жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Земные проблемы нерудной промышленности (Интервью с президентом Ассоциации «Недра» А. Журавлевым)

Показатели, заявленные в Стратегии развития промышленности стройматериалов, недостижимы без кардинальных изменений в государственной политике по отношению к нерудным предприятиям.

Стратегия развития промышленности стройматериалов предусматривает, что в 2020 году ежегодный объем производства нерудных стройматериалов достигнет 1040 млн куб. м. В докризисном 2008 году было произведено 427 млн куб. м, но до этих показателей отрасль, по оценке экспертов, дотянется не раньше следующего года. Для сравнения – в РСФСР максимальное производство нерудных материалов в 1989 году составило 732 млн куб. м.

О проблемах, накопившихся в нерудном производстве, рассуждает Александр Анд­реевич Журавлев, президент Ассоциации «Недра» – некоммерческой организации, созданной в 2004 году и объединяющей производственные предприятия, институты, производителей техники и оборудования, связанных с горным делом.

– Как бы вы обозначили основные проблемы в области геологоразведки и добычи полезных ископаемых для предприятий стройиндустрии?

Как вам видятся пути их решения?


Журавлев.jpg– Одно из направлений деятельности Ассоциации «Недра» – это производство и потребление строительных материалов из горных пород. Я остановлюсь только на основных проблемах добывающей отрасли нерудных материалов, применяемых в строительстве. Прежде всего они связаны с вопросами недропользования.

В действующем законодательстве РФ существуют серьезные пробелы, которые приводят к тому, что для освоения нового участка по добыче нерудных строительных материалов нужно получить свыше 120 согласований и разрешений для прохождения экспертизы.

Кроме того, получение дополнительного горного и земельного отводов в границах уже имеющегося горного отвода часто превращается в весьма серьезную, а порой неразрешимую проблему. В результате сроки получения разрешительной документации, как правило, многократно превышают нормативные и составляют более одного года.

Учитывая важность этих вопросов для развития отрасли, Ассоциация вышла с предложением о создании службы «единого окна» для оформления правоустанавливающих документов на земельные участки на базе региональных министерств природных ресурсов с передачей им части федеральных полномочий, в том числе по проведению экспертизы проектной документации.

Мы активно отстаивали принцип «одного окна» для получения лицензий. Сегодня большинство разрешительных процедур действительно переданы ре­гиональным органам исполнительной власти.

Еще одна проблема – рейдерство с целью перепродажи предприятий и извлечения прибыли преступным путем. В современных российских экономических условиях проблема недружественных поглощений предприятий и земли становится все более актуальной.

Коррупция и несовершенство законодательства стимулируют противоправные действия, способствуют незаконному изъятию частной собственности, приводят к грубым нарушениям корпоративного права. При участии районных администраций осуществляется продажа земель над месторождениями в пределах горного отвода, что приводит к остановке предприятий и незаконным требованиям по выкупу.

Мы считаем, что решить эту проблему можно путем изъятия земель, которые находятся над действующими месторождениями, по кадастровой стоимости, исключить выкуп земель над месторождениями, а также по контуру месторождений общераспространенных полезных ископаемых.

Не менее остро стоит вопрос арендной платы на землю. Из-за того, что определение тарифных ставок на аренду земли, собственность на которую не разграничена, передана в ведение региональных властей, жизнь многих предприятий практически поставлена под угрозу.

Постановлением Правительства РФ № 582 от 16 июля 2009 года определена тарифная ставка аренды земель, находящихся в федеральной собственности и используемых для разработки полезных ископаемых, в размере 2% от кадастровой стоимости участка. А, к примеру, админист­рация Каменского района Ростовской области, решив быстро пополнить бюджет, установила на земли, собственность на которые не разграничена, тарифные ставки в размере 85%!

Получается, что два предприятия, занимающиеся одними и теми же работами, находящиеся в пределах прямой видимости, платят арендную плату, различающуюся на порядки: одно – 30 тыс. руб. в год, а другое – 30 млн руб. И это не единичный случай.

