жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Разрушительный тариф (об изменениях в тарифообразовании на энергоресурсы)

Депутаты готовят поправки в Закон «Об электроэнергетике», которые должны усовершенствовать систему госрегулирования тарифов. Потребители энергоресурсов не верят в справедливую систему ценообразования на монопольном рынке. Они обвиняют энергетиков в подрыве отечественной промышленности.

Все совершеннее и совершеннее

В первом чтении приняты поправки к Федеральному закону «Об электроэнергетике». Как заявил председатель Комитета Государственной Думы РФ по энергетике Юрий Липатов, «предлагаемые законопроектом изменения направлены на совершенствование государственного регулирования в сфере ценообразования на электрическую энергию (мощность) и деятельности технологической и коммерческой инфраструктур рынка электрической энергии (мощности)».

В рамках документа сформулированы новые требования к основаниям и порядку расчета цен на электроэнергию и мощность коммерческим оператором оптового рынка. Уточняется содержание действий коммерческого оператора оптового рынка при осуществлении им централизованных расчетов на оптовом рынке.

Депутаты намерены усилить государст­венный контроль деятельности управленцев Единой национальной электрической сети (ЕНЭС). Как пояснил председатель Комитета по энергетике, законопроект нуждается в доработке по следующим основаниям.

Документ предусматривает возмещение расходов ОАО «ФСК ЕЭС» по реконст­рукции объектов Единой национальной электрической сети, которые находятся у управляющей компании ЕНЭС по договорам использования таких объектов с иными владельцами объектов ЕНЭС.

Однако, учитывая отсутствие государст­венного контроля за величиной расходов на реконструкцию объектов ЕНЭС, компенсируемых в рамках договорных обязательств при использовании указанных объектов, введение данной нормы, по мнению комитета, может быть осуществлено только при условии обеспечения государственного контроля.

Разработчики законопроекта предлагают сделать обязательными покупки (продажи) электрической энергии (мощности) в ценовых зонах оптового рынка в объемах, обеспечивающих поставку электрической энергии (мощности) между ценовыми и неценовыми зонами оптового рынка по регулируемым ценам (тарифам).

Депутатам представляется, что введение данной нормы противоречит принципам ликвидации перекрестного субсидирования и стимулирует в данном случае возникновение межтерриториального перекрестного субсидирования.

В целях обеспечения надежного функционирования Единой энергетической системы комитет предлагает дополнить документ положением, наделяющим Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти правом утверждения технологических правил работы энергетических систем, правил устройства и эксплуатации объектов электроэнергетики и государственного контроля соблюдения указанных требований.

Для защиты интересов потребителей электроэнергии – субъектов малого и среднего предпринимательства предлагается дополнить законопроект положениями, предусматривающими изменения количественного состава наблюдательного совета некоммерческого партнерства «Совет рынка» и обязательное включение указанных субъектов в состав наблюдательного совета.

Разработчики документа предлагают установить преимущественное право выкупа организацией по управлению Единой национальной электрической сетью (ЕНЭС) выставляемых на продажу объектов электросетевого хозяйства, относящихся к Единой национальной электрической сети.

Депутаты считают, что предлагаемая норма нуждается в уточнении как с момента, когда может быть реализовано право продажи собственника или иного владельца объекта электросетевого хозяйства любому лицу (в случае отказа приобрести такой объект организацией по управлению ЕНЭС), так и цены реализации такого объекта третьему лицу.

По мнению комитета, такой объект может быть продан третьему лицу на тех же условиях, на которых его отказалась приобрести организация по управлению Единой национальной электрической сетью.

А цены все выше и выше

В конце июня Комитат Государственной Думы РФ по энергетике провел расширенное заседание по вопросу «Анализ работы розничных рынков электроэнергии по итогам I полугодия 2011 года». Было очередной раз отмечено, что первые же итоги работы рынка в условиях стопроцентной либерализации показали значительный рост цен в ряде субъектов РФ – более 50%.

По данным за июнь, все 37 регионов, в которых в начале 2011 года рост тарифов оказался критичным, пересмотрели тарифно-балансовые решения. В большинст­ве регионов в результате принятых административных мер удалось обеспечить выполнение Постановления Правительства РФ в части ограничения роста цены на электроэнергию не более 15%.

