жк днепропетровская 37 евродвушка

Актуальное

Где производство – там инновации, наука и финансы (Интервью с президентом РОР CGG Спб, президентом — генеральным конструктором ХК «Ленинец», профессором, д.э.н., к.т.н. А. Турчаком)

Федеральный проект инновационного развития Петербурга, идея создания которого принадлежит Союзу промышленников и предпринимателей, не уступит по конкурентоспособности проекту Сколково. В городе есть для этого потенциал, но необходимо создать условия для того, чтобы этот потенциал использовать.

О том, что уже сделано бизнес-сообществом и что необходимо еще предпринять для повышения инновационной активности, мы говорим с президентом РОР СПП Санкт-Петербурга, президентом – генеральным конструктором ХК «Ленинец», профессором, д.э.н., к.т.н. Анатолием Турчаком.

Анатолий Александрович, судя по тому, насколько серьезные замечания и предложения были представлены Союзом при обсуждении Комплексной инновационно-промышленной программы, для бизнес-сообщества чрезвычайно важно ускорить процесс инновационного развития экономики города.

Turchak1.jpg– Это действительно одна из важнейших задач. Многие ученые и специалисты обращают внимание на необходимость срочного перехода от пятого технологического уклада в экономике страны к шестому, причем отмечают, что даже пятый технологический уклад мы пропустили за прошедшее двадцатилетие.

Уже просматриваются ключевые направления шестого уклада: биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы. Эти виды деятельности необходимо развивать в обязательном и приоритетном порядке.

И для этого нам необходимо: обеспечить рост конкурентоспособности товаров и услуг на отечественном и мировом рынках, достичь опережающего развития инновационного сектора экономики, начать реальный переход к экономике шестого технологического уклада.

Низкая инновационная активность бизнеса, а именно мы это сейчас наблюдаем, оказывает прямое влияние на конкурентоспособность российских товаров на мировых рынках. Экспорт высокотехнологичной продукции – машин, оборудования и транспортных средств – в разы меньше, чем ее импорт.

Именно поэтому наш Союз в прошлом году главное внимание уделял поиску путей ускорения инновационного развития, формированию благоприятного предпринимательского климата в городе.

Эта работа велась при непосредственном участии комитетов экономического развития, промышленной политики и торговли, науки и высшей школы, Научно-технического совета при губернаторе Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского научного центра Академии наук РФ, Совета ректоров вузов, многих крупных научных и промышленных организаций города.

В качестве основной цели была определена задача поиска и разработки прорывных инновационных направлений и нахождения рынков сбыта для новых товаров и услуг. Были рассмотрены источники финансирования – федеральные, городские, средства отечественного бизнеса.

По итогам проведенного анализа особенно ценным было отмечено то, что наши разработки базируются на полном технологическом цикле создания инновационной продукции. Эти исследования были положены в основу проекта «Промышленной концепции Санкт-Петербурга до 2020 года», которая была разработана в прошлом году под руководством Союза.

Комплексная инновационно-промышленная программа – это серьезный шаг вперед в развитии научно-производственного потенциала Санкт-Петербурга. Она по своей сути и содержанию заменяет как минимум три действовавшие в последние годы документа:

– Программу инновационно-технологического развития промышленности СПб в  2009–2011 годы, постановление Правительства СПб от 21.10.2008 № 1268;

– Комплексную программу мероприятий по реализации инновационной политики в СПб в 2009–2011, постановление Правительства СПб от 17.02.2009 № 152;

– План мероприятий по развитию научной деятельности в СПб в 2008–2011 годы,  постановление Правительства СПб от 19.06.2007 № 684.

Это, несомненно, должно улучшить организацию исполнения, повысить результативность и ужесточить контроль за реализацией программы.

Исходя из последних рекомендаций Президента РФ Д. А. Медведева о необходимости усиления внимания развитию обрабатывающих производств, созданию новых конкурентоспособных продуктов, повышению роли и значимости во всех сферах жизни людей труда, считал бы целесообразным предложить правительству города выделить из состава КЭРППиТ специалистов, прошедших реальную школу научно-промышленной деятельности, и на их основе сформировать комитет по научно-промышленной политике Санкт-Петербурга.

С целью повышения качества управленческих решений по вопросам развития научно-промышленного комплекса СПб, для оценки проектов и программ, результатов их выполнения необходимо при новом комитете создать Совет независимых экспертов, к работе которого привлечь на конкурсной основе авторитетных специалистов города и России, причем не на общественной, а на платной основе. С ними должны быть заключены договоры, и за свои решения они должны нести материальную ответственность.

