жк днепропетровская 37 3-комнатная 8.8

Структура тепла (особенности конкурентной борьбы на рынке ТИМ — круглый стол)

Российский рынок теплоизоляционных материалов высоконасыщен. Для того чтобы удержать свои позиции, производители очень чутко реагируют на малейшее изменение спроса. Особенно это стало заметно в кризисное и посткризисное время.

Состояние и перспективы развития рынка теплоизоляционной продукции обсудили участники круглого стола, организованного журналом «Промышленно-строительное обозрение».

– Какова сейчас ситуация на рынке теплоизоляционных материалов? Какие виды ТИМ пользуются особым спросом?



Айно Русанова:

Русанова_45.JPG– Спрос на теплоизоляционную продукцию сегодня очень высок. В основном производителям материалов удается его удовлетворить. Однако некоторые виды, например жесткая теплоизоляция (для тонкоштукатурных фасадов, плоских кровель, сэндвич-панелей, как клееных, так и железобетонных), в разгар строительного сезона становятся дефицитными. Аналогичная ситуация наблюдается и в розничном сегменте. У нашей компании, например, в период «высокого сезона» сильно возрастает популярность легких материалов. В ближайшие два месяца спрос, скорее всего, понизится. Однако есть основания предполагать, что в долгосрочной перспективе рынок будет расти в среднем на 10% в год.

Увеличивается спрос на качественные, безопасные и долговечные материалы. В связи с этим усилились позиции крупных производителей, продукция которых традиционно обладает данными свойствами. При этом доля ТИМ из Китая и Кореи серьезно сократилась. Покупатели стали рациональнее подходить к расходованию средств – они предпочитают потратиться на приобретение качественного товара, который прослужит долго и будет хорошо защищать от холода. Кроме того, при выборе важными критериями являются удобство и экономичность транспортировки.

Наблюдается рост доли продукции для малоэтажного строительства. Этот рынок сохранил свои позиции во время кризиса, в то время как инвестиции в крупные проекты уменьшились. В нашем ассортименте доля продукции для частного домостроения тоже увеличилась. Большинство производителей также вывели на рынок новые продукты для розницы.

Дмитрий Серебряков:

– В этом году рынок неоднократно сталкивался с Серебряков.JPGдефицитом теплоизоляционных материалов: базальтовой ваты, экструдированного пенополистирола. Пока сложно сказать, как изменился объем выпуска различных типов утеплителей за этот год. Однако мы прогнозируем значительный рост доли вспененного пенополистирола.

Максим Тарасов:

Тарасов_45.JPG– С начала 2010 года наблюдается рост спроса на тепло- и звукоизоляционные материалы. Вследствие активного строительного сезона, заметного увеличения цен на энергоносители, а также беспрецедентно жаркого лета и суровой зимы вся продукция компании очень популярна как у профессионалов, так и у частных потребителей.

– Насколько активно выпускается на рынок новая продукция? Какие перспективные виды теплоизоляции и материалов вы могли бы отметить?

Дмитрий Серебряков:

– Особое влияние на разработку новых ТИМ оказывает B2C сектор. Новые требования к экологической безопасности материалов заставили производителей пересмотреть технологии производства и выпустить на рынок продукцию, например, без фенол-формальдегида.

Думаю, что перспективными можно назвать материалы, которые будут сочетать экологические характеристики с такими важными строительными свойствами, как прочность и стабильность.

Айно Русанова:

– Производители теплоизоляции выпускают новую продукцию в основном для розничного сегмента. При разработке материалов акцент делается на улучшение их теплозащитных свойств, долговечность, безопасность, удобство монтажа и транспортировки, поскольку именно на эти аспекты потребитель обращает особенное внимание.

Максим Тарасов:

– Мы постоянно работаем над созданием новых продуктов, максимально соответствующих потребностям наших заказчиков. В прошлом году наша компания представила на рынок несколько новинок, предназначенных как для профессионалов, так и для частных потребителей.

