жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Законодатели взялись за отходы (обзор законодательства, регламентирующего обращение с отходами в РФ)

Создание отходоперерабатывающей отрасли требует принятия законов, которые устанавливали бы требования к обращению с отходами на этапах их возникновения, перемещения, рециклинга или утилизации, а также экономически стимулировали их вовлечение во вторичный оборот.

Отходы накапливаются быстрее, чем законы

Базовым законом, регламентирующим обращение с отходами в РФ, является ФЗ «Об отходах производства и потребления» (1998), который содержит основные понятия, требования к обращению с отходами, правовые основы государственного контроля и экономического регулирования в этой сфере.

Положения об обращении с отходами содержатся в ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002), устанавливающем понятия нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999); «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003); «О техническом регулировании» и в других правовых актах.

Вместе с тем Россия крайне медленно продвигается по пути создания эффективного законодательства в сфере обращения с отходами по сравнению со странами дальнего и ближнего зарубежья. Хотя еще в 2008 году на высшем уровне была поставлена задача создать отходоперерабатывающую отрасль в кратчайшие сроки.

В марте 2009 года на заседании Межведомственной комиссии Совбеза РФ по экологической безопасности было предложено решить три основные задачи. Одна из них связана с разработкой государственной стратегии обращения с отходами производства и потребления в РФ. Вторая – с обновлением законодательной нормативно-правовой базы в соответствии с современными требованиями. Третья – с созданием федеральной целевой программы управления отходами производства и потребления в РФ.

В мае 2010 года на заседании Госсовета Президент РФ заявил о необходимости вернуть первичные ресурсы в производственный цикл. Он поручил Министерству природных ресурсов и экологии разработать систему стимулов для компаний, занимающихся переработкой отходов. В министерстве были подготовлены поправки к ФЗ «Об отходах производства и потребления». Компаниям, занимающимся переработкой и производством продукции из вторсырья, обещали налоговые льготы по имуществу, используемому для переработки отходов, по налогам на землю и на прибыль и приоритет при госзакупках.

В ноябре Минприроды разработало новые экологические требования к промышленности, связанные с отменой индивидуальных лимитов и введением нормативов вредного воздействия на природу на основе показателей «наилучших доступных технологий». Предполагается, что в итоге платежи за выбросы к 2016 г. могут вырасти в девять раз.

В начале этого года правительству был представлен пакет новых законопроектов в рамках реформы экологического законодательства. В том числе законопроект «Об отходах», который определяет полномочия муниципалитетов и субъектов РФ в сфере управления отходами, освобождает от платы за размещение отходов хозяйствующие субъекты, которые не оказывают негативного влияния на окружающую среду, и впервые вводит «залоговый механизм» для производства продукции многоразового использования.

В свою очередь Министерством регионального развития разработана стратегия, в которой отдельное внимание уделяется промышленным отходам. Кроме того, в этом году планируется начать работу по гармонизации природоохранного законодательства с законами ЕС.

Совсем недавно в Комитете Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии состоялось очередное заседание рабочей группы по совершенствованию российского законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. Особое внимание участники совещания обратили на необходимость перераспределения полномочий между органами государственной власти субъектов РФ и местным самоуправлением, а также на необходимость специального регулирования обращения с отходами тары и упаковки. Прежде всего речь шла о разделении отходов на виды и механизмах финансирования этой деятельности.

Нужна координация

В апреле 2011 г. проблемы формирования отходоперерабатывающей индустрии в РФ рассмотрели участники Всероссийской конференции, организованной Комитетом СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды. По признанию первого заместителя председателя комитета Николая Чуркина, состояние нормативно-правовой базы не отражает реалий сегодняшнего времени.

Процесс переработки отходов регулируют более 70 федеральных законов и около 4000 подзаконных актов исполнительной власти. Их несоответствие друг другу и общепринятым стандартам приводит к «заорганизованности», непониманию и вольному толкованию на местах, формирует базу для коррупции и создает препоны для развития в данной сфере малого и среднего бизнеса.

При этом принимаемые нормативно-правовые акты только усугубляют эту ситуацию – например, в противоречие международным нормам из сферы действия ФЗ «Об отходах производства и потребления» были выведены отходы лечебно-профилактических учреждений и биологические отходы.

