, медицинские технологии и фармацевтика, стратегические информационные технологии.

Обладая практически сложившимися кластерами в области судостроения, радиоэлектроники, энергетики, машиностроения, город мог бы реализовать пилотный проект федерального промышленно-научно-образовательного центра, действующего в русле приоритетных направлений. Образовательная составляющая центра сможет базироваться на вузах, имеющих статус федеральных инновационных университетов и национально-исследовательских центров.

Неестественный отбор

– Почему инновационная экономика складывается не так, как это необходимо? Потому что этому способствует ряд ошибок, – уверяет директор ЦНИИ им. А. Н. Крылова академик Валентин Пашин. – Сказываются как управленческие издержки, связанные с наличием различных программ отраслевых министерств и агентств, так и финансовые, обусловленные действием 94-ФЗ. Кроме того, наблюдается полное отсутствие обратной связи рынка и разработок промышленности.

Пора выстроить и принять за основу всю инновационную цепочку целиком. Для этого, прежде всего, узаконить понятие инновационной экономики с обязательным коммерческим результатом, то есть выходом на рынок продукции, имеющей потребительский спрос. Знания нужно превратить в деньги.

Затем – возродить единый исполнительный орган, объединяющий науку и технологии, и в рамках общего распределения вести финансирование на конкурсной основе. Важно также изменить процедуру отбора проектов и пересмотреть критерии инновационности научных и научно-производственных центров.

Роль такого арбитра мог бы взять на себя СПП. Еще лучше – создать единую целевую программу «Санкт-Петербургские инновации», так как существующие программные документы не состыкованы ни в организационном, ни в территориальном плане.

По мнению Валентина Пашина, отбор претендентов следует производить по результатам экспертного заключения на условиях анонимности разработок. После одобрения экспертами проект должен быть отправлен потенциальным потребителям продукции для рассмотрения возможной коммерциализации и внебюджетного участия в финансировании. Только после этого его можно пускать в реализацию.

Критерии инновационности также должны быть увязаны с потребительской ценностью товара. Если финансирование научно-исследовательского института складывается только за счет бюджета, то его продукция на рынке никому не нужна, за исключением нескольких случаев. И наоборот: если доля госфинансирования невелика, он может выпускать продукцию, которая действительно востребована на рынке.

Создать спрос

и обеспечить

финансирование

По мнению Анатолия Турчака, ни закупки населения, ни экспортные поставки не могут стать локомотивами роста платежеспособного спроса на продукцию промышленного Петербурга. Остается только один реальный источник платежеспособного спроса – потребности государства. Точнее – приоритетные государственные проекты, федеральные целевые программы, государственный заказ, включая оборонный, а также спрос со стороны региональных властей.

Еще один важнейший аспект, который нельзя проигнорировать, – финансирование науки. Оплата труда в научной сфере значительно ниже, чем в других секторах экономики.

В структуре затрат 13% приходится на фундаментальные исследования, 14% – на прикладные работы.

По источникам финансирования 70% занимает бюджет, поскольку бизнесу проще купить готовое импортное оборудование, чем заниматься исследованиями и разработками, на которые нужны время, деньги и при этом неизвестен результат.

В России количество предприятий, получающих государственную помощь на внедрение технологических инноваций, не достигает и одного процента, тогда как в Австрии это – 18%, в Италии – 14%, в Нидерландах – 13%, в Германии – 9%. В объеме средств, вкладываемых в развитие инноваций, доля бизнеса у нас составляет 20%, в Индии – 50%, в Бразилии – 55%.

Даже у представителей лидирующих российских отраслей, таких как энергетика или оборонная промышленность, не хватает средств на собственные разработки и сотрудничество с научными и учеными заведениями. Предприниматели убеждены, что без федеральных средств модернизация и выход на новый технологический уровень невозможны.

– Доказывать мировой уровень инновационности наших разработок не надо, но внедрение требует серьезных денег, – говорит Валерий Шубарев, президент Ассоциации предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникации, генеральный директор ОАО «Авангард». – Инновации – это новации плюс инвестиции. Можно ли внедрить новую продукцию без инвестиций? Нет, мы не имеем свободных средств на внедрение. Кроме того, инновационные разработки в радиоэлектронике конкурентны в течение 3–4 лет. Если не вкладывать средства в разработку, можно потерять рынок. Решить эти финансовые задачи предприятию в одиночку невозможно, а рынки продаж обеспечивают только Минобороны и ВПК.

Учитывая все эти проблемы, в СПП СПб сформулирован перечень основных задач по ускорению инновационного развития.

Прежде всего, это разработка федеральной целевой программы с учетом перехода на программно-целевое формирование бюджета РФ. Второе необходимое условие – продолжение работы по увеличению государственного оборонного заказа для предприятий города как главного двигателя научно-технического прогресса.

Планируется также усилить контроль за освоением средств и реализацией уже существующих ФЦП, в которых представлена экономика города. В составе этих программ намечены меры с конкретными показателями финансирования: по изучению и исследованию Антарктики, развитию гражданской морской техники, общемашиностроительных технологий, базовых технологий энергетики и наноиндустрии. Как показывает проведенный анализ, из-за недостатков в работе исполнителей на счетах Минфина оседают недоосвоенные миллиарды рублей. Перед СПП также поставлена задача более эффективного использования средств, выделенных из городского бюджета.

После того как инновационную стратегию развития утвердят городские власти, предприниматели намерены выйти на федеральный уровень.

Татьяна Рейтер

Другие материалы по теме

X