жк днепропетровская 37

Актуальное
Поплавок_160_600_правый

Область подземных технологий

Специалисты об особенностях подземного строительства в Петербурге.

За последние десятилетия освоение подземного пространства во многих странах мира превратилось в развитую индустрию. Она решает три главных задачи: разгружает транспортные потоки, позволяет с помощью подземных этажей возводить высотные здания и расширяет полезное пространство дома благодаря устройству эксплуатируемых помещений.

Особенность Петербурга – не только слабые грунты, наводнения, но и положение островного города, у которого мало вариантов для развития коммуникаций и инфраструктуры в центре, кроме углубления в недра.

О том, что нужно сделать в этой области, и какова практика применения современных технологий, техники, материалов, рассказывают наши эксперты.

Комфортабельный подвал

Владимир Лукин, генеральный директор ООО «Строительная компания «Подземстройреконструкция»:

– Мы живем в дельте Невы. В геологическом отношении территория сложная – грунты сильно обводненные, подвижные. Но для строителей это не новость. Мы работаем в таких условиях повседневно, знаем, как обходиться, к тому же в городе много специалистов, которые их хорошо изучили. Под землей строятся (и вполне успешно) те же паркинги, одноэтажные, двухэтажные и более глубокие. При этом окружающая застройка не разваливается.

Другое дело, что строительство должно быть хорошо подготовлено, грамотно выполнены необходимые изыскания, расчеты, геотехнические обоснования. Паркинг в условиях плотной городской застройки в каком-то отношении более сложное сооружение, чем тоннель, который можно строить без препятствий в зоне дорог. Максимум, что там можно встретить, – инженерные сети. Хотя добиться разрешения на их перекладку у монополистов (водоканал, связь, ГУП ТЭК, кабельные линии) непросто. Наличие сетей в зоне строительства создает не только технические, но и финансовые трудности.

Думаю, во многом из-за невозможности согласовать перекладку сетей и тормозится тоннелестроение, необходимое для решения транспортных проблем. Тут должны вмешаться городские власти: определить жесткие сроки и твердые тарифы на перекладку сетей, как это делается во всем мире.

С той же проблемой мы сталкиваемся при ремонте и реконструкции подвальных помещений старых зданий. А ведь здесь для города широкая перспектива развития. В густонаселенных районах должна быть хорошо развита социальная инфраструктура – лавочки, кафе, сфера услуг, офисы, небольшие производства, спортзалы. Где их разместить? Первые этажи в центре, как правило, жилые. Выше или в мансарду малый бизнес не пойдет.

Один из лучших вариантов – освоить подвалы, углубить, обустроить. Процентов на 80 они сейчас не используются, в лучшем случае там сети, теплоцентр и водомер, которые занимают едва десятую часть площади. Остальная пустует. Конечно, в таком помещении необходимо иметь нормальную вентиляцию, кондиционирование. Зато затраты на отопление меньше, чем в наземной части здания, где больше разница температур.

Есть и другой резон реконструировать подвалы. Многие затоплены, завалены хламом, инженерные сети обветшали. От испарений, повышенной влажности страдают жильцы нижних этажей, намокают стены, дом разрушается. Будет подвал эксплуатируемым или нет, его все равно надо привести в нормальное техническое состояние. Прежде всего, восстановить работоспособность фундамента и гидроизоляции.

Мы начинаем с обследования подвала и инженерной геологии. Бурим скважины, отбираем образцы грунта. Были примеры, когда в подвалах обнаруживали родники. Но чаще всего ситуация прогнозируема.

Это слабые, часто плывунные супеси, сильно обводненные. Для того чтобы они не ушли из-под фундамента, выполняем специальные укрепления – уплотнение грунта с помощью инъекцирования цементным составом, устройство буронабивных свай, металлического шпунта по периметру здания, чтобы удержать грунт от подвижек. Когда есть уверенность, что фундамент стоит надежно, производится выборка грунта, обетонирование и гидроизоляция помещения.

Заполненный водой подвал, конечно, плохо. Но когда «не ведающие, что творят» эксплуатационники берутся откачивать ее, можно сделать еще хуже – спровоцировать осадку дома, который начнет трещать и разрушаться. Возникает явление суффозии – вынос минеральных частиц грунта водой. Откачивая воду, ее сразу надо заместить каким-то материалом или закрепить грунт, сделать его цельным, монолитным.

