жк днепропетровская 37 евротрешка

Актуальное

Сверхлегкий, сверхмобильный (методы производства пенобетона)

Технология, а также мобильное оборудование для производства сверхлегкого неавтоклавного пенобетона впервые в мире созданы в петербургском холдинге «СОВБИ».

Патент на экспорт

В России уже привыкли гордиться удачным заимствованием продукции, оборудования, технологий. Сырьевой экспорт намного обгоняет продукцию hi-tech. Это вовсе не значит, что у нас разучились изобретать машины и материалы, каких нет на западе. Пример – инновационные продукты с маркой «СОВБИ».

В чем разница между газо- и пенобетоном? В газобетоне образование воздушных пузырьков – результат химических реакций, а в пенобетоне такой эффект дает пеноконцентрат. Поэтому теплостойкость газобетона меньше: его «химические» пузырьки проницаемы, влагопоглощение выше. А в пенобетоне готовая пена образует замкнутый объем воздуха в прочной пленке. Надо лишь придумать, как аккуратно перемешать цементную смесь с водой и пенообразователем и, сохранив пузырьки, доставить до рабочего места на объекте.

Васильев.jpgПеред руководителем творческого коллектива, доктором технических наук, президентом холдинга «СОВБИ» Всеволодом Васильевым строительный заказ поставил, казалось бы, взаимоисключающие задачи – создать материал изолирующий и конструкционный, сверхлегкий, но прочный, приготовленный на компактном мобильном оборудовании в условиях стройплощадки, но не отличающийся по качественным параметрам от заводского. И такой продукт появился. Причем широкого спектра применения – в коттеджном строительстве, при устройстве дорожного полотна, для изоляции труб с высокотемпературным содержимым. С самого начала было ясно одно – основой материала, как и других бетонов, станет цемент. Для решения остальных проблем потребовалось 12 лет.

– Я работал в оборонной промышленности, – рассказывал Всеволод Дмитриевич. – Там учили комплексному решению задач. Например, нужен сверхлегкий пенобетон. Почему он не выходит? Стал исследовать. Понял: надо работать над пеностойкостью в цементном тесте. Пока оно застывает, пузырьки воздуха должны сохранять форму. Дальше важно не разбить пузырьки в смесителе. Значит, следует заняться гидродинамикой перемешивания, рассчитать профиль лопатки, угол ее наклона, скорость вращения рабочего органа, чтобы лопасти не били, не разрушали пену.

Конечный этап – подача смеси бетононасосом для устройства монолитной стены, дорожной плиты или изоляционной оболочки трубы. Закачать обычным насосом на высоту (мы добились высоты подачи по вертикали 60–70 м) нельзя по тем же причинам, по которым пришлось изобретать свою конструкцию смесителя, – недопустимо создавать давление. Оно разрушит воздушные пузырьки, и смесь станет более плотной, чем по заданным параметрам.

Были выбраны винтовые (героторные) насосы для перекачивания (напорной подачи) больших объемов жидких и пастообразных материалов, сложных многокомпонентных смесей, особо чувствительных к механическому воздействию. Но для пенобетона пришлось создавать свои профили. Такой насос имеет одноходовой винт двухходовой обечайки – происходит аккуратный захват порции бетона и плавное перемещение на заданную высоту или протяженность. Причем обратного хода оборудование не дает.



Отработали профиль винта, рассчитали оптимальное число оборотов. Повысили износостойкость насоса. А это подбор резины или полиуретана, металлов, их поверхностная обработка против истирания. Ведь иногда требуется пенобетон большей плотности, приходится добавлять песок, а это абразив. Заказанное машиностроителям оборудование по нашим расчетам и чертежам нас не устроило по качеству исполнения. Создали свое промышленное подразделение. Теперь делаем все сами. Кстати, меня и в «оборонке» не устраивали стандартные машины, предлагал и делал свои конструкции. Причем при поддержке министерства.

В итоге вместо пеноблоков, получаемых в заводских цехах, которые надо еще доставить, разгрузить и правильно уложить, был создан неавтоклавный монолитный пенобетон, производимый в мобильных комплексах. В его составе легко перемещаемые автотранспортом смеситель, пеногенератор и героторный бетононасос.

На месте отдельно готовится пена (из синтетических веществ для более плотных бетонов или белковых экологически чистых пенообразователей для сверхлегких). Отдельно делается цементный раствор. С самого начала объем смесителя был выбран 1 куб. м. Это удобно для расчетов. Если нужно получить пенобетон плотностью 130–150 кг/куб. м, рабочий знает, что должен засыпать два мешка цемента (100 кг) и залить 30 л воды. Получится как раз необходимая плотность. Затем доверху заполнить смеситель пеной (5–6 л) и нажать кнопку «пуск». Через пять минут смесь готова и может быть подана насосом в опалубку. Параметры этого пенобетона показаны в таблице 1.