Мы убеждены, что для ускорения инновационного развития важно создание благоприятной предпринимательской сре-ды – налоговой, таможенной, инвестиционной, кадровой.

– Какие рычаги было предложено задействовать?

– Прежде всего нужно стремиться к привлечению федеральных источников финансирования путем разработки «Федеральной инновационной программы по Санкт-Петербургу». Бизнес и город должны участвовать в ней на условиях софинансирования.

К этому есть важные предпосылки: в условиях снижения доходности бизнеса, вызванного последствиями кризиса, длительности процесса от фундаментальных исследований до серийного производства, высоких рисков на всех этапах работы бизнес крайне неохотно идет в научные разработки, предпочитая закупать оборудование и технологии за рубежом.

Есть опыт США по созданию федерального агентства для финансирования прорывных технологических разработок. Именно этому агентству мир обязан появлением Интернета, технологии Стелс, системы Джи Пи Эс и многих других прорывных технологий.

Это будет также соответствовать решению Председателя Правительства РФ В. В. Путина о создании нового органа «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

Федеральный проект инновационного развития Санкт-Петербурга может стать более конкурентоспособным по отношению, в частности, к проекту Сколково за счет грамотного использования существующей в нашем городе инфраструктуры, развития имеющихся научных школ.

Еще одно направление – это координация работ по выполнению постановления Правительства РФ № 218 от 09.04.2010 года – подбор деловых партнеров для вузовской науки среди промышленных предприятий. В соответствии с этим постановлением государство выделяет средства вузам для проведения научных исследований на условиях софинансирования проекта со стороны бизнеса.

Естественно, что для формирования программы необходимо аккумулировать перспективные научные разработки. Наряду с другими задачами этим могло бы заняться Северо-Западное отделение Академии наук РФ. О необходимости создания отделения в нашем городе Союз промышленников и предпринимателей говорит уже несколько лет.

Существует еще одна проблема, не решив которую, мы не добьемся роста инновационной активности. Это недостаток мощностей конструкторских и технологических организаций. За время реформирования многие из них перестали существовать, а потребность в них имеется как у малого, так и у крупного бизнеса. Без них невозможно создавать инновационную продукцию.

Эта работа уже проводится в рамках формирования кластеров и новых технологических платформ. Именно современная форма кооперации бизнеса – кластеры – позволит реально создавать технологические цепочки от разработки продукции до запуска ее в серию.

– Какая роль в идее Федерального проекта инновационного развития Санкт-Петербурга отводится промышленности?

– Промышленное производство является основой для инноваций. Если в городе не будет промышленности – конечной стадии инновационного развития, то не будет и инноваций. Об этом свидетельствует опыт постиндустриального развития в странах Запада и в Америке.

Наш город не может сохранить статус научного и культурного центра, если в нем не будет условий для развития производства. Позволю здесь процитировать известного американского ученого Элвина Тоффлера, который совершенно справедливо подчеркивал: «Туда, куда уходит реальное производство с его сотнями тысяч конкретных задач, требующих изобретательности и напряжения разума – туда уйдут и наука, и образование, и финансы».

Еще одно направление создания благоприятного инновационного климата выдвинули представители вузовской науки. Речь идет о последовательной, продуманной подготовке кадров для инновационной экономики. Образованное молодое поколение – это главный и чуть ли не единственный козырь России в мировой технологической гонке.

Я бы сказал так: известный лозунг «Учиться, учиться и учиться» не потерял, да и никогда не потеряет своей актуальности. Для решения этой задачи в нашем городе также имеются огромные возможности. В Петербурге действуют уникальные научные школы, работают крупные специалисты и авторитетные ученые в самых различных областях.

– Сегодня в городе много сделано для того, чтобы инновационная активность бизнеса росла. Скажем, уже существует инфраструктура…

– Создание инновационной инфраструктуры, или, иными словами, оболочки для инновационного развития, чрезвычайно важный процесс, но этого недостаточно. Большинству представителей интеллектуального труда понятно, что мало построить здание, повесить вывеску «Технопарк» и ждать того момента, когда в нем автоматически забьет инновационная деятельность.

Содействие развитию бизнеса можно сформулировать достаточно простым требованием: «Искать и находить рынки сбыта – продавать, продавать и еще раз продавать». Но продавать нужно свою наукоемкую и высокотехнологичную отечественную продукцию, а не импортную через систему многочисленных посредников.