Важнейшая часть строительства, ремонта и реконструкции подвалов в условиях нашего города – гидроизоляция. В подвале должна быть не одна, а две-три степени защиты, особенно если строим помещение ответственное, с дорогим оборудованием. Ведь в центре города грунты фильтрующие. Стоит воде подняться в Неве – она тут же поднимается в каналах, речках, начинается подтопление зданий. Возрастает нагрузка на подвальные помещения. Слабая гидроизоляция даст течь.

Мы устраняли эти проблемы во многих зданиях, в том числе в подвале музея А. С. Пушкина на Мойке, 12, при реставрации усадьбы Г. Р. Державина на Фонтанке, 118.

Сейчас нет недостатка в эффективных материалах и технологиях – с начала перестройки много их пришло к нам с Запада. Однако их рекламу надо проверять. Пишут, что материал годится на все случаи жизни, а оказывается, это не так.

Дилеры заинтересованы продать товар, но мы отвечаем за конечный результат. Применяем действительно лучшее, что наработано в других странах. Сухие смеси, инъекции, которые делают железобетон непроницаемым, полиэтиленовые пленки и др. Например, геоматы Voltex. Между двумя пленками геосинтетики помещены гранулы натриевого бентонита – разновидности природной глины. При полной гидратации она разбухает, увеличивается в объеме в 10 раз и плотно перекрывает движение воды.

Хочу добавить, что технические проблемы решать легче бюрократических. Речь идет о согласовании проектов реконструкции подвалов. Сейчас это стало практически нереально. Межведомственные комиссии районов (МВК) отказываются от согласования, ссылаясь на то, что это не в их ведении, а ГАСН (архстройнадзор) не имеет права по Градостроительному кодексу (он рассматривает только капстроительство). Негосударственные эксперты согласуют, но не могут выдать разрешения на работу по проекту.

Надежность грунтобетона

Евгений Насонов, начальник строительного управления ООО «Геоизол»:

– Наши грунты не позволяют вести открытые разработки под заглубленное строительство – паркингов, подземных помещений. Даже если это происходит на открытой территории, котлован должен быть замкнут, огорожен, допустим, с помощью забивки шпунта по всему периметру до откопки. Либо оконтурен с помощью буронабивных свай.

Но эти конструкции по мере выемки грунта испытывают повышенные боковые давления. Стенки котлована могут сложиться, начнутся подвижки ограждения. В образовавшиеся пустоты двинется грунт из-под соседних зданий, может начаться их осадка. Чем глубже котлован, тем опасность вероятнее. Во избежание такого развития ситуации устраивают различные распорные конструкции, металлические пояса. Но их недостаток в том, что они стесняют рабочее пространство. Тяжелой технике придется работать в очень ограниченном объеме.

Существует зарекомендовавший себя в мире метод Jet grouting («инъекция в грунт»), разработанный в середине 1970-х годов в Японии как «струйная технология». Он широко практикуется в ФРГ, Италии, Франции и других странах. У нас его начали применять совсем недавно. Через специальную насадку на буровом инструменте под давлением 600 бар в скважину нагнетается цементный раствор. Струя размывает грунты и перемешивает с цементом. В результате твердения образуются столбы свайного типа радиусом 400 мм.

Их называют грунтоцемент или даже грунтобетон. Есть технология Jet2 – одновременное нагнетание вокруг форсунки воздуха под небольшим давлением (5–6 атм.) и цементного раствора. Это позволяет увеличить скорость струи, подавать более концентрированно и проводить единоразовое укрепление большего массива грунта в радиусе 600 мм от одной скважины.

Поскольку грунты в Петербурге в основном глинистые, а глина с цементом не очень ладят, прочность таких свай невелика. Но это мера временная, чтобы без проблем сделать котлован. Притом Jet grouting значительно дешевле, чем все другие виды свай, поскольку используется только цементный раствор, причем с очень низким содержанием цемента.

Таким методом мы делаем распорные диафрагмы. Они имеют различную мощность в зависимости от усилий, которые должны будут воспринять. Как правило, это два-три метра по высоте измененного грунта. Глубина скважины, разумеется, намного больше.

Так, на строительстве комплекса «Стокманн» снаряд достиг отметки 22,5 м. И вверх от нее на 3 м было произведено нагнетание цементного раствора. В итоге получился измененный грунт по всей площади будущего котлована.

