жк днепропетровская 37 евродвушка

Актуальное

Законодатели взялись за отходы (обзор законодательства, регламентирующего обращение с отходами в РФ)

Создание отходоперерабатывающей отрасли требует принятия законов, которые устанавливали бы требования к обращению с отходами на этапах их возникновения, перемещения, рециклинга или утилизации, а также экономически стимулировали их вовлечение во вторичный оборот.

Отходы накапливаются быстрее, чем законы

Базовым законом, регламентирующим обращение с отходами в РФ, является ФЗ «Об отходах производства и потребления» (1998), который содержит основные понятия, требования к обращению с отходами, правовые основы государственного контроля и экономического регулирования в этой сфере.

Положения об обращении с отходами содержатся в ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002), устанавливающем понятия нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999); «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003); «О техническом регулировании» и в других правовых актах.

Вместе с тем Россия крайне медленно продвигается по пути создания эффективного законодательства в сфере обращения с отходами по сравнению со странами дальнего и ближнего зарубежья. Хотя еще в 2008 году на высшем уровне была поставлена задача создать отходоперерабатывающую отрасль в кратчайшие сроки.

В марте 2009 года на заседании Межведомственной комиссии Совбеза РФ по экологической безопасности было предложено решить три основные задачи. Одна из них связана с разработкой государственной стратегии обращения с отходами производства и потребления в РФ. Вторая – с обновлением законодательной нормативно-правовой базы в соответствии с современными требованиями. Третья – с созданием федеральной целевой программы управления отходами производства и потребления в РФ.

В мае 2010 года на заседании Госсовета Президент РФ заявил о необходимости вернуть первичные ресурсы в производственный цикл. Он поручил Министерству природных ресурсов и экологии разработать систему стимулов для компаний, занимающихся переработкой отходов. В министерстве были подготовлены поправки к ФЗ «Об отходах производства и потребления». Компаниям, занимающимся переработкой и производством продукции из вторсырья, обещали налоговые льготы по имуществу, используемому для переработки отходов, по налогам на землю и на прибыль и приоритет при госзакупках.

В ноябре Минприроды разработало новые экологические требования к промышленности, связанные с отменой индивидуальных лимитов и введением нормативов вредного воздействия на природу на основе показателей «наилучших доступных технологий». Предполагается, что в итоге платежи за выбросы к 2016 г. могут вырасти в девять раз.

В начале этого года правительству был представлен пакет новых законопроектов в рамках реформы экологического законодательства. В том числе законопроект «Об отходах», который определяет полномочия муниципалитетов и субъектов РФ в сфере управления отходами, освобождает от платы за размещение отходов хозяйствующие субъекты, которые не оказывают негативного влияния на окружающую среду, и впервые вводит «залоговый механизм» для производства продукции многоразового использования.

В свою очередь Министерством регионального развития разработана стратегия, в которой отдельное внимание уделяется промышленным отходам. Кроме того, в этом году планируется начать работу по гармонизации природоохранного законодательства с законами ЕС.

Совсем недавно в Комитете Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии состоялось очередное заседание рабочей группы по совершенствованию российского законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. Особое внимание участники совещания обратили на необходимость перераспределения полномочий между органами государственной власти субъектов РФ и местным самоуправлением, а также на необходимость специального регулирования обращения с отходами тары и упаковки. Прежде всего речь шла о разделении отходов на виды и механизмах финансирования этой деятельности.

Нужна координация

В апреле 2011 г. проблемы формирования отходоперерабатывающей индустрии в РФ рассмотрели участники Всероссийской конференции, организованной Комитетом СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды. По признанию первого заместителя председателя комитета Николая Чуркина, состояние нормативно-правовой базы не отражает реалий сегодняшнего времени.

Процесс переработки отходов регулируют более 70 федеральных законов и около 4000 подзаконных актов исполнительной власти. Их несоответствие друг другу и общепринятым стандартам приводит к «заорганизованности», непониманию и вольному толкованию на местах, формирует базу для коррупции и создает препоны для развития в данной сфере малого и среднего бизнеса.

При этом принимаемые нормативно-правовые акты только усугубляют эту ситуацию – например, в противоречие международным нормам из сферы действия ФЗ «Об отходах производства и потребления» были выведены отходы лечебно-профилактических учреждений и биологические отходы.