Мы многократно обращались с этим вопросом в Правительство РФ, Минэкономразвития, Минрегион, ФАС, арбитраж. Все они понимают абсурдность ситуации, подготовлены даже проекты законодательных актов, распоряжений правительства, но с 2009 года так ничего и не изменилось.

Очень хочется надеяться, что в поле зрения руководства страны попадут не только инновации, но и земные проблемы предприятий нерудной промышленности.

– Что можно сказать о качественном и количественном обеспечении промышленности стройматериалов минеральным сырьем?

– Несмотря на то, что в первом полугодии 2011 года производство нерудных строительных материалов увеличилось на 14,5%, оно не только не достигло уровня докризисного 2008 года, но и не приблизилось к нему. Ожидать достижения результатов 2008 года, по оценке экспертов, следует не ранее 2012–2013 годов.

Разумеется, рост добычи нерудных материалов тесно связан с темпами строительства, которые также не достигли докризисных. Но горнодобывающие предприятия имеют значительную фондовооруженность и энергоемкость, и в большей степени ситуацию усугубляют действия монополистов в сфере железнодорожных перевозок, поставок электроэнергии и топлива, а также низкие цены продукции на рынке. В целом в промышленности строительных материалов отмечается тяжелая обстановка, продолжается прогрессивное выбытие мощностей.

– Между Ассоциацией «Недра» и Ассоциацией строителей России подписано соглашение о сотрудничестве. Каких аспектов совместной деятельности касается этот документ? Что уже сделано в рамках этого сотрудничества?

В настоящее время у нас заключены соглашения о сотрудничестве с 20 некоммерческими объединениями стройкомплекса. Это Ассоциация «Железобетон», Хризотиловая ассоциация, Всероссийская ассоциация металлостроителей, Ассоциация «Станкоинструмент» и другие.

В октябре 2009 года подписали соглашение с Ассоциацией строителей России о взаимодействии, которое определяет основные направления сотрудничества в целях содействия устойчивому развитию предприятий строительного комплекса и производителей природных строительных материалов.

Соглашение предусматривает обеспечение постоянной связи между членами Ассоциации строителей России и Ассоциации «Недра», координацию их деятельности по взаимоинтересным направлениям сотрудничест­ва. Мы стараемся активно работать в рамках подписанного соглашения, принимаем участие в совместных мероприятиях, объединяем усилия по решению различных проблем для поддержания отрасли.

В марте этого года мы, совместно с восемью некоммерческими объединениями, составили обращение в адрес Председателя Правительства РФ о проблемах отрасли, об усилении разорительной административной и коррупционной нагрузки на предприятия, о бесконтрольном повышении тарифов на услуги естественных монополий и другим острым вопросам.

Материалы строительные нерудные, млн. куб. м (по данным Росстата)

По поручению В. В. Путина заместитель Председателя Правительства И. И. Сечин запросил у ряда федеральных органов исполнительной власти информацию о выполнении ранее принятых Правительст­вом РФ решений по тарифам на электроэнергию и обеспечению бесперебойной подачи грузоотправителям вагонов.

Однако его поручение не было исполнено в полной мере. В Правительство РФ были направлены ответы, которые не соответ­ствуют фактическому положению дел.

Для обсуждения итогов нашего обращения мы в июне этого года провели «круглый стол» объединений предприятий строительных материалов по проблемам предприятий промышленности строительных материалов. Участники «круглого стола» в своих выступлениях отметили, что положение дел на многих предприятиях отрасли продолжает ухудшаться, и во многих случаях его можно охарактеризовать как катастрофическое.

Надежды предприятий на то, что 2011 год станет годом завершения кризиса и произойдет снижение административной и коррупционной нагрузки, не оправдались. Кроме того, естественные монополии как будто включились в своеобразное соревнование – кто более увеличит нагрузку на предприятия.