По словам генерального директора ОАО «Отраслевой оператор по обращению с отходами» Дмитрия Тукнова, создаваемая отрасль нуждается в пересмотре государственного кадастра отходов с привязкой их к технологиям переработки и финансовым аспектам.

Проблемами на пути создания отрасли участники конференции также признали отсутствие государственной стратегии в данной сфере, несоответствие российской нормативно-правовой базы в области обращения с отходами нормам международного права, несогласованность действий органов государственной власти при отсутствии долгосрочных целевых программ.

По мнению компаний-переработчиков, ключевым вопросом по-прежнему остается введение ответственности производителя или поставщика за расходы на утилизацию. Пока законодательная база в сфере обращения с отходами производства и потребления не позволяет экономически стимулировать внедрение безотходных технологий.

– Развитие экологической политики в нашей стране тормозит нерешенный вопрос об ответственности производителей, который в Госдуме рассматривается уже девятый год, – утверждает Петр Бобровский, вице-президент по развитию и общественным связям Национального тарного союза, имея в виду проект Федерального закона об упаковке и упаковочных расходах, разработанный еще в 2002 году.

— Три года назад подготовленный в Санкт-Петербургской ассоциации рециклинга проект закона «О вторичных материальных ресурсах» прошел экспертизу Правительства РФ, но до сих пор лежит в Госдуме без движения, хотя на Украине подобный закон уже принят, – комментирует ситуацию с законодательством председатель совета директоров СРО СПАР Леонид Вайсберг. – Этим нормативным документом в России вводится принципиально новая экономическая схема обращения с отходами от сбора до переработки.

Специалисты, разрабатывавшие законопроект, взяли за образец западный опыт: для производителей товаров длительного пользования вводится налог на последующую утилизацию своего товара. Однако он будет поступать не в бюджет, а в фонд, из которого потом предполагается дотировать переработчиков различных отходов. Если закон будет принят и определится источник финансирования, то проблем с переработкой отходов не будет.

Зарубежный опыт

Россия сталкивается с теми же проблемами, что и Европа, выработавшая в последние десятилетия оптимальные подходы, которые можно было бы использовать с учетом специфики отечественного нормотворчества.

– Мы надеемся, что скоро будет принят закон об упаковке, но одного закона явно недостаточно, – полагает в  связи с этим председатель Комиссии по экологической политике Московской городской думы Вера Степаненко. – С одной стороны, нужно принимать законы об обороте и безопасности отходов. С другой — создавать систему управления отходами в стране и в регионах. Кроме того, необходимо законодательство, регулирующее перемещение отходов, особенно из мегаполисов в близлежащие области, а это уже вопросы муниципального уровня. То есть нужны законы, которые координируют взаимодействие разных участников этого рынка.

Основой современного европейского законодательства стала рамочная Директива № 75/442/ЕЭС 1975 года об отходах. Она содержит базовую терминологию, а также основополагающие направления деятельности государств – членов ЕС и обязанности государственных органов, производителей и владельцев отходов. В рамках развития этого документа в ЕС приняты директивы об опасных отходах (1991); о полигонах захоронения отходов (1999), согласно которой полигоны разделены на три класса (для опасных, неопасных и инертных отходов) и установлены обязательные процедуры приема отходов на полигон. Сюда же относятся директивы о сжигании отходов (2000); об ограничении некоторых опасных веществ в электрическом и электронном оборудовании (2003) и др. Также утвержден Европейский каталог отходов.

Требования этих документов были учтены в Финляндии при разработке национального Закона об отходах, действующего с 1994 года. Произошли реформы в законодательстве, связанном с охраной окружающей среды и с обращением отходов. В результате муниципалитеты были вынуждены принять во внимание эти изменения при составлении местных и региональных планов.

Финское правительство приняло также ряд решений, касающихся отдельных видов отходов и их утилизации (макулатуры, шин, строительных, упаковочных и др.). Кроме того, требования к размещению отходов на полигонах будут ужесточаться в течение ближайших лет. Основная нагрузка придется на заводы по переработке и утилизации. До 2016 года в них будет инвестировано более 700 млн евро.

Образцовым в вопросах организации рециклинга многими экспертами признан закон «Об экономическом рециклинге Германии» (1996). Основная идея заключается в том, что недостаточно сформировать правовые инструменты по проведению рециклинга. Гораздо важнее обязать производителей уже на стадии разработки продукции добиваться уменьшения количества будущих отходов.

Татьяна Рейтер

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X