жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Экономия по полной программе (реализация Программы энергосбережения в Петербурге)

Санкт-Петербург одним из первых в России принял Региональную программу энергосбережения, которая предусматривает огромный перечень мероприятий. И это дало толчок развитию рынка энергоэффективных технологий.

Полномочия реально влиять на повышение энергосбережения в регионах местным властям предоставил ФЗ № 261.

Тарасов.jpg– Можно критиковать закон, отмечать его недостатки и достоинства, но он вступил в силу и позволил нам начать работу, – рассказывает начальник управления перспективного развития Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Петербурга Анатолий Тарасов. – До того фактически заниматься энергосбережением никакой возможности у субъектов РФ не было. Законодательство 1996 года не давало таких полномочий вообще.

Сейчас у нас появилась реальная возможность внедрять энергосберегающие технологии, повышать энергоэффективность в городе. Хотя говорить, что до этого момента ничего не делалось, – значит лукавить. Еще в 2004 году в Петербурге бюджетные учреждения оснастили приборами учета. В 2005 году экономический эффект уже был получен – расходы бюджета на энергоносители сократились на 25%.

Сэкономленные средства были направлены на дальнейшую реализацию энергосберегающих мероприятий. В частности, на установку металлопластиковых стеклопакетов в школах, что позволило сократить теплопотери в учебных заведениях. Реализовывались крупные проекты по реконструкции систем теплоснабжения, в частности, Петроградского района.

Клубок накопившихся проблем в области энергосбережения большой, их надо решать.

Вектор движения

Начало реализации региональной программы энергосбережения прошло не так гладко, как хотелось бы. На момент ее принятия отсутствовали нормативные правовые акты федерального уровня, на которые, теоретически, разработчики должны были опираться при составлении региональных норм и плана действий. Помимо этого, большинство потребителей оказалось не готово воплощать в жизнь новый закон.

– Бытовало мнение, что это очередная интенсификация, она необязательна, требования по ее выполнению будут сняты, – поясняет Анатолий Тарасов. – Нет, не будут. Задача поставлена четко и серьезно, за невыполнение требований законодательства предусмотрены штрафы.

Недоработанность федерального законодательства привела к тому, что программа в области энергоэффективности Петербурга формировалась на основе уже существующих мероприятий, за которые отвечали исполнительные органы города, и программ, планов энергоснабжающих организаций. Также была использована информация о проектах предприятий и организаций по проведению энергоэффективных мероприятий.

Таким образом, основная задача разработчиков программы заключалась в том, чтобы определить ключевые показатели, которых необходимо достичь в сроки, установленные федеральным законодательством. Основной – это снижение энергоемкости валового регионального продукта на 40% к 2020 году по сравнению с уровнем 2007 года. В числе других целевых показателей – сокращение затрат на энергоресурсы бюджетных учреждений.

Сейчас в рамках реализации программы необходимо завершить оснащение приборами учета общественных зданий, встроенных помещений, где расположены бюджетные учреждения. При этом ФЗ регламентирует работу только по отдельно стоящим зданиям и сооружениям и не затрагивает встроенные помещения. В городе очень велико количество учреждений, финансируемых из городского бюджета, которые расположены на первых этажах многоквартирных домов. Например, детские сады в Петроградском, Василеостровском, Центральном районах.

К сожалению, до сих пор идет процесс тарифного регулирования в рамках энергосберегающих мероприятий организаций коммунального комплекса. Формируется программа по установке узлов учета в многоквартирных домах.

Основной потенциал заключается в рациональном расходовании энергоресурсов населением, ведь на него приходится 40% общего потребления тепла, воды, электричества. При этом доля промышленности составляет 33%. И там также необходимо предпринимать меры в целях повышения энергоэффективности. В первую очередь для того, чтобы руководство и собственники предприятий могли оценить, на что тратится энергия на производствах и что возможно сделать для снижения себестоимости продукции.

Новые возможности

Принятие программы энергосбережения в Петербурге обеспечило активное развитие компаниям, предлагающим услуги в области повышения энергоэффективности. Существенно вырос рынок энергетических обследований.