Однако 12 субъектов Российской Федерации с «домашним заданием» не справились. Во второй половине сентября Комитет Госдумы РФ по энергетике намерен опять провести расширенное заседание по вопросу роста тарифов.

– Какой бы хороший на бумаге закон у нас не принимался, практика законоприменения такая, что любые нововведения идут в ущерб производителю, – считает генеральный директор ТК «Ленстройматериалы» Игорь Голуб.

И его слова подтверждает весьма печальная для отечественных производителей статистика: за последние три года цены на электроэнергию для конечных потребителей выросли вдвое без веских на то оснований – улучшения качества и надежно­сти энергоснабжения.

В России ресурсы от общего валового объема занимают 20%, в Европе – не более 3%. Так, в себестоимости продукции Павловского завода строительных материалов на энергоресурсы приходится около 15%.

При такой структуре себестоимости промышленной продукции и семимильном росте тарифов на энергоресурсы шансов на развитие практически не остается. Это подтверждают и финансисты.

– Высокая инфляция, безудержный рост тарифов – все это результат высокой концентрации секторов экономики в руках отдельных компаний, хотя делается это под тезис о благе народа, – завил на Петербургской международной банковской конференции президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. – Взвинчивание тарифов будет продолжаться до тех пор, пока все будет решаться не на рынке, а в кабинетах. Это разрушает экономику.

Мнения расходятся

Правительство РФ поставило задачу уйти от перекрестного субсидирования – компенсации недобора по тарифам для населения за счет промышленности.

По словам заместителя председателя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Елены Бугославской, перекрестное субсидирование сохраняется по холодному водоснабжению-водоотведению и электроснабжению. Разницу в тарифах для населения по теплу полностью компенсирует городской бюджет, по электроэнергии – предприятия. В связи с этим их тарифы увеличены на 2–3%.

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, председатель постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности Александр Ольховский, ссылаясь на информацию руководителей промпредприятий, утверждает, что нагрузка на тарифы индустриальных компаний достигает 30%, а то и все 50%.

С разоблачительным заявлением выступил бывший депутат ЗакС, а ныне член правления саморегулируемой организации «ОККЕРВИЛЬ» Игорь Михайлов. По его словам, у ресурсоснабжающих организаций много источников прибыли, не связанных с увеличением реального отпуска ресурса.

Так, в тарифообразовании теплоснабжения, по его мнению, имеется по крайней мере три слоя накруток. Это проверено на конкретных домах. По ним накрутка составила 37%. В целом же по городу речь может идти о десятках миллиардов рублей, незаконно изымаемых у населения только по теплу.

По мнению его соратницы по борьбе с монополистами, председателя саморегулируемой организации «ОККЕРВИЛЬ», к.э.н. Елены Паниной (она имела при Госстрое России аккредитацию на право проведения экспертизы тарифов как для населения, так и промпредприятий), аналогичные подходы к тарифообразованию свойст­венны и для промышленного сектора.

Александр Москаленко, президент ГК «ГЦЭ», генеральный директор компаний «Городской центр экспертиз – Энергетика» и «Аудиторская компания», утверждает, что накруток в тарифах для промышленников нет.

При этом он обратил внимание на то, что при существующей системе тарифообразования предприятиям энергетики попросту не выгодно снижать свои затраты. Как только они это делают, РЭК тут же снижает их тарифы, то есть прибыль. Этот парадокс нужно убирать.

Другой момент, подстегивающий изменение тарифов только в сторону повышения, это условность конкуренции даже на оптовом рынке. Диспетчером на этом рынке является государственная компания. Зеленый свет при продажах электроэнергии она предоставляет в первую очередь государственным корпорациям, а частные – по остаточному принципу получают потребителей.

Тем не менее, по его мнению, ситуация меняется и прежде всего на индустриальном рынке. Появляется независимый энергосбыт, с которым предприятия заключают договор. Одно это, по их информации, может дать экономию до 30%.

Как бы то ни было, депутату, заместителю Комитета Государственной Думы РФ по энергетике Ивану Грачеву не понятно, как можно доверять разработку правил игры в сфере тарифообразования отраслевому министерству. Это министерство призвано по определению лоббировать интересы энергетиков.