– Соответствуют ли сегодня российские методики и возможности испытательных лабораторий потребностям рынка в исследованиях всех параметров теплоизоляционных материалов?

Дмитрий Серебряков:

– Строительная отрасль России столкнулась сегодня с острой проблемой устаревания строительных стандартов, а также с острой недостаточностью методической испытательной базы. Существует ряд очень важных физических параметров, тестирование которых становится необходимым, но не имеет стандартизированной методики. А значит – результаты проводимых в отдельных лабораториях испытаний носят условный характер.

Часть свойств теплоизоляции была испытана лишь за рубежом, нам же нужны отечественные данные. Именно поэтому ряд строительных ассоциаций, и в частности объединения производителей теплоизоляции, приступили к разработке новых стандартов, приближенных к европейским нормам и учитывающих современные российские требования.

Компания «КНАУФ Пенопласт» принимает активное участие в разработке нового стандарта вспененного пенополистирола совместно с Ассоциацией поставщиков и производителей пенополистирола. Надеемся, что градация вспененных пенополистиролов по плотности уйдет в прошлое, а на передний план выйдут прочность, долговечность, водопоглощение и, конечно, теплопроводность.

Айно Русанова:

– Разработка российских методик испытания теплоизоляционных материалов началась еще в советское время. Именно тогда, в соответствии с техническими характеристиками производимых продуктов, была создана методологическая база для проведения исследований и оборудованы испытательные лаборатории. С выходом России на мировой рынок в нее хлынул поток импортных теплоизоляционных материалов, производимых по европейским стандартам, которые невозможно было адекватно оценивать по устаревшим советским методикам. Сейчас в нашей стране приняты новые современные стандарты, соответствующие мировому уровню. Они апробированы и успешно используются в России.

К сожалению, во многих исследовательских центрах, НИИ и лабораториях до сих пор эксплуатируется устаревшее оборудование. Однако работа по обновлению технической базы ведется постоянно. Особенно успешно это происходит в Москве. Здесь уже существует несколько испытательных лабораторий, соответствующих мировым стандартам.

– В прошлом году удешевление материалов было основным антикризисным предложением. Сохранилась ли эта тенденция сейчас?

Дмитрий Серебряков:

– Сегмент, для которого низкая цена – важнейший аргумент, останется всегда. Однако быстро расширяется круг потребителей, готовых приобретать более дорогой материал, если он обладает важными качествами. Экологическая безопасность, долговечность, наличие необходимых заключений, гарантии производителя – все это свойства теплоизоляции KNAUF Therm®, которые позволяют активно конкурировать даже при условии более высокой цены.

Кроме того, в 2010 году был отмечен рост цен на сырье, что, в свою очередь, приводило к удорожанию нашей продукции. При этом значительного оттока потребителей или перехода на более дешевые марки мы не наблюдали. Очевидно, что низкая цена при производстве вспененного пенополистирола может быть достигнута только при снижении требований к качеству сырья или его количеству на 1 кг продукции. Это так или иначе отразится на качестве материала.

Айно Русанова:

– В первой половине 2010 года объем рынка теплоизоляционных материалов достиг уровня 2009 года, но уже во второй половине года начался постепенный рост. По нашим прогнозам, он составит 10–15% по отношению к предыдущему году. В связи с этим наблюдается и увеличение цен на теплоизоляционную продукцию – в среднем на 5–10%, хотя некоторые производители зафиксировали их на уровне 2009 года.

Говоря о недорогих материалах, важно понимать разницу между низкокачественным продуктом и бюджетным решением крупного производителя качественной теплоизоляции. Как правило, цены на эти продукты отличаются не более чем на 10–20%. При этом низкокачественный материал не обеспечит необходимый уровень теплозащиты.

