жк днепропетровская 37

Актуальное
Поплавок_160_600_правый

Барьеры на пути роста (перспективы развития предприятий Подпорожского района — круглый стол)

Основа экономики Подпорожского района – лесопромышленный комплекс. Прежде всего это гигант «Свирь-Тимбер». Но древесина – далеко не единственный сырьевой ресурс Подпорожья. Промышленный, сельскохозяйственный, строительный и рекреационный потенциал территории пока не раскрыт в полной мере.

О том, чем богат и в какой поддержке нуждается самый крупный, самый дальний и, не исключено, что в будущем – самый перспективный район 47-го субъекта Федерации, мы обсудили в районной администрации.

– Промышленность – опора районного бюджета. Насколько успешно работают подпорожские предприятия?

П. Левин:

Левин_59.JPG– У нас 16 крупных и средних предприятий, которые определяют формирование местного бюджета. Есть, без преувеличения, уникальные компании. ОАО «Свирская судоверфь» – единственный в России производитель плавучих железобетонных причалов. ОАО «Ремонтно-эксплуатационная база флота» – единственная организация на весь бассейн, куда за техническими услугами могут обратиться речники Онеги и свирской части Волго-Балта.

ООО «Малиновый кварцит» в районе пос. Вознесенье начинает добычу редкого минерала. Этим камнем отделаны залы Эрмитажа, Казанский и Исаакиевский соборы, Кремль и Мавзолей. Однако ситуация в экономике далека от стабильной. Из-за кризиса многие предприятия работают едва ли в половину своих возможностей. По этой причине доходная часть налоговой базы только на 30% состоит из местных поступлений, остальное – дотации. Людей, любящих и умеющих работать, каких в районе большинство, это положение не может устраивать.

Мы решительно настроены выполнить программу социально-экономического развития территории на период до 2012 г., а это большой комплекс мероприятий, включающий строительство КОС, подъем АПК, развитие сельского туризма, индивидуальное жилстроительство и многое другое.

Ю. Кучеров:

Кучеров_59.JPG– Петр Павлович прав: потенциал у района серьезный. Скажем, по мостовым конструкциям, где очень строгие допуски и жесткие проверки, у нас в регионе конкурентов нет. Видимо, не только в регионе, раз именно к нам обращается такой крупный заказчик, как новосибирский трест ОАО «Сибмост» и еще около 60 постоянных партнеров.

Мы не уходим из бизнеса, как многие, и гордимся, что можем поставить на рынок изделие, способное эксплуатироваться без отклонений от нормы десятки лет. К сожалению, при мощности 40 тыс. куб. м железобетона в год сегодня мы едва изготавливаем 20 тыс. куб. м. Специализируясь на изделиях для мостовых сооружений (в частности, пролетных балках длиной до 33 м), завод в настоящее время производит широкий спектр продукции для строительства и благоустройства, от железобетонных свай до скамеек. Да, мы можем пополнять номенклатурный ряд, но технический потенциал завода выше производства рядовых городских урн.

Я считаю, должна существовать государственная программа реконструкции мостов, ведь они стареют, многие «отметили» полвека и более. Беспокоит не только недостаток работы, но и трудности, возникающие, что называется, на ровном месте. Например, невозможно получить банковский кредит, необходимый для развития. В Сбербанке отказали: вы не подходите под категорию малых предприятий, это приоритет. А других банковских учреждений у нас нет.

В.Рябчук:

Рябчук_61.JPG– Даже если фирма получает положительное решение – возникает вопрос, чем отвечать по кредитам. Имущество не в счет. Кредитор сразу спрашивает: есть ли в собственности земля. Она в аренде, и это банкиру не подходит. Без кредита же работать очень тяжело. Наш основной заказчик – Минобороны – рассчитывается тяжело, постоянно затягивая платежи.

Мы выполняем проекты ОАО «ЦКБ «Монолит» (железобетонные и металлические суда технического флота). Создаем все, что можно изготовить из железобетона для применения на воде: маломерные причалы длиной 108 м, плавучие офисы, гостиницы. Например, популярный в Петербурге плавучий ресторан у стрелки Васильевского острова «Летучий голландец» – это наш понтон, одетый в дерево. С нового года, если все получится, начнем работу над проектом плавучего вокзала для речных трамваев.

Главная проблема, и в этом меня поддержат все руководители предприятий, – это растущие цены монополистов на электроэнергию, железнодорожный транспорт. Если так пойдет дальше, мы будем неконкурентоспособны, особенно на внешнем рынке.

А. Коломенский:

Коломенский_59.JPG– Я это чувствую острее, потому что работаю с иностранцами. Мы занимаемся заготовкой и переработкой древесины: производим брус, доску, оцилиндрованную продукцию. Основные потребители – Швеция, Норвегия, Германия, Испания, Эстония. Спрос на оцилиндрованные изделия в России намного меньше внешнего. Кол, палисад, ригель за рубежом идут на разные цели. Скажем, норвежцы делают по заказу правительства из кола дорожные бордюры с пропиткой, гарантирующей 70–90-летний срок службы. Это дешево и экологически безопасно.

