жк днепропетровская 37 евротрешка

Строим Добро

Экономный вариант (современные архитектурные системы в строительном производстве)

Обширные планы, стоящие перед строителями и производителями стройматериалов в рамках реализации Федеральной целевой программы «Жилище», нуждаются не только в стабильном финансировании, но и в использовании современных методик проектирования и строительства, позволяющих подобные планы реализовать.

Учитывая существенную долю стоимости строительных материалов в общей себестоимости возводимого жилья, вопрос формирования адекватного соотношения цены и качества, основанного на использовании энергоэффективных и высокотехнологичных материалов и технологий, стоит максимально остро.

Сегодня приходится с сожалением признавать, что основной пул технологий как строительства, так и производства стройматериалов существенно отстает от современных потребностей отрасли.

 Из 210 российских домостроительных комбинатов только 30 соответствуют современным требованиям, износ же оборудования на остальных 180 составляет более 80%.

Следует учитывать и то, что крупнопанельное домостроение, до недавних пор занимавшее доминирующее положение на рынке, является закрытой жесткой конструктивной системой, которая допускает частичную трансформацию объемно-планировочных решений только при весьма значительных материальных затратах на переоснащение домостроительных предприятий.

– В современной городской застройке наиболее распространены здания, выполняемые по индивидуальным проектам, – поясняет генеральный директор ООО «ПИКС» («Проектный институт каркасных систем») Евгений Якубов. – Известно, что высокое качество архитектуры определяют не только фасадные решения, но прежде всего умелая организация внутреннего пространства.

В этом аспекте возникает необходимость в разработке гибких конструктивных систем, позволяющих грамотно распорядиться внутренним пространством здания, организовывать перепланировки в процессе эксплуатации и избежать монотонности, присущей крупнопанельным зданиям. Основа хорошей организации внутреннего пространства зданий – максимальное освобождение от несущих конструкций.

Современной заменой крупнопанельному домостроению и системам с несущими стенами можно считать концепцию каркасного домостроения, которая позволяет не только снизить затраты на строительно-монтажные работы и стройматериалы, но и повысить качество планировочных решений.

Последнее является существенным плюсом, так как требовательность потребителя к комфортабельности жилого пространства за последние десятилетия сущест­венно возросла.

Использование элементов каркаса, изготовленных промышленным способом, позволяет более чем в два раза сократить сроки строительства в сравнении с монолитным способом. Изготовление же сборного каркаса в заводских условиях позволяет жестко контролировать корректность выполнения конструкций и проводить диаг­ностически-контрольные работы, что сущест­венно повышает качество здания.

Наиболее перспективным направлением развития каркасных систем является переход к полносборным и сборно-монолитным каркасам с минимальным объемом монолитных работ на площадке. К примеру, уже сегодня реализуются проекты, в которых 80% железобетонных конструкций – сборные и 20% – монолитные.

Так достигаются минимальные энергозатраты, сроки возведения здания, а значит, отсутствует и необходимость в «долгих» кредитах, ускоряется оборачиваемость вложений, что в целом приводит к существенному удешевлению строительства с одновременным повышением качества и надежности благодаря заводскому изготовлению несущих конструкций.

– Другим направлением развития является постоянное совершенствование узлов каркаса с целью упрощения при сохранении и повышении их надежности, – уточняет Евгений Якубов. – К примеру, мы отказались от громоздких подколонников (сопряжение «стаканного» типа) в подвале здания, уменьшающего его полезную площадь.

Вероятно, возможно и необходимо разработать «идеальный каркас», сочетающий в себе гибкость монолита, скорость и качество сборного железобетона при общем сокращении стоимости строительства, повышении надежности и долговечности зданий.

Однако это вопрос неопределенно дальней перспективы. На данный момент рынок оснащен успешно апробированными системами, модернизация и внедрение которых вполне способны решить стоящие перед отраслью проблемы.

В целом сборно-монолитные каркасные системы присутствуют на рынке в достаточно обширном ассортименте. В системе серии «КУБ», рассчитанной в последних модификациях на возведение зданий высотой до 15 этажей.

Рамные и рамно-связевые системы каркасов зданий обеспечивают конструктивные решения – стыки панелей перекрытий, стыки неразрезных многоярусных колонн, узлы соединения панелей перекрытия с колоннами, шпренгельные конструкции 12-метровых пролетов и др.

Элементы конструкций не требуют установки опалубки, что на 60% сокращает объем бетона замоноличивания на монтаже. Особенностями системы является отсутствие ригелей, роль которых выполняют плиты перекрытия, и использование многоярусных колонн без выступающих частей.

Формообразующие возможности каркаса имеют широкий диапазон от одноэтажных до многоэтажных зданий со сложным архитектурно-пространственным решением.

