жк днепропетровская 37

Актуальное
Поплавок_160_600_правый

Требуется поддержка (внедрение инноваций: проблемы и решения — обзор)

Для успешного развития инновационной деятельности в России необходимо решить множество вопросов, связанных с развитием законодательной базы и государственной поддержкой бизнеса.

По мнению зарубежных экспертов, основным тормозом отечественного прогресса является сама структура российской промышленности – слишком тяжелая, консервативная и мало интересующаяся инновационными внедрениями. Второе препятствие заключается в ориентированности российского бизнеса на ГОСТы советской эпохи, в то время как европейский мир сегодня живет по совсем иным стандартам. Поэтому единственный выход из создавшейся ситуации западные бизнесмены видят в принятии Россией европейских стандартов.

Кроме того, российские корпорации кажутся западным инноваторам слишком бюрократизированными, поскольку не имеют возможности оперативно внедрять новые разработки. По мнению многих специалистов, основной рынок инноваций находится за пределами России.

Перспективы развития

Сегодня у Петербурга есть все предпосылки для развития инновационного потенциала.

– Наш город является точкой притяжения квалифицированной рабочей силы, одним из центров современных производств, располагает прозрачными условиями для ведения бизнеса, – отмечает председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга Евгений Елин. – Все эти ресурсы делают Петербург одним из самых привлекательных российских городов для зарубежных инвестиций, что подтверждается высокими темпами их роста.

– Петербург создан для развития высоких технологий, – подтверждает бургомистр Дрездена Дирк Хильберт.– У вас огромный научный потенциал и связи с западной наукой. Если вы будете развивать эту область, люди захотят приезжать сюда и вкладывать инвестиции в развитие инновационной сферы города.

– В России исторически сложились условия и традиции для инновационных решений, – считает председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ Борис Грызлов. – Санкт-Петербург является ярким тому примером. И этот интеллектуальный потенциал для будущего России важнее сырьевого.

В Петербурге в 350 организациях ведут исследования более 80 тыс. человек. В 2009 году внутренние текущие городские затраты на разработки составили свыше 50 млрд руб., инвестиции в технологические инновации – более 16 млрд руб.

За прошлый год удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженной продукции по Санкт-Петербургу вырос почти в два раза – с 2,6% до 5,5%.

При этом было создано 155 и использовано 3790 передовых производственных технологий, выдано 2926 патентов организациям и физическим лицам. По этим показателям город прочно входит в тройку лидеров среди регионов Российской Федерации.

В Петербурге накоплен уникальный опыт создания и деятельности научно-производственных объединений. НПО задумывались как раз для того, чтобы соединить все этапы от инновационной идеи до выпуска продукта.

По данным представителей высшей школы Петербурга, спектр научно-технической сферы Северной столицы огромен. Здесь сосредоточено более 10% научного потенциала страны и работают более 14% всех российских исследователей.

Вместе с тем в последние годы сокращается количество научных сотрудников в возрасте от 35 до 39 лет. Более половины научного состава – это люди старше 50 лет. И это не может не сказываться на дальнейшем развитии инновационных направлений.

Сегодня доля мировых расходов на НИОКР в США составляет 35%, в России же всего 2%. Несопоставимы с зарубежными державами и затраты на одного исследователя в год.

– Чтобы город был конкурентоспособным и инновационным, необходимо предоставлять условия для проведения исследований ученым и инноваторам и содействовать альянсу бизнеса и науки, – делится мнением директор департамента внешних связей и исследований мэрии Дублина Питер Финнеган. – Только тогда можно будет привлекать таланты со всего мира и увеличивать приток инвестиций.

Правила игры

– Есть целый ряд нерешенных вопросов, связанных с развитием законодательства, регулирующего инновационную деятельность, – уточняет Борис Грызлов. – Так, сейчас мы проводим анализ правового режима интеллектуальной собственности. Кому должен принадлежать вновь создаваемый интеллектуальный продукт? Государству, на деньги которого работает бюджетное учреждение? Вузу, который предоставил лабораторную базу? Коллективу или конкретному исследователю, который является автором идеи?

Вопрос очень сложный – по сути, речь идет о качественной характеристике всей российской инновационной системы, о векторе ее развития. Надо создать четкий правовой механизм, который обеспечит интересы государства и одновременно позволит больше заинтересовать исследователей.