Так, в городе около 3 тыс. госучреждений, для которых проведение энергообследований обязательно. К ним следует прибавить организации с тарифным регулированием, компании, долю в имуществе которых прямо или косвенно контролирует государство. Плюс фирмы, у которых совокупные затраты на энергоресурсы, включая моторное топливо, составляют более 10 млн руб. в год. То есть всего около 10 тыс. организаций.

Каждое энергетическое обследование индивидуально. Сложность работ зависит в том числе от состояния проектной документации, наличия в ней изменений. Одно дело – дать оценку недавно построенной школе, и совсем другое – обследовать здание 50-х годов постройки, в котором капремонта не было и техпроект, если и остался, может не соответствовать действительности. Районные администрации готовы тесно сотрудничать со СРО, чтобы получить качественный результат за разумные деньги. В том числе и чтобы определить начальную цену контракта.

Еще одно бурно развивающееся благодаря программе направление – энергосервисные контракты. Это новый вид бизнеса, где риски должны делиться между партнерами. Если раньше рекламные заявления предприятий о 30-процентной экономии энергии за счет применения их технологий было сложно проверить, то сейчас ситуация меняется. Можно заключить контракт, по которому возврат средств за установленное оборудование будет осуществляться за счет достигнутой экономии. Таким образом, впервые риски делятся сторонами – потребителем и поставщиком.



Энергосервисный контракт может стать действенным инструментом экономии в бюджетном секторе, поскольку не требует единовременных затрат, – уверен Анатолий Тарасов. – А финансовый лимит на потребление топливно-энергетических ресурсов закладывается ежегодно. Это гарантированная сумма. Сейчас разрабатывается система проведения торгов в соответствии с 94 ФЗ, затем уже будут заключаться договоры, отлаживаться механизмы их реализации.

Сейчас заключено несколько энергосервисных контрактов в так называемом ручном режиме. Пока это апробирование условий и схем работы. Один из них – оснащение школы энергоэффективными технологиями компании «Данфосс». Рассматривает возможность заключения энергосервисного контракта Петербургская сбытовая компания.

Практические решения

В рамках повышения энергоэффективности в течение года в Петербурге был принят целый ряд долгосрочных целевых программ по энергосбережению в наружном освещении, водо-, тепло- и газоснабжении.

В их числе – программа повышения эффективности систем наружного освещения Петербурга на период до 2015 года. В рамках ее реализации к сентябрю прошлого года в городе оставалось в эксплуатации чуть больше 2 тыс. люминесцентных ламп. Все остальные натриевые – то есть наиболее эффективные на сегодня, со светоотдачей 150 люмин на ватт. Также программа предусматривает реконструкцию наружного освещения с установкой электронной пуско-регулирующей аппаратуры.

Действует программа устройства наружного освещения при строительстве и реконструкции парков, садов и скверов. Всего в городе 123 таких погруженных во мрак зеленых территории. Для этих целей предусматривается и использование светодиодов, но только с условием соблюдения жестких критериев стоимости и качест­венных параметров.

Также была принята программа реконст­рукции и развития газораспределительных сетей в целях повышения энергетической эффективности и энергосбережения.

Реализуется программа энергосбережения систем водоснабжения южной зоны Петербурга до 2012 года. Она разработана на основе проекта модернизации зоны водоснабжения Урицкой насосной станции, который включал комплексное внедрение как приборов учета потребителей, так и непосредственно модернизацию водоподающих сооружений. Это позволило сократить годовое энергопотребление на 39%, удельную аварийность – на 32%, потери воды – на 32%.

Продолжается работа и по другим направлениям повышения энергоэффективности городского хозяйства. Например, КЭРППиТом учреждена премия за лучший инновационный проект в области энергосбережения. В этом году Комитетом по энергетике будет в первый раз присуждаться премия за лучший энергоэффективный проект по четырем номинациям: жилое, государственное здания, госучреждение и в области энергетики. Для жилого здания и госучреждений это премии по 3 млн руб. – сумма, которая может помочь победителю реализовать интересный проект.

Большая работа ведется сейчас и в строительном комплексе. Это создание рекомендательных региональных методических документов, которые бы позволили определить единые требования, в том числе при госзаказе в области энергоэффективности. К разработке привлекаются предприятия стройиндустрии, проектные организации и ученые.

Подготовила Славяна Румянцева

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X