жк днепропетровская 37 студия 3.3

Актуальное

От паровоза до «Сапсана» (160 лет первой российской магистральной железной дороге Санкт-Петербург-Москва)

В 2011 году исполняется 160 лет первой российской магистральной железной дороге Санкт-Петербург – Москва. За более чем полторы сотни лет на смену паровозам пришли высокоскоростные поезда и современные технологии. Дорога всегда была опытным полигоном для внедрения инноваций.

Начало начал

1 февраля 1842 года Николай I подписал указ о сооружении первой русской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва. Дорогу решили проложить по кратчайшему расстоянию между двумя столицами, длину ее определили в 604 версты (644 км).

Впоследствии, при строительстве Веребьинского обхода в 1877 году, протяженность дороги увеличилась до 609 верст. Летом 1843 года начались строительные работы.

Выдающийся российский инженер Павел Петрович Мельников разработал принципы выбора основных элементов проекта – таких как число главных путей, руководящие уклоны по направлениям, мощность железнодорожных сооружений в зависимости от ожидаемых размеров движения.

Мельниковым установлены принципы размещения и классификации станций и созданы оригинальные типы промежуточных станций. Он составил первые в России технические условия на проектирование и строительство земляного полотна, станций, искусственных сооружений и верхнего строения пути.

Таким образом, при строительстве были выбраны оптимальные уклоны, радиусы кривых и другие характеристики. Земляное полотно возводилось сразу под два пути. Впервые стали укладываться широкоподошвенные железные рельсы.

По настоянию Мельникова ширина колеи была установлена равной пяти футам, или 1524 мм. Она стала стандартной для всех дорог России. Строителям для преодоления водных преград пришлось возвести восемь больших и 182 средних и малых моста.

1 ноября 1851 года состоялось официальное открытие движения на Петербурго-Московской железной дороге. В 11 часов 15 минут из Петербурга отправился пассажирский поезд, который прибыл в Москву на следующие сутки в девять часов утра, пробыв в пути 21 час 45 минут.

Средняя скорость поезда составляла тогда 29,6 км/ч.

8 сентября 1855 года магистраль получила название: Николаевская железная дорога, в честь императора Николая I, а с 27 февраля 1923 года стала Октябрьской.

На первой магистральной российской железной дороге Санкт-Петербург – Москва было 34 станции и два вокзала. Оба вокзала – Московский в Петербурге и Петербургский в Москве – возводились по проекту известного архитектора Константина Андреевича Тона.

Департамент железных дорог предложил архитектору предварительный план сооружений, на основе которого он и начал в 1843 году работу над проектом. Согласно замыслу архитектора вокзалы сооружались по единому проекту. В результате в обеих столицах появились одинаковые двухэтажные здания в стиле Ренессанса с круглыми декоративными колоннами, высокими венецианскими окнами и строгой часовой башней в центральной части.

Век скоростей и инноваций

Сегодня трудно себе представить, что путь из Петербурга в Москву мог занимать более двадцати часов. Скоростные поезда «Сапсан» преодолевают расстояние между двумя столицами менее чем за четыре часа. Для того чтобы обеспечить столь высокие скорости, велась масштабная подготовка инфраструктуры участка Санкт-Петербург – Москва.

В период с 2006 по 2009 год ОАО «Российские железные дороги» реализовывало инвестиционный проект «Организация скоростного пассажирского движения на участке Москва – Санкт-Петербург».

Для обеспечения движения высокоскоростных поездов со скоростью до 250 км/ч была проведена комплексная реконструкция и модернизация инфраструктуры: реконструкция пути, искусственных сооружений, платформ, устройств сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения и контактной сети.

На ряде участков выполнено спрямление кривых, на станционных путях уложены скоростные стрелки, увеличена доля бесстыкового пути. По всему участку проведено строительство новой контактной подвески, на линии построена автоблокировка АБТЦ.

Ввод в коммерческую эксплуатацию первого высокоскоростного поезда на линии Санкт-Петербург – Москва был осуществлен 18 декабря 2009 года. Это яркий пример успешного сотрудничества ОАО «РЖД» с крупнейшими мировыми компаниями, открывающий отечественным производителям доступ к самым передовым железнодорожным технологиям.

ОАО «Российские железные дороги» стало не просто заказчиком проекта. Фактически компания направила инвестиции в инновации. В итоге в проекте использовано более 150 уникальных российских и российско-германских разработок.

В результате сотрудничества специалистов обеих стран получено 24 россий-ских и 13 международных патентов на изобретения и полезные модели.

Техническое обслуживание и ремонт высокоскоростных электропоездов «Сапсан» осуществляется в моторвагонном депо Санкт-Петербург Московское (Металлострой), в цехах которого установлено самое современное и высокоэффективное оборудование.

Внедренные при реконструкции депо уникальные технологии позволяют значительно сократить время простоя электропоезда, снизить себестоимость технического обслуживания, обеспечить экономию ресурсов и полную безопасность персонала.

Еще одним значимым достижением, реализованным на участке Санкт-Петербург – Москва, стало создание в январе 2009 года на базе диспетчерского центра управления Октябрьской железной дороги специализированного центра для автоматизированного управления движением поездов на скоростной линии Москва – Санкт-Петербург.

Ядром центра является современный управляющий комплекс, который с помощью специальных программ и математических методов вырабатывает регулировочные решения.

Системой реализуются энергооптимальные графики с использованием автоведения на базе отечественной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Обеспечивается мониторинг и диагностирование состояния инфраструктуры и подвижного состава, а также управление работой эксплуатационного персонала всех ремонтных и технологических служб из единого центра.

Все поездные диспетчеры участка Санкт-Петербург – Москва размещаются в одном зале с табло коллективного пользования размером 12,5 на 2 м (табло подключено к специализированным системам мониторинга инфраструктуры участка), отображающим поездное положение в режиме реального времени.

160 лет назад запущенная в эксплуатацию железнодорожная магистраль до сих пор используется по своему основному профилю. И по этому же маршруту впервые в России открыто скоростное движение поездов.

Первая российская железная дорога была действительно инновационным для того времени видом транспорта. При ее возведении использовались передовые методы строительства. Был введен в эксплуатацию самый новый по тем меркам подвижной состав. При организации перевозок применена инновационная система управления перевозками.

Уже в тот период железнодорожное ведомство выступало локомотивом инноваций для России. И традиция продолжается: железнодорожная отрасль является опытным полигоном для внедрения инновационных технологий, недаром в августе по железным дорогам России начал свое путешествие передвижной выставочно-лекционный комплекс, демонстрирующий передовые достижения ОАО «РЖД».



В проекте «Организация скоростного пассажирского движения на участке Москва – Санкт-Петербург» использовано более

150 уникальных российских и российско-германских разработок. В результате сотрудничества специалистов обеих стран получено

24 российских и 13 международных патентов на изобретения и полезные модели.


Марина Попова

Другие материалы по теме

X