жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

В собственных интересах (круглый стол «Роль СРО для производителей стройматериалов»)

Как процесс всеобщего объединения подрядных компаний в СРО отразился на предприятиях промышленности стройматериалов и насколько необходима консолидация в СРО производителей, обсудили участники круглого стола, организованного журналом «Промышленно-строительное обозрение».

Модератор круглого стола

Роза Михайлова,

главный редактор журнала

«Промышленно-строительное обозрение»

Участники :

Михаил Лейтис,

генеральный директор НПО «ЛТС-Пласт»,

председатель комиссии по стандартам НП «ПО ПСМИ»

Алексей Деламарттер,

начальник отдела маркетинга ОАО «Беатон»

Сергей Ким,

генеральный директор «ФД Континент»

Владимир Гоменюк,

финансовый директор ООО «ПСК «Пулково»

Качество продукции – одна из ключевых проблем рынка стройматериалов. Она усугубилась за время кризиса, когда многие компании, стремясь снизить затраты на производство, поставляют на рынок материалы, несоответствующие заявленным параметрам, зато по демпинговым ценам.

Есть мнение, что одним из способов исправления сложившейся ситуации может быть создание саморегулируемой организации, которая объединит добросовестных производителей. Кстати, таковая уже зарегистрирована в Екатеринбурге. Участники СРО могут разработать собственные стандарты деятельности и производства, требования к параметрам выпускаемой продукции и, соблюдая их, гарантировать качество материалов. Таким образом, в СРО войдут на добровольных принципах только подтвердившие свою репутацию производители, противопоставив себя недобросовестным поставщикам.

Насколько такая идея интересна производителям? Какими должны быть цели и задачи объединения? Как она может построить свою деятельность? На какие стандарты будет ориентироваться? Сможет ли добиться желаемого результата? Ответы на эти вопросы попытались найти топ-менеджеры предприятий стройиндустрии.



Первая попытка

Михаил Лейтис:

– В процессе перехода строительной отрасли на саморегулирование, механизмы контроля качества стройматериалов не были юридически закреплены. Эту проблему надо решать. В начале этого года на базе ассоциации «А-Бетон» было принято решение создать саморегулируемую организацию, в которую вошли бы производители строительных материалов.

Сейчас создано Некоммерческое партнерство «Профессиональное объединение производителей строительных материалов и изделий» (НП «ПО ПСМИ»), подготовлены документы для регистрации СРО. В нашу организацию вошли не только производители бетона, но и Российская стекольная компания, «ЛТС-пласт», «Евростройстандарт», компании, выпускающие кирпич, и многие другие – всего 24 фирмы. Мы принимаем только лучших.

В ближайшее время намерены начать страховать риски, пройти аттестацию, получить добровольный сертификат качества.

Основное направление работы ПСМИ – обеспечение высокого качества строительных материалов. К сожалению, техрегламентов, которыми нас обязалось обеспечить правительство страны, пока нет. Сегодня все заводы работают по старым стандартам, хотя с 1 января должны были перейти на новые. А вопросы обеспечения качества продукции стоят очень остро. Поэтому мы приняли решение ориентироваться на европейский стандарт. В первую очередь это касается производства бетона и железобетона – у нас уже готов стандарт, и он утвержден для организаций, которые входят в ПСМИ. Мы изучаем европейские нормы, которые можно успешно применять при выпуске других стройматериалов.

Согласно законодательству, производителям стройматериалов не обязательно создавать СРО. Но консолидация предприятий стройиндустрии необходима. Сегодня большинство работает «по старинке». Даже заказчики часто не обращают внимания на качество, цену, эффективность применения материалов.

Это потому, считаю, что заводами в основном управляют не владельцы, а топ-менеджеры. И их не очень интересует экономия, которую приносит совершенствование технологий выпуска продукции.

Например, с большим трудом находят применение наши модифицированные добавки, которые позволяют снизить расход цемента при производстве кубометра бетона почти на 60 кг. Благодаря использованию этих добавок одна из наших компаний в 2008 году сэкономила 13 млн руб. Однако распространению продукции мешает ее малая известность, коррупция и устаревшие нормативы.