По словам генерального директора ОАО «Отраслевой оператор по обращению с отходами» Дмитрия Тукнова, создаваемая отрасль нуждается в пересмотре государственного кадастра отходов с привязкой их к технологиям переработки и финансовым аспектам.

Проблемами на пути создания отрасли участники конференции также признали отсутствие государственной стратегии в данной сфере, несоответствие российской нормативно-правовой базы в области обращения с отходами нормам международного права, несогласованность действий органов государственной власти при отсутствии долгосрочных целевых программ.

По мнению компаний-переработчиков, ключевым вопросом по-прежнему остается введение ответственности производителя или поставщика за расходы на утилизацию. Пока законодательная база в сфере обращения с отходами производства и потребления не позволяет экономически стимулировать внедрение безотходных технологий.

– Развитие экологической политики в нашей стране тормозит нерешенный вопрос об ответственности производителей, который в Госдуме рассматривается уже девятый год, – утверждает Петр Бобровский, вице-президент по развитию и общественным связям Национального тарного союза, имея в виду проект Федерального закона об упаковке и упаковочных расходах, разработанный еще в 2002 году.

— Три года назад подготовленный в Санкт-Петербургской ассоциации рециклинга проект закона «О вторичных материальных ресурсах» прошел экспертизу Правительства РФ, но до сих пор лежит в Госдуме без движения, хотя на Украине подобный закон уже принят, – комментирует ситуацию с законодательством председатель совета директоров СРО СПАР Леонид Вайсберг. – Этим нормативным документом в России вводится принципиально новая экономическая схема обращения с отходами от сбора до переработки.

Специалисты, разрабатывавшие законопроект, взяли за образец западный опыт: для производителей товаров длительного пользования вводится налог на последующую утилизацию своего товара. Однако он будет поступать не в бюджет, а в фонд, из которого потом предполагается дотировать переработчиков различных отходов. Если закон будет принят и определится источник финансирования, то проблем с переработкой отходов не будет.

Зарубежный опыт

Россия сталкивается с теми же проблемами, что и Европа, выработавшая в последние десятилетия оптимальные подходы, которые можно было бы использовать с учетом специфики отечественного нормотворчества.

– Мы надеемся, что скоро будет принят закон об упаковке, но одного закона явно недостаточно, – полагает в  связи с этим председатель Комиссии по экологической политике Московской городской думы Вера Степаненко. – С одной стороны, нужно принимать законы об обороте и безопасности отходов. С другой — создавать систему управления отходами в стране и в регионах. Кроме того, необходимо законодательство, регулирующее перемещение отходов, особенно из мегаполисов в близлежащие области, а это уже вопросы муниципального уровня. То есть нужны законы, которые координируют взаимодействие разных участников этого рынка.

Основой современного европейского законодательства стала рамочная Директива № 75/442/ЕЭС 1975 года об отходах. Она содержит базовую терминологию, а также основополагающие направления деятельности государств – членов ЕС и обязанности государственных органов, производителей и владельцев отходов. В рамках развития этого документа в ЕС приняты директивы об опасных отходах (1991); о полигонах захоронения отходов (1999), согласно которой полигоны разделены на три класса (для опасных, неопасных и инертных отходов) и установлены обязательные процедуры приема отходов на полигон. Сюда же относятся директивы о сжигании отходов (2000); об ограничении некоторых опасных веществ в электрическом и электронном оборудовании (2003) и др. Также утвержден Европейский каталог отходов.

Требования этих документов были учтены в Финляндии при разработке национального Закона об отходах, действующего с 1994 года. Произошли реформы в законодательстве, связанном с охраной окружающей среды и с обращением отходов. В результате муниципалитеты были вынуждены принять во внимание эти изменения при составлении местных и региональных планов.

Финское правительство приняло также ряд решений, касающихся отдельных видов отходов и их утилизации (макулатуры, шин, строительных, упаковочных и др.). Кроме того, требования к размещению отходов на полигонах будут ужесточаться в течение ближайших лет. Основная нагрузка придется на заводы по переработке и утилизации. До 2016 года в них будет инвестировано более 700 млн евро.

Образцовым в вопросах организации рециклинга многими экспертами признан закон «Об экономическом рециклинге Германии» (1996). Основная идея заключается в том, что недостаточно сформировать правовые инструменты по проведению рециклинга. Гораздо важнее обязать производителей уже на стадии разработки продукции добиваться уменьшения количества будущих отходов.

Татьяна Рейтер

Другие материалы по теме

X