Сборно-монолитная система «Сарет», основой которой являются технологические и строительные решения, разработанные ранее фирмой РРВ Saret (Франция), предусматривает дополнение железобетонного каркаса здания сборно-монолитными перекрытиями. Технология производства сборно-монолитных элементов была приобретена ОАО «Чебоксарский ДСК» у РРВ SARET в 1993 году, после чего технология «Сарет» неоднократно дополнялась и совершенствовалась.

Сборно-монолитный каркас имеет рамно-связевую конструктивную схему, устойчивость и жесткость каркаса обеспечивается для зданий высотой менее 15 м (четыре-пять этажей) жесткими узлами сопряжения ригелей и колонн без диафрагм жесткости, а для зданий более 15 м – диафрагмами жесткости.

Благодаря применению ригеля высотой сечения 80–150 мм и расположению их непосредственно над перегородками (для жилых зданий) обеспечивается полная свобода для архитектора при разработке объемно-планировочных решений.

Основные преимущества: применение многопустотных плит (относительно монолитных и сплошных сборных плит), уменьшение веса здания в 1,3–1,5 раза, уменьшение стоимости фундамента и сроков его возведения, высокая индустриализация и уменьшение срока монтажных работ, высокое качество несущих элементов каркаса здания, минимум монолитных и сварочных работ.

Серия домов «Оптима-Каркас», разработанная ЗАО «Гатчинский ССК» для реализации компанией «Ленстройтрест», основана на двух популярных сборно-монолитных системах – упомянутой выше системе «Рекон» и системе «Аркос», вобравшей в себя все достоинства панельного и монолитного строительства зданий и сооружений.

От «Сарет» система «Аркос» отличается отсутствием выступающих ригелей, а от системы «КУБ» – отсутствием жесткой структуры ячейки каркаса. В основу системы «Аркос», разработанной БелНИИС (Белоруссия), положено применение многократно статически неопределимых несущих систем, которые реализуются с помощью монолитных («Аркос-2») или сборно-монолитных («Аркос-1») железобетонных конструкций с плоскими дисками перекрытий.

Экономия материалов при использовании системы «Аркос» значительно превышает аналогичные показатели других систем, обладая при этом широкими возможностями варьирования архитектурных и объемно-планировочных решений.

Экономическая эффективность этой системы по сравнению с монолитным и крупнопанельным домостроением наиболее ощутима: обеспечивается снижением трудоемкости на 30–40%, металлоемкости – на 20%, примерно вдвое уменьшается масса здания и в среднем на 25% снижается себе­стоимость строительства. При этом срок эксплуатации здания составляет до 150 лет. На основе системы «Аркос» построено и направление сборно-каркасно-монолитного домостроения Кировского ДСК (Ленинградская область).

По статистике Проектного института каркасных систем, на выбор застройщиками той или иной каркасной системы влияют четыре фактора.

Конечная стоимость в общей стоимости здания. Тут стоит отметить, что грамотный подход подразумевает расчет стоимости на «круг», то есть с учетом сроков инвестиционно-строительного цикла. Здесь учитывается как стоимость самих изделий, монтажа, так и время от начала проекта до введения в эксплуатацию.

Доступность конструктивной системы. Застройщик не хочет зависеть от конкретного завода-производителя, а иметь ряд заводов для возможности проведения тендера или распределения заказа на несколько производителей. Сюда же можно отнести и возможность монтажа своими силами, то есть без привлечения специализированных бригад и изготовления специализированной оснастки.

Поэтому отрасль сегодня движется «навстречу» заказчику и предлагает каркасы, которые могут быть произведены практиче­ски на любом заводе и смонтированы любой бригадой монтажников, при этом специализированная оснастка минимальна или вовсе отсутствует.

Гибкость конструктивной системы. Каркас здания должен быть невидимым, то есть должны отсутствовать или сводиться к минимуму выступающие части колонн и ригелей в помещениях.

Проектная компания. Заказчик предпочитает чувствовать обратную связь и понимать, что его пожелания будут учтены и выполнены, а не покупать каркас «как есть» со всеми его недостатками. То есть при сохранении общей концепции каркаса он должен иметь возможность «подстраивания» под конкретный объект.

– К сожалению, застройщики Москвы быстрее осознали рациональность применения каркасных систем – в этом отношении Петербург отстает и пока движется по инерции, переплачивая за монолит, – резюмирует Евгений Якубов.

По мнению специалистов, активность использования каркасных систем в перспективной застройке растет и будет расти, вытесняя панельное домостроение в районы периферийной застройки и предлагая более высокое качество не только жилых, но и общественных зданий.

Сложно переоценить применение каркаса и при строительстве школ, паркингов, торговых и деловых центров, где сетка колонн 9х9 метров и более позволяет максимально эффективно организовать внутреннее пространство.



Подготовил Иван Петров

Другие материалы по теме

X