По старым ГОСТам, минимальный расход цемента для получения 1 кубометра бетона не должен быть меньше 350 кг, а по европейским стандартам – 230 кг. И российские заводы, несмотря на то что следование старым ГОСТам уже необязательно, все равно стараются их придерживаться. Это тормозит применение новых материалов.

А организация производителей стройматериалов позволит продвигать на рынок современные продукцию и технологии, переходить на европейские стандарты, уже успешно применяемые за рубежом.

Алексей Деламарттер:

– Честно говоря, я не очень понимаю тех целей и задач, которые ставит перед собой названная вами саморегулируемая организация. Но уверен: в рамках СРО или другой некоммерческой организации нужно в первую очередь поднимать вопрос качества. Он волнует многих ответственных производителей.

Сегодня на рынке достаточно компаний, торгующих бетоном по демпинговым ценам, не соответствующим никаким стандартам. Эту продукцию используют на стройплощадках, и, вероятно, через пару десятков лет мы будем наблюдать разрушение зданий, построенных с использованием бетона, качество которого подрядчик не удосужился проконтролировать.

Думаю, основной задачей СРО должно стать создание работающей системы контроля качества, которая действительно гарантировала бы параметры продукции, соответствующие заявленным. Только в таком случае у нас будут строиться надежные сооружения.

Сегодняшняя система СРО, выдающая допуски строительным организациям, не соответствует изначально задуманному. Вступление в саморегулируемые организации, сертификаты и допуски продаются, как продавались раньше лицензии. По сути ничего не изменилось.

Появилась новая система, но я не вижу ее преимуществ на практике. Нужна жесткая политика государства, которое должно устанавливать стандарты их деятельности и контролировать, не давая поблажек.

А производителям строительных материалов нужна добровольная консолидация, чтобы выработать собственные правила игры и вести деятельность, следуя своим внутренним стандартам, для того чтобы внедрялись инновации, развивался рынок. Единственная форма, которая максимально подходит для этих целей, – это некоммерческое партнерство, которое вплотную займется решением насущных проблем. А СРО как организация, торгующая допусками, нам не нужна. Иначе останутся те же самые производители, работающие по купленному допуску и продающие бетон за 2 тысячи рублей.

Михаил Лейтис:

– Страхование рисков, выдача сертификатов соответствия и контроль качества – основные пункты деятельности организации. То есть для фирм, входящих в СРО производителей стройматериалов будет создана такая система качества, с которой все согласятся и которой будут следовать. Которая сформирует единые правила для всех участников. В эту СРО не войдут те, кто выпускает продукцию, не соответствующую стандартам. И выигрывать тендеры будут производители, у кого более качественные материалы.



Руководство – к действию

Владимир Гоменюк:

– Многие наши европейские коллеги – производители металлоконструкций, работающие в Германии и Голландии, не являются членами СРО, тем более что это у них дело добровольное. Но их внутрифирменные стандарты производства, обеспечения качества выпускаемой продукции часто более высоки, чем того требует государственное и общеевропейское законодательство.

Однако в России, по крайней мере, создание системы СРО – борьба за финансовые потоки. Никакой конкретной работы, направленной на повышение качества строительной продукции, на отстаивание интересов добросовестных производителей не наблюдается. Кроме того, в настоящее время в России качеством занимаются органы сертификации системы менеджмента ИСО, саморегулирующие организации, всероссийское общество качества и т. д. Результат известен: сертификатов много, качество есть, но оно недостаточного уровня.

Что же касается действующих нормативов, то их лоббирование узкоспециализированными органами – это мина замедленного действия. Уже сейчас российские предприятия значительно проигрывают своим зарубежным коллегам по уровню выпускаемой продукции. И если отстаивать применение существующих нормативов, ограничить использование передовых европейских норм и стандартов в РФ, мы никогда не будем конкурентоспособны на мировом рынке.

Необходимо перенимать европейские наработки, внедрять евростандарты, не противоречащие нормам РФ или не ухудшающие их, и не обязательно с помощью СРО. Так, например, мы, запуская производство сэндвич-панелей на основе английского стандарта на эту продукцию, разработали ТУ, зарегистрировали в России в соответствующем органе и производим изделия в соответствии с ними.

Зачем защищать вчерашний день и работать по устаревшим ТУ и ГОСТам?