– Но продать можно только то, что востребовано, необходимо потребителю.

– Совершенно верно. Кроме того, можно способствовать продажам инновационной продукции, стимулируя спрос. Городской заказ, городские целевые программы, считаю, могут содействовать формированию новых рынков, а промышленники Петербурга, уверен, адекватно ответят на любые запросы.

Вот такой пример: в ноябре 2009 года в Петербурге утверждена «Концепция повышения энергетической эффективности и стимулирования энергосбережения». Рабочей группой СПП СПб в комитеты по энергетике и инженерному обеспечению, экономики, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга были представлены предложения, направленные на экономию энергопотребления, природных ресурсов и улучшение экологии городской среды.

Должен заметить, что промышленность Санкт-Петербурга выпускает турбины, парогенераторы, тепловые насосы, компрессоры, кабели и другую продукцию нового поколения с энергоэффективностью не хуже мировых образцов.

В результате совместной деятельности властей и промышленников уже этим летом на улицах Петербурга появятся светодиодные светильники, которые будут работать от альтернативных источников энергии: солнца и ветра. По крайней мере, такое обязательство взяли на себя семь компаний, занимающихся инновационными разработками, которые объединились в партнерство.

Проект автономного уличного фонаря уже представлен специалистам. Светодиодный прототип, на основе которого разработан новый светильник, стоит около 16 тыс. руб.

Городская программа по модернизации систем наружного освещения в Петербурге рассчитана до 2015 года. Суммарное финансирование перехода Петербурга на светодиоды составляет примерно 486 млн руб.

Интересно предложение ОАО «Авангард»: Электролизные установки Э-5 – Э-40 для получения гипохлорита натрия и обеззараживания воды. В сравнении с лучшими зарубежными образцами, в том числе работающими в городе, эта установка позволяет экономить 1,5 кВт·ч электроэнергии при гидролизе 1 кг активного хлора в гипохлорит натрия.

Годовая экономия, по расчетам для станций Колпино, Зеленогорска и других, составит 67 тыс. кВт·ч. И в этой продукции уже заинтересован крупный городской потребитель ГУП «Водоканал», предприятия из других регионов России.

ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» разработало и освоило производство компенсаторов реактивной мощности (КРМ), которые позволяют решать задачи энергосбережения, сокращая до 12–13% энергетических затрат на двигателях, применяемых во всех областях промышленности (от элементарных вентиляторов и заканчивая двигателями на мощнейших станках).

ОАО «Радар ММС» работает над программой «Умный дом». На Балтийском заводе началось строительство первой в мире плавучей атомной электростанции мощностью 70 МВт. В планах сооружение еще семи таких станций.

Новый импульс этому процессу придаст, надеюсь, и № 261-ФЗ «Об энерго-сбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Росту спроса на продукцию способствует и реализация крупных инвестпроектов, например, таких как организация скоростного движения Российскими железными дорогами.

ОАО «Радиоавионика» ХК «Ленинец» разработало и серийно поставляет для девяти железных дорог России средства железнодорожной автоматики.

Причем проектирование и модернизация станций «под ключ» ведется самим предприятием.

При модернизации главного пути участка Санкт-Петербург – Москва для организации высокоскоростного движения произведено переоснащение пяти станций, в т.ч. одной из крупнейших (204 стрелки) – станции Бологое. На всех станциях заменены устаревшие устройства электропитания на разработанные в компании совмещенные питающие установки.

Замена релейных на микропроцессорные существенно повысила их надежность, стабильность энергопитания, отказоустойчивость, позволила обеспечить детальную диагностику, что усилило безопасность и экономичность движения поездов. Примеры, безусловно, можно продолжать. И сегодня формирование спроса и содействие продажам мы считаем нашей задачей.

– Что будет предпринято для решения этой задачи?

– Союз уделяет особое внимание выставочной и внешнеэкономической деятельности. СПП является одним из организаторов выставки «Российский промышленник», содействует проведению Петербургской технической ярмарки. И, конечно, способствует поддержке и развитию взаимоотношений с коллегами стран СНГ, прибалтийскими республиками и государ-ствами Европы, Америки, Ближнего и Дальнего Востока.

Сегодня Союз имеет соглашения и договоры о сотрудничестве с коллегами из Белоруссии, Украины, Франции, заключен договор с Конфедерацией работодателей Латвии, который предусматривает наше участие в мероприятиях в рамках финансируемой Европейским союзом программы «Северное измерение».

