жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Качественный уровень (требования к качеству продукции на российском и зарубежных рынках)

Известность на мировом рынке дает существенные конкурентные преимущества интернациональным компаниям перед их российскими коллегами. Однако специалисты уверены, что этот фактор не стоит переоценивать. Хотя к опыту фирм, успешно работающих и за рубежом, и в России, стоит присмотреться.

Участники делового разговора:

Садчикова_34.jpgИрина Садчикова,

директор по маркетингу компании ROCKWOOL СНГ

Усеинов.jpg

Рустэм Усеинов,

руководитель направления

«Адгезивы, покрытия, эластомеры» ЗАО «Хантсман-НМГ»

Соколов.jpg

Роман Соколов,

главный технолог компании

MC-Bauchemie (Россия)

Русанова.jpg

Айно Русанова,

руководитель отдела разработки продукции компании

«Сен-Гобен Изовер»

Об особенностях работы на российском и зарубежных рынках, требованиях к качеству продукции рассказали участники делового разговора.

– Насколько различаются требования рынка к качеству строительной продукции на зарубежных рынках и в России?



Роман Соколов:

– Требования действительно разные. Ведь зарубежному рынку сухих строительных смесей уже более полувека, а российские компании начали производить ССС не более 15 лет назад. Когда формировался отечественный рынок, в нашей стране не было нормативной базы, и производители все время оглядывались на Запад. Это было похоже на игру «в догонялки».

Для российского рынка, в силу его молодости, очень важен сейчас фактор ценообразования. А в европейских странах цены на ССС уже давно сформировались, и при выборе материала клиентам важнее качество.

Поэтому создается ситуация, когда на отечественном рынке европейские смеси, причем вся линейка продукции, могут продаваться и иметь большой спрос, а российским смесям на зарубежный рынок путь закрыт, поскольку они «не дотягивают» по качеству до евростандартов.

Рустэм Усеинов:

– Безусловно, качество остается одним из основных критериев конкурентоспособности на любом рынке строительных материалов и технологий. И в обозримом будущем его значение будет только возрастать, поскольку возможности ценовой конкуренции становятся все более ограниченными.

В Европе увеличивается значение «неценовой конкуренции компетенций», т. е. дополнительных знаний, умений и навыков участников рынка, способности придать своей продукции какие-то специальные или уникальные свойства. Все более важными становятся факторы безопасности в отношении производства и использования строительных материалов.

Одной из основных особенностей зарубежных рынков является повышение требований к экологической безопасности производства, применения, эксплуатации и утилизации стройматериалов и конструкций. Развитые техническое регулирование и нормативная база в этой области являются драйверами технологического развития.

Участники российского рынка под качеством в основном подразумевают стабильность свойств продукции от партии к партии. Высокий технологический и управленческий уровень многих отечественных предприятий отрасли только формируется, а уровень технического регулирования пока далек от совершенства.

 

Ирина Садчикова:

– Понятие «качество продукции» подразумевает лишь набор тех требований и характеристик, которые востребованы потребителями.

Европейский потребитель обладает большим опытом, и его волнуют такие параметры, как надежность компании, ее репутация на рынке, стабильность качест­ва продукции, в то время как отечественному потребителю зачастую важен только ценовой аспект.

Айно Русанова:

– Качество продукции – это ее соответствие параметрам, заявленным производителями. Покупая теплоизоляцию какой-либо торговой марки, потребитель хочет получить товар с определенными характеристиками. В каждой стране сущест­вуют свои нормативы, регулирующие параметры продукции. Даже внутри Евросоюза требования к уровню характеристик стройматериалов могут отличаться.

В целом в Европе требования менее жесткие, чем в России. Так, прочность на отрыв слоев теплоизоляционного материала для тонкоштукатурных фасадов в Европе должна быть не менее 10 кПа, а в России – не менее 15!

К пожарным характеристикам материалов и огнестойкости конструкций в России также законодательство более сурово, чем во всем мире. Объясняется это тем, что уровень фактического обеспечения пожарной безопасности в Европе выше, все риски, с ней связанные, просчитаны и застрахованы. Поэтому страны ЕС могут позволить себе устанавливать более низкие требования к пассивной пожарной безопасности, компенсируя их использованием средств активной защиты. Если в европейских странах для штукатурных фасадов общественных зданий может использоваться пенополистирол, то в России ни один объект не будет принят в эксплуатацию, если при строительстве на фасаде будут использоваться пожароопасные облицовочные материалы.

– Возникала ли необходимость изменять параметры продукции при выходе на российский рынок?



Айно Русанова:

– Продукция ISOVER была адаптирована к российским условиям. Например, для перевозки материалов на большие расстояния, характерные для нашей страны, разработали продукцию с более высокой степенью сжатия, что позволило снизить затраты на транспортировку.