Если топ-менеджмент предприятия заинтересован в развитии компании, повышении ее конкурентоспособности и развитии бизнеса в перспективе, почему не брать европейские нормы за основу? Тем более, имея импортное оборудование и работая по устаревшим стандартам, сложно обеспечить конкурентные преимущества, эффективность инвестиций в новые технологии.

Не знаю, насколько важную роль будет играть СРО производителей стройматериалов, но уверен, что компания в лице ее менеджмента самостоятельно должна инвестировать средства и в технологии, и в функционирование на должном уровне системы контроля качества, и на обучение персонала.

Ответственность за обеспечение качества продукции лежит на топ-менеджменте предприятия. Ведь именно топ-менеджмент в первую очередь заинтересован и несет персональную ответственность за будущее компании.

Алексей Деламарттер:

– Качество – непостоянный показатель. Параметры бетона зависят от характеристик наполнителей, добавок, которые в него входят, и многих других факторов, таких как квалификация персонала и технологичность оборудования.

В идеале производитель должен ежеквартально подтверждать уровень качества своего продукта и при положительных результатах проверки получать некий знак, отличающий его от других. Чтобы потребитель, ради которого мы и трудимся, знал, где и у кого он может приобрести качественную продукцию. Думаю, эта сложная, финансово емкая схема способна поддерживать постоянные показатели качества бетона на рынке.

Долгий путь эволюции

Сергей Ким:

– Мы находимся, по меньшей мере, в странной ситуации: пользуемся устаревшими ГОСТами в новой рыночной экономике. И пока будут существовать компании-однодневки, выигрывающие тендеры, в том числе на объектах госзаказа, порядка на рынке не будет. В развитых странах производителю себе дороже работать плохо, а у нас – выгоднее.

А ведь не надо выдумывать ничего нового.

Есть международные стандарты, соблюдение которых обеспечивает строительство качественного комфортного жилья, производство надежных конструкций, добротных стройматериалов. Можно взять их на вооружение и не изобретать велосипед.

Компании должны доказывать своей работой репутацию надежного поставщика качественных материалов и при этом зарабатывать деньги, развиваться и выводить на рынок новинки. Но сейчас инновации внедряются крайне тяжело, и в том числе из-за проблем с техрегулированием. Но есть же наработанный за долгие годы зарубежный опыт – давайте его применять.

И для производителей стройматериалов вступление в СРО может быть только добровольным делом, как в высокотехнологичных странах, таких как Германия и Голландия. А если загонять всех как баранов в саморегулируемые организации, толку не будет. Уже попробовали это сделать со строительными фирмами, и что получилось? Качество работы не повысилось, и ответственность не возросла.

Но система должна развиваться эволюционным путем. Пусть, допустим, мы создадим СРО, должно пройти время, чтобы мы научились работать по-новому, с большей степенью ответственности, уделяя качеству материалов должное внимание.

Владимир Гоменюк:

– А как быть сейчас частному бизнесу, который хочет применять инновации, быть конкурентоспособным, выпускать качественную продукцию? Ему трудно конкурировать с фирмами «однодневками», которые не вкладывают средства ни в развитие, ни в систему качества, а все это в конечном счете сказывается на себестоимости и цене продукции. Необходим порядок, четкие правила игры, строгая ответственность за выпуск некачественной продукции. Добровольные СРО могли бы решить часть проблем, но необходимо более четко определить их стратегические цели и задачи, знать, какие стандарты они будут выводить на рынок.

Алексей Деламарттер:

– Ответ на вопрос, нужны ли производителям стройматериалов СРО, во многом зависит от того, как будут строить работу саморегулируемые организации. Ведь они могут превратиться в орган внутреннего лоббирования. И если это будет очередное объединение компаний, регулирующих рынок для получения собственной прибыли, это одно. А вот если такое партнерство производителей действительно окажет положительное влияние на состояние отрасли в целом, повысит требования к производствам и обеспечит повышение спроса именно на качественную продукцию – такая СРО нам нужна.

Михаил Лейтис:

– Само по себе создание СРО не самоцель. Это должно быть объединение производителей стройматериалов, выпускающих действительно качественную продукцию, которое разработало бы необходимые стандарты и придерживалось их. Причем впоследствии эти стандарты можно было бы применять повсеместно.