Как отмечают в профессиональном объединении строителей «Союзпетро­строй», Холдинг «СОВБИ» впервые в мире решил задачу круглогодичного получения на объекте сверхлегкого монолитного неавтоклавного пенобетона плотностью 130–300 кг/куб. м, что подтверждено патентами в России и за рубежом.

Широкий спектр областей применения сверхлегкого пенобетона успели оценить в малоэтажном домостроении, дорожном строительстве, на прокладке инженерных коммуникаций, где необходима эффективная тепло- и гидрозащита трубопроводов.



Дом, дорога, труба

Для строительства коттеджа нужен деревянный или металлический каркас, несъемная опалубка (например, плоский шифер снаружи, гипсокартон внутри). И установка для получения пенобетона. Оборудование разворачивается за 10 мин. Его энергоемкость 3 кВт на 1 куб. м. Строительство ведется круглогодично. Летом заливка стен ведется по 0,5 м в день, чтобы не было усадки. Зимой работа продолжается через два дня на третий. За две недели двухэтажный корпус готов.

Конструкционную прочность для продолжения работы пенобетон набирает за сутки. Беспокоиться о 100%-ном достижении прочностных параметров незачем: основную нагрузку несет каркас. За год стены из монолитного пенобетона достигают двойного значения прочности.

Каждому дорожнику знакомо сезонное промерзание грунта, морозная пучинистость. При строительстве слабый грунт заменяют на более плотный, делают основательную подушку из щебня, проводят уплотнение подстилающих слоев. Вместо этого частью внутренней конструкции – слоем, уложенным под асфальтобетон, может служить плита из легкого пенобетона. Он точно так же, с помощью мобильного комплекса «Совби», изготавливается на месте и заливается на участок дороги.

Материал не требует дополнительной техники – сам ложится и уплотняется. Монолитная плита под поверхностным покрытием наиболее технологичным способом позволяет гасить горизонтальные напряжения, возникающие в основании, равномерно распределять нагрузки, уменьшать разрушающее воздействие транспорта на верхние слои и земполотно дорожной одежды. А также снижает колейность, исключает пучинистость, являясь теплоизолятором.

Пенобетон водостоек. И, что важно, позволяет значительно снизить стоимость работ, например, в легких насыпях – минимум в два раза. По расчетам специалистов, стоимость километра дороги с применением пенобетона не превышает 2,5 млн руб.

Стандартный материал изоляции труб – пенополиуретан, минвата. Но ППУ выдерживает температуру не выше 150°С. Кроме того, на стальных трубах требуется установка системы оперативного дистанционного контроля за увлажнением. А минвата боится воды.



Этих недостатков лишен монолитный легкий пенобетон. Он заливается непосредственно на месте прокладки трубопровода в пространство между оболочкой из полиэтилена (при подземной прокладке) или оцинкованной стали, алюминия (в наземном варианте) и магистральной трубой любого диаметра. Монолитность пенобетона обеспечивает отсутствие мостиков холода на стыках, антикоррозийную защиту, не требует установки ОДК.

В результате образования щелочной среды на поверхности трубы металл пассивируется и защищен от коррозии. А предел прочности пенобетона на сжатие (не менее 0,4 МПа) позволяет прокладывать трубы в пенобетонной изоляции в различных грунтовых условиях. К тому же он выдерживает температуру перегретого пара 500–600°С и с успехом используется на технологиче­ских линиях химических производств.

Подготовил Виктор Малков



Точка зрения

Начальник отдела технического развития ООО «Аэрок СПб» Глеб Гринфельд:

– Неавтоклавный пенобетон обладает прекрасными характеристиками. Он негорюч, при низких плотностях обладает высокими теплоизоляционными свойствами. Есть и недостатки. В их числе – большая усадка при высыхании, невысокое, по сравнению с автоклавными ячеистыми бетонами, соотношение прочность/плотность, длительное время набора прочности при естественном твердении. По сферам применения следует разделять монолитную пенобетонную теплоизоляцию и изделия из пенобетона в виде готовых блоков.

Себестоимость пенобетонных изделий примерно равна отпускной цене на автоклавный газобетон. Низкие капвложения в организацию производства нивелируются высокой стоимостью сырья. Кроме того, для обеспечения геометрической точности изделий необходимо применение дорогого и сложного резательного оборудования. В результате соотношение цены и качества становится неоправданно высоким. Поэтому при наличии выбора потребители предпочитают иные материалы: кирпич, древесный брус, газобетон.

Сегодня на Северо-Западе спрос на изделия из неавтоклавного пенобетона практически отсутствует. Их доля в общем объеме стеновых материалов ничтожно мала. Хотя еще несколько лет назад эта продукция активно раскупалась, но происходило это на фоне общего дефицита стройматериалов.

Основной рынок сбыта продукции – регионы, где отсутствуют предприятия по производству автоклавного газобетона. Часто материал используется при строительстве малоэтажного жилья. Но основная сфера применения пенобетонов сегодня – монолитная теплоизоляция: низкоплотная – трубопроводов и чердачных кровель, высокоплотная – в транспортном строительстве.


Другие материалы по теме

X