В составе исполнительной дирекции созданы департаменты внешнеэкономической деятельности, межрегионального сотрудничества и юридического обеспечения. Вначале на общественных началах, а по мере укрепления финансового положения нашей организации появятся работники на постоянной основе.

– Как известно, Санкт-Петербург является крупнейшим центром оборонно-промышленного комплекса страны и развитие отрасли также основано на инновационных разработках. Как здесь обстоят дела?

– Думаю, тема заслуживает отдельного разговора, поскольку дела в отрасли весьма далеки от совершенства. В последнее время руководители предприятий ОПК высказывают много критических замечаний в адрес МО РФ по несвоевременному доведению Гособоронзаказа до исполнителей.

Оборонно-промышленный комплекс – основа промышленности, да и всей экономики нашего города. Это 150 крупных и средних предприятий, входящих в систему ОПК. И еще более сотни петербургских организаций машиностроения, металлургии, химической, пищевой промышленности и других отраслей, принимающих участие в выполнении Гособоронзаказа.

К сожалению, вынужден констатировать, что положение дел с Гособоронзаказом на сегодняшний день крайне тяжелое. По большинству предприятий не объявлены аукционы и не проводятся конкурсы на закупку продукции. В постановлении правительства записано, что договоры должны быть заключены до 1 апреля, а для единственных исполнителей – до 1 марта.

Как известно, производственный цикл создания сложных изделий вооружения и военной техники составляет восемь-десять месяцев. Таким образом, если контракт будет заключен в июле-августе, то это запланированный срыв Гособоронзаказа с соответствующими последствиями для предприятия.

Достаточно жесткое заявление Президента РФ Д. А. Медведева, прозвучавшее на днях об усилении спроса с руководителей предприятий оборонного комплекса, ставит нас перед дилеммой: а нужно ли заключать договора по выполнению Гособоронзаказа на 2011 год с учетом оставшегося времени на их исполнение?

Ситуация в последние дни усугубляется принятыми Министерством обороны решениями. Не успел перейти на другую работу В. А. Поповкин, как уже подготовлена директива о реорганизации военных приемок.

После ее реализации произойдет уменьшение численности офицерского состава в разы. При этом сокращению подвергнутся не только люди, но и сами военные представительства как самостоятельные организации, аккредитованные при предприятиях оборонной промышленности.

Большое количество предприятий, контролируемых одним ВП, приведет к ослаблению контроля продукции как для МО РФ, так и для инозаказчиков, что неизбежно повлечет снижение ее качества и всплеск рекламаций от потребителей.

В создании конечного изделия: самолета, корабля, ракеты – принимают участие многие сотни предприятий страны. Любое некачественное, не соответствующее техническим условиям изделие, а это может быть конденсатор, резистор, транзистор и т. д., приведет к многомиллионным и даже миллиардным потерям, несопоставимым с затратами на содержание военпредов.

Значительное увеличение сроков рассмотрения и согласования технических, договорных и ценовых документов со стороны ВП негативно скажется на сроках подготовки и проведении конкурсных процедур, открытии финансирования и проведении окончательных расчетов за поставленную продукцию.

Президент России потребовал в ближайшее время принять новую федеральную целевую программу развития ОПК на 2011–2020 годы. Ее объем в четыре раза превышает предыдущую – сейчас государство готово вложить в отрасль около 20 трлн руб.

Предприятия Санкт-Петербурга сегодня способны бороться за значительный объем Гособоронзаказа, но нам нужна постоянная конструктивная поддержка и помощь правительства города. Создание самостоятельного комитета по научно-промышленной политике как раз и позволит целенаправленно и планово вести эту работу.

Не менее тревожное положение складывается с военной наукой. Но это предмет отдельного разговора. В этом году в американском Сенате состоялись слушания по вопросу развития военного сектора промышленности США, с докладом выступил ответственный руководитель МО США по размещению оборонных заказов Фрэнк Кэндалл.

В докладе было заявлено, что технологическое превосходство ВС США над армиями других стран является залогом успешного решения задач по обеспечению национальной безопасности Америки.

Для поддержания достигнутого уровня развития вооружения и военной техники Министерство обороны должно непрерывно направлять свои усилия на развитие и укрепление структур национальной оборонной и гражданской промышленности, государственных лабораторий и академических подразделений, обеспечивающих Пентагон результатами последних изысканий научного и технологического характера, которые должны или могут быть использованы в военной сфере.



Подготовила Роза Михайлова

Другие материалы по теме

X