После этого начинается откопка. Она тоже ведется различными способами. Если строительство развернуто в стесненных городских условиях, требуется обеспечить безопасную эксплуатацию окружающей застройки. Это позволяет технология up-down (или «сверху-вниз»). То есть одновременно копается котлован и ведется строительство здания.

Процесс начинается с устройства проектных плит перекрытий на верхних этажах и откопки грунта из-под этих перекрытий до строительства фундаментной плиты. Роль распорок в котлованах по этой технологии играют плиты перекрытия, жесткость которых значительно выше стальных конструкций. Благодаря такой жесткости снижаются деформации грунта вблизи ограждения котлована, уменьшается его влияние на окружающую застройку, и тем самым повышается безопасность при строительстве.

У свай Jet несколько функций. Одна из них помогает решить проблему водопритоков при откопке котлованов через ограждающие конструкции. Шпунт представляет собой прочное соединение, но металлические части никак не герметизированы, и в щели проходит вода. Для того чтобы этого избежать, создается грунтоцементный замок. За контуром котлована бурятся скважины, в них под давлением подается цементный раствор, и образует грунтоцемент, герметизирующий стыки шпунтовых соединений. Теперь вода туда не просочится. Щель может образоваться и между буронабивными сваями, если по курсу бура встретился валун и инструмент отклонился. Тогда делается второй ряд скважин, куда нагнетается цементный раствор для герметизации этих стыков.

Такое применение способа Jet grouting – одно из самых распространенных. Мы использовали его при реставрации восточного крыла арки Главного штаба Государственного Эрмитажа. Там ограждающие котлован буронабивные сваи были заглублены на 16 м, а замковые Jet сваи – на 12 м, после чего произведено дноуглубление и строительство. В итоге все внутренние дворы будут иметь новое подземное пространство, которого прежде не было, с заменой деревянных перекрытий на железобетонные.

Подготовил Виктор Малков


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Наталья Ларина, начальник отдела по негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий ГАСН:

– Действительно, в этом вопросе пока существует правовой вакуум, поскольку подпись государственного и негосударственного экспертов не равноценны для госорганов. Сейчас доказать правомочность экспертного заключения можно только в судебном порядке. Вскоре этот казус будет устранен.

Министерство регионального развития подготовило поправки в Градостроительный кодекс РФ. Суть их в том, что действующая в настоящее время Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий перестанет быть единственно возможным способом экспертного заключения.

Наряду с Госэкспертизой полноправной становится негосударственная экспертиза. Ее результаты все инстанции и органы будут обязаны принимать так же, как заключения государственных органов.


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Рустам Сергеевич Мамедов,

генеральный директор ООО «Строительные технологии и материалы»:

– Сейчас наиболее простым, но эффективным решением устройства гидроизоляции на стадии строительства для монолитных конструкций является установка шпонок для холодных и деформационных швов с дополнительной укладкой систем инъекционного нагнетания полиуретановых смол. Для конструкций из сборных элементов – специальные набухающие полимерные профили и герметики, усиленные полимерные ленты или же резиновые и ПВХ-шпонки, предусматривающие механическое крепление.

При возведении более ответственных конструкций, например резервуаров, многоэтажных фундаментных частей здания, зачастую необходимы дополнительные мероприятия, вплоть до разработки составов специальных бетонов, например – безусадочных. Иногда в процессе бетонирования необходима установка специальных элементов для организации контролируемого трещинообразования при усадке монолитных конструкций и одновременной их герметизации. Хороший результат дает применение различных покрытий на полимерной и цементной основе, в том числе и проникающего действия.

Для работ по остановке протечек и восстановлению гидроизоляции широко применяются системы инъекционного нагнетания полиуретановых пен и смол, часто в комбинации с покрытиями на цементной основе, полимерными и резиновыми лентами и ремонтными шпонками для швов. Отдельно используются материалы для консолидации грунтов на акриловой, полиуретановой и цементной основе.

Отмечу, что наряду с появлением новых гидроизоляционных материалов, основанных на новейших разработках (в основном в области полимеров), идет процесс постоянной модернизации традиционных продуктов и решений в сторону увеличения технологичности и повышения эксплуатационных характеристик. Это расширяет области их применения как по отдельности, так и в комплексе.


Читайте также:

Компания реализует автоматические моечные порталы, предназначенные для автомобилей. В данном случае предлагается автомобильная мойка от надежного поставщика с гарантиями. Портальная мойка предлагается покупателю на выгодных условиях с доставкой и профессиональным монтажом (подробнее здесь).

Похожие сообщения

X