Потребитель всегда прав?

Владимир Гоменюк:

– Зарубежные заказчики уделяют вопросам управления бизнесом в целом и системе контроля качества продукции в частности большое внимание. Для них изучение систем менеджмента, в том числе систем качества, занимает много времени. Все досконально проверяется и подолгу изучается: продукция, производство, стандарты и их применение, техрегламенты. А российские инвесторы, проводя тендер на 100–500 млн руб., на изучение фактического состояния дел и производства тратят 30 минут. Их практически не интересует система управления предприятием, система качества, наличие стандартов, квалификация персонала, его легитимность и т. д. Важны только цена и сроки. Во многом работа производителей определяется рынком и зависит от требований заказчика, ведь потребитель «голосует рублем». Собственник бизнеса хочет быть уверенным, что, заплатив немалые деньги, он получит качественный результат. Посредники в этом не слишком заинтересованы – их задача быстро и дешево построить и сдать, а инвестор не всегда в полной мере компетентен в том или ином вопросе, и многое зависит, как поведет себя посредник или производитель.



Алексей Деламарттер:


– Речь даже не о том, что на рынке есть некачественные материалы. Бывает, что продукция вообще не соответствует параметрам, заявленным в документации. Вот вы говорите, потребитель рублем голосует. А ведь около 15% бетона, который у нас продается, вообще не соответствует стандартам. И за него тоже голосуют рублем.

Как можно вынудить производить качественную продукцию компанию, которая получает прибыль, только экономя на компонентах, квалифицированном персонале, технологии производства? Теоретически это мог бы сделать потребитель, но он не ориентируется в характеристиках приобретаемого продукта. К сожалению, для него важнее цена. В основном это касается частного заказчика, но есть и крупные подрядчики. И вот это просто пугает!

Владимир Гоменюк:

– У любой системы должно быть руководящее звено. Ведь нормальная деятельность предприятия подразумевает системность в процессах, инвестиционную направленность бизнеса, минимизацию рисков и окупаемость. Предприятия должны быть заинтересованы во внедрении систем управления как бизнесом в целом, так и качеством продукции в частности. Они должны сознательно отказаться выпускать некачественные материалы, продукцию, принять определенные инновационные и современные стандарты деятельности и придерживаться их. Должен быть интерес государства к предприятиям, выпускающим качественную продукцию и услуги, и это должно отражаться как минумум в налоговом и таможенном законодательстве. Для средних промышленных предприятий и предприятий стройиндустрии это мечта.

Действительно, для подтверждения качества продукции многие компании внедрили систему ИСО. Но у организаций, которые сертифицируют по ней, недостаточно жесткие требования. И если руководитель предприятия не будет заинтересован в производстве качественной продукции, никакое ИСО, никакая организация не заставит его это делать.

Алексей Деламарттер:

– По системе ИСО работают многие российские предприятия, в том числе и наше. Но условия рынка, в которых мы строим деятельность, диктуют свои законы.

Да, у нас может быть создана своя система качества. Однако остаются другие производители, которые выпускают несоответствующую требуемым параметрам продукцию. Что мы можем сделать, чтобы потребитель отказался приобретать у них материалы по демпинговым ценам?

Мы снижаем себестоимость, у нашего предприятия свой песчаный карьер, дробилки, другое высокотехнологичное оборудование, и отпускная цена 1 куб. бетона составляет 2,8 тыс. руб. А есть поставщики, продающие по 2,2 тыс. руб., с доставкой, то есть ниже себестоимости. За счет чего? Ответ ясен.

Как мы можем с ними конкурировать, если потребителю не важно качество продукции?

Надо постоянно объяснять, что именно это должно играть решающую роль в выборе строительных материалов. И добровольные организации могут принять участие в этой деятельности, однако для решения проблемы необходимо участие государства.

Сергей Ким:

– Уверен, помощь и поддержка государства необходимы. Нужна отлаженная законодательная и судебная системы. У нас нет культуры общественной совести. Хотя, возможно, создание СРО производителей стройматериалов позволит начать решать проблемы обеспечения качества продукции на рынке. Ведь надо с чего-то начинать.



Подготовила Славяна Румянцева

Другие материалы по теме

X