К какому бы ценовому сегменту ни относился теплоизоляционный материал, он должен обладать определенными свойствами. Ключевая характеристика ТИМ – теплопроводность (чем она ниже, тем лучше продукт защищает от холода). Также материал должен быть долговечным, пожаробезопасным, не причинять вреда здоровью человека и окружающей среде. Кроме того, после распаковки материал должен восстанавливаться до исходных размеров.

– Насколько высока сейчас конкуренция среди производителей ТИМ?

Дмитрий Серебряков:

– Конкуренция высока как никогда. Выбор материалов очень широк, потребитель становится более разборчивым, постепенно приходит к мысли о возможности комбинировать материалы, больше опирается на европейский опыт, осторожнее воспринимает рекламные сообщения.

Максим Тарасов:

– Российский рынок теплоизоляционных материалов достаточно насыщен – по нашей оценке, в стране работает около 60 заводов, производящих теплоизоляционную продукцию.

Основным фактором, стимулирующим развитие рынка ТИМ, является повышение важности энергоэффективности в зданиях. Рост цен на невозобновляемые энергоресурсы в мире будет подталкивать к экономии ресурсов и решению задач по снижению теплопотерь. Затраты энергии на единицу ВВП становятся фактором конкурентоспособности страны на мировом уровне. Все большим спросом у конечных потребителей пользуется качественная, безопасная, долговечная, проверенная временем теплоизоляция. Все эти характеристики объединяет в себе ТИМ из каменной ваты, которая является природным материалом.

Айно Русанова:

– Как на любом развитом рынке, конкуренция в сегменте теплоизоляционных материалов высока. Производители, чтобы сохранить свои позиции, очень чутко реагируют на малейшее изменение спроса. Особенно это стало заметно с наступлением кризиса. Одна из основных тенденций этого года – интерес покупателей к экологически безопасной продукции.

– Часто ли на рынке встречается такое явление, как недобросовестная конкуренция? Почему подобное возможно?

Дмитрий Серебряков:

– Российское законодательство пока слабо защищает производителей от недобросовестной конкуренции. На страницах прессы и с экранов телевидения можно услышать самые провокационные заявления, причем из уст очень уважаемых людей. Интернет-ресурсы, к которым обращаются пользователи в поисках объективной информации, оказываются выкупленными или ангажированными.

Разобраться, кто прав, в такой ситуации очень сложно. Однако эту стадию развития рынка прошли и более зрелые строительные индустрии стран Европы, поэтому мы воспринимаем сложившуюся ситуацию как болезнь роста.

Кроме того, наступает период, когда рекламные обещания, данные 5–7 лет назад, можно проверить в реальности: посмотреть, в каком состоянии находятся строительные объекты и каков их ресурс. Мы уверены, что качество продукции, в конце концов, станет решающим аргументом, против которого не сработают никакие черные технологии.

Максим Тарасов:

– На рынке встречаются случаи недобросовестной конкуренции – к примеру, в 2008 году Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации вынесла решение о признании актом недобросовестной конкуренции выпуск теплоизоляционных плит Роклайт в красно-белой упаковке. На ООО «Завод «Техно» – производственное предприятие компании «Технониколь» – наложен штраф. Теплоизоляцию Роклайт производить и продавать в такой упаковке запрещено.

Выпуская товар в упаковке, делающей его похожим на завоевавший популярность продукт ROCKWOOL ЛАЙТ БАТТС, производитель намеренно вводит покупателей в заблуждение. Имитация товара связана с тем, что копировать действия компании – лидера рынка, не инвестируя в разработки и исследования, всегда проще.

Айно Русанова:

– Причина заключается в том, что конкуренция на рынке высока, производители и поставщики ТИМ активно стараются привлечь покупателей и в азарте иногда переходят допустимые границы. Ситуация осложняется еще и тем, что потребители недостаточно осведомлены об особенностях теплоизоляции разных производителей, не знают, чем отличаются материалы.



Подготовила Славяна Румянцева

Другие материалы по теме

X