Один из самых острых – вопрос венчурного финансирования. На сегодня существенным сдерживающим фактором для его развития в стране является нехватка – а фактически отсутствие – авторитетных центров, которые бы специализировались на проведении профессиональной научно-технической, экономической, экологической и других видов экспертизы. А также недостаточное количество специалистов, подготовленных для ведения экспертной деятельности.

– Бизнес готов вкладывать деньги в модернизацию, – уверяет президент ЗАО «ММВБ» Рубен Аганбегян. – Но при этом государство должно создать механизмы движения капиталов именно туда, где финансовые вложения особенно необходимы.

– Сегодня государство финансирует очень многое, став крупнейшим игроком на финансовом рынке страны, – подчеркивает заместитель министра финансов РФ Алексей Саватюгин. – При этом 39% всего объема госгарантий – это гарантии под инвестиционные проекты.

В Петербурге тоже считают, что в ряде сфер «государства слишком много» и его присутствие в бизнесе необходимо уменьшить. Здесь главная задача государства – поддерживать эффективный бизнес, – отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский.

Выход в свет

– Инновации могут идти двумя путями, – подчеркивает представитель «Сити Банка» Руслан Беляев, – революционным или эволюционным. Последний предполагает накопление опыта, постепенное изменение технологий и их продвижение на рынок. Сегодня необходимо понять, что инновации – это не только уникальные разработки, но и процесс их разумного внедрения.

– История успеха экономики любой страны – это, как правило, история ее успеха на внешних рынках, – констатирует председатель правления ЗАО «Росэксимбанк» Николай Гаврилов. – И такие успехи были бы невозможны без поддержки государства. Но у нас в стране возросшая роль государства не всегда идет на пользу модернизации экономики. В частности, она чрезмерна, слишком детализирована в налоговой сфере и в деятельности таможенных органов. Здесь административные барьеры и бюрократия особенно велики и ощутимы. Их необходимо как можно быстрее уменьшить.

Следует учитывать наше реальное положение на международном рынке с его разделением труда и все возрастающей конкуренцией. В этой связи компаниям не всегда выгодно вкладывать средства в собственные разработки.

Тем более сегодня уже сложно создать инновационный продукт мирового уровня в рамках одной страны. При этом, как отмечает генеральный директор ОАО «Российская венчурная компания» Игорь Агамирзян, российский капитал еще не научился эффективно работать со сложными моделями бизнеса. Нужно скорее перенимать это умение, в частности, у транснациональных компаний.

Навстречу потребителю

– Западный рынок действительно отличается от российского, – констатирует коммерческий директор российского «Центра речевых технологий» Юлия Хитрова. – Инновации более востребованы за рубежом, у нас с этим дела обстоят хуже. А для того чтобы вывести компанию на международный уровень, требуются не только миллионы рублей, но и миллион усилий.

Главная ошибка многих компаний, которую, по словам Юлии Хитровой, в свое время совершил и «Центр речевых технологий», заключается в том, что вместо готового продукта разработчики пытаются предложить рынку технологию, которая ему зачастую не нужна.

– Должен быть подготовлен продукт, в котором нуждаются потенциальные потребители. Для этого необходимо потратиться на исследования и доработку. Ведь клиенту необходимо решение «под ключ», важны его техническое сопровождение, простота применения, – поясняет специалист. – Поэтому продвижение продукта должно предполагать дальнейшую работу по его совершенствованию, постоянному отслеживанию рынка и технологической поддержке.

– Процесс продвижения инноваций на рынок должен быть систематическим и носить доверительный характер, – уверен директор компании Lappeenrats Innovation Ltd господин Реко Джунто.

– Развитие инновационной экономики будет успешным, если начнет опираться на запросы общества, – резюмирует Борис Грызлов. – То есть инновации должны быть востребованы людьми. Яркий пример – жилищно-коммунальное хозяйство. Комфортная жизнь во многом определяется комфортностью жилья. И адекватная оплата услуг ЖКХ – это тоже справедливый запрос граждан. Реализация пилотного проекта «Энергоэффективный город» показывает: только за счет снижения общего уровня потребления энергии и ресурсов инфраструктурой городов расходы российских семей на оплату услуг ЖКХ могут быть сокращены сразу на 15%.

Вообще, у нас практически во всех сферах есть резерв для экономии энергии. Потенциал энергосбережения в России достигает астрономических величин. По экспертным оценкам, он превышает 420 млн т условного топлива в год. Это означает, что предприятия, которые будут вплотную заниматься вопросами энергосбережения, обеспечат рост собственной конкурентоспособности.

Подготовила Славяна Румянцева

Похожие сообщения

X