По итогам «круглого стола» нами было повторно отправлено обращение на имя Председателя Правительства РФ с просьбой поставить на контроль Правительст­ва РФ вопросы необоснованного роста затрат предприятий на топливо, электроэнергию, железнодорожный транспорт и другие острые вопросы.

Мы попросили считать наше обращение предложениями в Народную программу Общероссийского народного фронта и готовы принять самое активное участие в выработке и реализации долгосрочной программы развития государства и общества. Эти предложения были приняты и, мы надеемся, будут учтены при подготовке Народной программы.

– На протяжении ряда лет актуальными остаются вопросы комплексного использования минеральных ресурсов при добыче полезных ископаемых. Как стимулировать комплексное недропользование?

– Действительно, большинство месторождений сложено различными породами, многие из которых являются полезными ископаемыми, но уходят в отвалы и не используются. Иногда это происходит потому, что раздельная выемка и транспортировка полезных ископаемых может усложнить технологию горных работ.

Самыми действенными мерами здесь могут стать различные способы государст­венной поддержки по созданию безотходных производств и налоговые льготы за переработку вторичных ресурсов.

– Как вы оцениваете потенциал использования отвалов и отходов горнодобывающей и перерабатывающей промышленности в производстве стройматериалов?

– При использовании отходов и отвалов для производства стройматериалов надо отметить несколько преимуществ. Прежде всего, это сокращение капитальных вложений в производство строительных материалов, так как главное достоинство вторичной продукции – дешевизна.

Это также сокращение объемов отвалов и отходов при их транспортировке. Кроме того, надо учитывать экологиче-ский эффект – при вовлечении отходов в производство высвобождаются земельные угодья, которые требуются под отвалы.

Продукция, произведенная путем переработки отходов, может найти более широкое применение в качестве крупного заполнителя для бетона, в дорожном хозяйстве, в работах по благоустройству (посыпка под асфальтированные площадки, тротуары), для укрепления слабых грунтов. Что касается качества, то по прочности, морозостойкости и другим характеристикам она уступает стройматериалам, произведенным из натуральных материалов.

– В 2010 году российские власти одобрили стратегию развития геологии в России до 2030 года. Создан новый холдинг «Росгеология», подготовлены изменения в Закон «О недрах» – предполагается, что значительные полномочия в сфере недропользования будут переданы субъектам Федерации. Как все эти законодательные инициативы скажутся на дальнейшем развитии отрасли?

– Для улучшения ситуации в минерально-сырьевом комплексе необходимо решение двух крупных проблем: совершен­ствование российского горного законодательства и упорядочение системы управления горным производством.

Как уже говорилось, законодательство о недропользовании требует серьезной корректировки. Сегодня субъекты Федерации не имеют возможности улучшать свое законодательство из-за того, что они вынуждены работать в рамках Федерального закона «О недрах».

Действующий Закон «О недрах» создан в 1992 году и постоянно дорабатывается вот уже на протяжении 20 лет. За это время появилось большое количество других законодательных актов: Лесной, Водный, Земельный кодексы и др. Но нет документа, который бы регулировал и объединял все вопросы недропользователей.

Представители горной промышленно­сти считают, что необходимо создание Горного кодекса, содержащего весь комплекс юридических норм, необходимых для разведки, разработки и рекультивации месторождений. Это значительно повысило бы инвестиционную привлекательность отрасли и дало толчок к достижению горной промышленности мирового уровня.

Что касается передачи значительных полномочий субъектам Федерации в сфере недропользования, то мы в Ассоциации «Недра» полностью это поддерживаем и выступаем с предложением о создании в администрациях регионов службы «единого окна» для оформления правоустанавливающих документов на земельные участки с передачей им ряда федеральных полномочий. К сожалению, создание такой службы пока не осуществилось, и мы надеемся, что наши предложения найдут отражение при подготовке нормативных документов в области недро- и землепользования.



Беседовала Татьяна Рейтер

Другие материалы по теме

X