Рустэм Усеинов:

– В сегменте защитных строительных покрытий и адгезивов на основе синтетических смол принципиальных технологических различий практически нет. Поскольку многие из российских и европейских производителей используют практически одни и те же источники сырьевых компонентов (смол, пигментов, спецдобавок), а зачастую и технологического оборудования. Поставщики сырья предоставляют базовые рецептуры большого количества различных материалов, однако это всего лишь их маркетинговый инструмент, стимулирующий закупки и абсолютно не гарантирующий получения качественного продукта.

Принципиальные различия появляются только на этапе тщательной отработки технологии производства материалов, готовности логистической поддержки производст­ва и дистрибуции, маркетинга, наконец.

В своей практике я не сталкивался с фактами специальной доработки или адаптации каких-либо зарубежных продуктов под требования российского техниче­ского регулирования. Чаще встречается маркетинговый подход, когда на определенных стандартных параметрах, присущих каким-либо продуктам, специально акцентируется внимание потребителей. Это вызвано зачастую неоправданно жесткими, а иногда и технически невыполнимыми нормами российских техрегламентов. Например, широко обсуждаемого нового ФЗ № 123 (пожарной безопасности).

Роман Соколов:

– Изменять параметры выпускаемой продукции при выходе на российский рынок нам не приходилось, потому что в России просто нет специфических требований для ряда продуктов, в том числе инъекционных материалов.

– Насколько значима в конкурентной борьбе с российскими компаниями репутация мирового производителя?

Роман Соколов:

– Разумеется, этот фактор играет большую роль. Германский концерн MC-Bauchemie был основан в начале 1960-х как предприятие, специализирующееся на выпуске материалов строительной химии, и сейчас является мировым лидером в таких областях строительства, как защита поверхностей и защита бетонов. Многие западные подрядные организации, осуществляющие в России масштабные и ответственные проекты, знают нашу продукцию по своему опыту строительства за рубежом и поэтому доверяют ей.

Рустэм Усеинов:

– Мировая известность – хорошее преимущество, но не стоит его переоценивать. Многие успешные зарубежные и россий­ские компании не имеют громкого имени и не могут пользоваться преимуществами раскрученного бренда. Но они продолжают развиваться и выживать в постоянно меняющихся условиях, потому что умеют вовремя перераспределять ресурсы и концентрироваться на приоритетных в данный момент направлениях. При этом понятие «качество» включает в себя не только свойства продукции как таковой, но и квалифицированный сервис и техподдерж­ку, скорость поставки, постпродажные гарантии, возможность «кастомизации» продукта.

Айно Русанова:

– Среди производителей минераловатной теплоизоляции на российском рынке по известности и розничной представленности лидируют международные компании: ISOVER, URSA, KNAUF, ROCKWOOL. Западные компании при строительстве заводов используют единый отработанный подход и следуют мировым стандартам. Завод ISOVER в г. Егорьевске (Московская обл.) строился по аналогии с финским предприятием холдинга: технологии, подходы, стандарты – все соответствует европей­скому уровню.

– Насколько актуально подтверждение качества продукции для российских и зарубежных потребителей?

Ирина Садчикова:

– В России существует технический регламент, в соответствии с которым третья сторона (она же нотифицированный орган) должна подтверждать то, что производитель декларирует посредст­вом сертификации. Кроме того, потребитель нуждается в подтверждении третьей стороны – испытательных цент­ров, инспекции, ассоциации.

В Европе, например, невозможно вывести на рынок новый продукт без соответствующих маркировок (например CE), которые гарантируют качество. За их использованием следят специальные органы. В России также разрабатывается и внедряется подобная прак­тика.

Рустэм Усеинов:

– Необходимость в подтверждении качества продукции постоянно растет. Основной сдерживающий фактор – недостаточно развитое современное техническое регулирование.

Айно Русанова:

– Подтверждение качества продукции всегда актуально как в России, так и за рубежом. Если производитель заявляет о высоком качестве своей продукции – он должен быть готов подтвердить это документально. Наша компания работает на опережение: мы регулярно проводим внутреннюю оценку качества продукции и испытываем ее в независимых лабораториях. Для наших проектных продуктов обязательно наличие технического свидетельства.

Роман Соколов:

– В области добавок в бетоны и продуктов для защиты и ремонта бетона сертификация на продукцию не обязательна для ее производителей, но очень нужна и важна для заказчика. Это подтверждение качества должно быть выдано отраслевым компетент­ным институтом после проведения серьезных исследований.

Комиссии, которые принимают объекты или виды работ, обязательно требуют сертификаты соответствия в системе ГОСТ Р, хотя они и являются добровольными. В Европе же сертификаты – это скорее норма жизни, нежели опция «по желанию». Европейские производители не задумываются о том, актуально это или нет. Они просто это делают.

Подготовила Славяна Румянцева

Другие материалы по теме

X