До недавнего времени мы работали стабильно. Потом случился очередной кризис. Но дело не только в нем. Ненормально строятся отношения с ресурсоснабжающими организациями. Для того чтобы получить, например, электроэнергию, я должен выделить деньги на строительство подстанции, которая будет принадлежать электросетевой компании. Кто объяснит, почему предприятию следует инвестировать строительство мощностей какому-то хозяйствующему субъекту, на которых он будет зарабатывать, нам же продавая свои услуги?

А. Кухтин:

Кухтин_59.JPG– Да и само присоединение проходит очень сложно. Наше предприятие энергоемкое, мы запросили 20 мегаватт. Мощности есть, но технические условия на подсоединение и договор с заводом в Ленэнерго готовят уже 9 месяцев, и конца не видно.

П. Левин:

– Это тем более обидно, что в надежде освоения вложений «Северо-Западный холдинг» инвестировал в строительство и оснащение деревоперерабатывающего предприятия 330 млн руб. Для района такой налогоплательщик очень выгоден. Ради того, чтобы холдинг зарегистрировал бизнес у нас, администрация помогла с сырьем. Было принято решение выделить лесоучасток с объемом заготовки 130 тыс. куб. м в год. Однако не только требуемую энергию, но и выделенный лес предприятие не может получить.

Так же, кстати, как и ООО «Регион», которое внесло 100% арендной платы, но не добыло ни одного куба и до конца года вряд ли приступит к работе. Вопрос уперся в отсутствие проекта освоения лесов, без которого работать нельзя. В ситуации, когда нет документов по лесоустройству, оказались две категории арендаторов: те, кто получил в аренду лес в этом году, и те, у которых срок действия проекта закончился, с чем столкнулся «Регион».

Еще одна проблема связана с электроэнергией. Не всем предпринимателям она по карману. Говорят, стране нужен малый бизнес. Хорошо. До 15 кВт включительно это стоит 550 руб. Если же тебе нужно 16 кВт – будь любезен заплатить за каждый киловатт сверх положенных по 27 тыс. руб. Нетрудно посчитать цену 100 кВт. А ведь это совсем небольшая мощность для фирмы.

А. Кухтин:

– С энергией нам нужно определиться как можно быстрее. Идет процесс пусконаладки на заводе по выпуску пеллет, одновременно готовятся контракты поставок в Северную Европу. Выделены средства на проектирование и оснащение другого завода на той же площадке – производства плит ОСБ. В будущем мы хотим замахнуться на изготовление древесных утеплителей по немецкой технологии (это очень тонкое древесное волокно) и заняться домостроением.

Ю. Вислович:

Вислович_59.JPG– Передо мной тоже стоит задача возврата инвестиций. «Где деньги?» – спрашивают акционеры, руководство ОАО «Трест «Гидромонтаж». Объясняю, что в ноябре пересеку порог безубыточности и начну приносить прибыль. Мне легче – во многом трест обеспечивает заказами. Делаем металлоконструкции для реконструкции Свирских шлюзов, для строительства Киришского завода глубокой переработки нефти, для второй очереди ЛАЭС. Я здесь всего полгода и решаю внутренние проблемы наведения порядка на заводе. Внешне все нормально, кроме уровня загрузки производства – она упала процентов на сорок.

– Насколько активно ведется сегодня жилищное строительство в районе, как обеспечено стройматериалами?

П. Левин:

– Своих крупных строительных мощностей у нас нет. В государственных программах по обеспечению жильем ветеранов, бюджетников, молодежи и т. д. участвуют инвесторы, такие как «Желдорстрой», «Строительный трест», «Центр Сфера».

В этом году введем в строй 11,5 тыс. кв. м жилья – больше, чем в предыдущие годы. Из 71 семьи очередников-бюджетников 60 получат квартиры. Железобетонные и металлоконструкции для строительства поставляют наши заводы – «ПМК», «МЖБК», «Свирские судоверфи». Инертные материалы тоже свои: действуют гравийно-щебеночный, песчаный карьеры.

Для развития собственного стройкомплекса нужно иметь мощное, «денежное» предприятие, которое могло бы вложиться в возведение объектов. Или необходим бездефицитный бюджет, который бы позволял обеспечивать заказами местную строительную компанию.

По госпрограмме деньги на строительство приходят не раньше августа, а дом должен быть введен в строй в год получения средств. Это не реально, ведь надо еще провести конкурс среди подрядчиков. Выход один – искать инвестора и затем выкупать у него дома. Так и поступаем. Сегодня мы обеспечены финансами на эти цели, и план по жилью выполним полностью.



Подготовил Виктор Малков


 

Похожие сообщения

X