КОММЕНТАРИЙ

Анатолий Сюсюкин, эксперт компании

«Городской центр экспертиз – Энергетика»:


– В 2003 году потенциал энергосбережения в России составлял 40–45% энергопотребления, или 360–430 млн т.у.т. Это означает, что теряется и неэффективно используется почти половина выработанных энергоресурсов. С тех пор практически ничего не изменилось.

При сохранении существующих темпов роста тарифов на электроэнергию уже в 2011 году может быть достигнут уровень средних цен на электроэнергию в США (которые на протяжении 50 лет сохраняются практически неизменными!).

По последним прогнозам, цены на электроэнергию будут расти быстрее инфляции и к 2013 году увеличатся на 83% (за вычетом инфляции чистый рост составит свыше 40%), достигнув 9-11 центов (2,41 руб.) за кВт·ч.

Особенно резкий скачок цен ожидался в 2011 году, когда всю электроэнергию запланировано продавать на оптовом и розничных рынках по свободным ценам, а все сетевые компании полностью перевести на тарифы по RAB-системе. К 2015 году прогнозируемый тариф составил 2,65 руб./кВт·час,

к 2020 году – 2,94 руб./кВт·час.

Правительство заявило о намерении ограничить темпы роста тарифов:

в 2011 году не более 13–15%, в 2012 году не более 11–12%, в 2013 году не более 10–11%. Но как это сделать, когда джин уже выпущен из бутылки, никто не знает.

Считаю, необходимо разработать и принять законы: «Об энергетической политике», «Об электроснабжении» и «О защите прав потребителей электрической энергии» (по аналогии, например, с законом США 1986 года о защите прав потребителей электрической энергии).



комментарий

Александр Клычков, заместитель генерального директора ООО «Промышленные Технологические Системы»:

– Сегодня надо говорить не о техническом, а о социально-техническом подходе к развитию энергосистемы, о системе энергетики, в которой потребитель выступает в роли полноправного участника процесса производства и потребления энергоресурсов.

Потребитель должен пойти по пути создания собственной системы энергоснабжения, то есть создать реальную конкуренцию на энергетическом рынке.

Тогда вместо противостояния сформируется согласованный взаимно заинтересованный подход. Либо энергосистема решает проблемы энергосбережения потребителя, экономя при этом свои ресурсы, либо потребитель решает проблемы энергосбережения за счет собственной генерации.

Бизнес, как участник процесса инновационного развития энергетики, не должен увеличивать капитализацию энергетических компаний. Он должен получать их акции на величину инвестиционной составляющей.

Во взаимоотношениях поставщика и потребителя на первое месте выходит не величина тарифа, а качество энергоресурсов.

Не случайно свою нишу на рынке активно формируют управляющие компании. Толчком к их активизации стало предоставление потребителю права снижения доли платежей в зависимости от качества энергоресурсов.

Используя возможности современных АСКУЭ, они отслеживают прежде всего качество энергоресурсов, не заботясь об их экономии.

С потребителей взимают плату за поставленные энергоресурсы,

а с поставщиками рассчитываются с учетом качества.

Взаимно заинтересованный подход к решению проблем энергосбережения не возможен без понимания своего энергобаланса, без построения прозрачных и понятных всем рыночных отношений. А значит, на первый план выходят проблемы энергоучета.

Объективные данные энергопотребления должны стать основой для формирования реальных тарифов, а данные по потерям лечь в основу формирования программ энергосбережения. Они же позволят достоверно оценить эффект от внедрения энергосберегающих технологий.

Системы АСКУЭ дают не только возможность экономии до 20–30% энергоресурсов (по теплу до 70%), но и создают основу для предметного разговора с поставщиками энергоресурсов и формирования действительно рыночных отношений.

Один из вариантов решения проблемы – создание независимого оператора энергоучета, специализирующегося на предоставлении достоверной и легитимной информации о произведенных и потребленных энергоресурсах потребителям и государственным контрольным органам.

Для запуска программы «Оператор учета» достаточно средств, заложенных в бюджетах муниципальных образований на реализацию программ энергосбережения.

Полученные оператором средства должны возвращаться в бюджет и использоваться для развития как самого оператора, так и выполнения программ энергосбережения и модернизации систем энергообеспечения муниципального образования.


Подготовила Ирина Кравцова

Другие материалы по теме

X