жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Коммунальные системы на пути к управлению (технологии для автоматизации предприятий ЖКХ)

По внедрению автоматизации жилищно-коммунальный комплекс явно отстает от других отраслей экономики. Но, как полагают специалисты, после автоматизации предприятия ЖКХ смогут стать рентабельными даже без повышения тарифов на услуги.

Технологии на старте

Любой современный город является крайне энергоемким образованием, в котором эксплуатируются сотни километров различных коммуникаций. На протяжении десятилетий за счет экстенсивного строительства новых жилых массивов города росли вширь, теперь они зачастую могут развиваться только интенсивно, используя существующие инженерные системы.

Из-за подключения новых нагрузок и без того изношенные коммунальные системы требуют неотложного обновления и реконструкции. Это ставит перед городским хозяйством задачи, связанные с совершенствованием систем управления городской инфраструктурой и модернизацией сетей с целью энергосбережения.

Специалисты склонны считать реализацию этих задач одним из первых шагов к формированию «умного города». Инфраструктура такого «города будущего» должна быть полностью выстроена на технологиях, которые позволяют рационально использовать источники энергии и минимизировать экологическую нагрузку.

К ним относятся современные разработки в сфере электроэнергетики, водоснабжения, учета энергоресурсов, утилизации отходов, а также создание более эффективной транспортной системы и многие другие решения, способствующие экономной работе городской инфраструктуры.

Например, развитие «умных сетей» в масштабах страны способно уменьшить потери электроэнергии на 25%, а переход на «погодозависимые» АИТП – как минимум на 10% снизить нагрузку на тепловые сети.

Существует ряд энергоэффективных ресурсосберегающих решений, которые уже используются в системах жизнеобеспечения городов. Ведущую роль среди них играют современные информационные и коммуникационные технологии, инновации в сфере энергетики, транспорта и строительства.

Примером внедрения подобных инноваций стал проект «Умный город», реализованный по инициативе администрации Белгородской области, ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «МРСК Центр».

В качестве элементов электросетей для «Умного города» использованы автоматизированная система управления уличным освещением «Гелиос», вольтодобавочные трансформаторы (бустеры), автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии с интеллектуальными счетчиками, телемеханизированные подстанции с дистанционным управлением.

Внедрение этого оборудования и программных комплексов позволило обеспечить точность расчетов потребителей с энергетиками, увеличить пропускную способность сетей, снизить величину потерь, повысить и контролировать качество и надежность электроэнергии, уменьшить время на отыскание мест повреждения.

В жилищно-коммунальной сфере сбор и хранение данных приборов учета, контроль за работой лифтов, пожарных, охранных сигнализаций и прочих объектов с помощью информационных технологий становятся более оперативными, точными и прозрачным.

Анализ собранных данных позволяет найти слабые места в работе организации, поставщиков ресурсов, оборудования и персонала. Внедрение автоматизированных систем помогает не только контролировать работу оборудования, но и принимать наиболее верные управленческие решения.

На основе этих преимуществ построен проект создания в пределах МО Автоматизированной информационной системы городской объединенной диспетчерской службы ЖКХ, предложенный компанией «ИНТЕЛЛЕКТ групп» и реализованный в двух муниципальных образованиях Ленобласти.

АИС ГОДС призвана предупредить нарушения в работе оборудования и сетевого хозяйства, а в случае аварийной ситуации минимизировать потери за счет оперативной и скоординированной деятельности объединенных диспетчерских служб.

Энергосберегающий эффект от внедрения системы основан на постоянном автоматизированном учете данных, что позволяет управлять процессом в реальном режиме, проводить наиболее актуальные энергосберегающие мероприятия, контролировать соблюдение технологической дисциплины и, что немаловажно, снижать социальное напряжение населения в аварийных случаях.

Комплексные решения

Несмотря на то, что ЖКХ представляет собой огромный сегмент экономики с основными фондами, составляющими 24% от общероссийских, по автоматизации оно существенно отстает от таких отраслей, как энергетика, газовая и нефтяная промышленность.

В лучшем случае на предприятиях ЖКХ автоматизированы только отдельные рабочие места в бухгалтерии, ПТО, плановом отделе или на складе. Говорить о каком-либо системном подходе здесь пока не приходится.

Вместе с тем инженерные сети и объекты ЖКХ являются территориально распределенными, разнородными по своему составу и характеристикам, а функции обслуживающих их предприятий разнообразны и трудоемки.

При таком объеме обработка потоков технологической, экономической и иной информации невозможна без применения автоматизированных систем, основанных на современных компьютерных технологиях.

По мнению специалистов НПП «СФЕРА-МК», в результате автоматизации ЖКХ способно стать рентабельным даже без повышения тарифов на услуги. Необходимые ресурсы повышения эффективности скрыты внутри отрасли, но, чтобы выявить и использовать эти резервы, нужны автоматизированные информационные системы.

Необходимым условием вывода ЖКХ из состава убыточных отраслей в прибыльные и прозрачные (а следовательно, привлекательные для инвесторов) является комплексная автоматизация предприятий ЖКХ.

Именно комплексный подход, а не автоматизация отдельных участков, узлов и систем позволит получить максимальный эффект от инвестиций.

Решающими факторами для внедрения автоматизации являются энергосбережение, сокращение аварийности и перерывов в отпуске услуг, уменьшение объема штрафных санкций при аварийных отключениях, более точный и оперативный учет ресурсов, выявление их несанкционированного отбора и др.

В пользу применения современных технологий говорят также перспективы предотвращения техногенных аварий и обеспечения безопасности населения городов, поскольку информационные системы дают в реальном времени текущую картину всех материальных и финансовых потоков предприятия.

К ним можно отнести не только потребление и оплату услуг, но и состояние технологических процессов, оборудования и коммуникаций, включая информацию о потерях, предаварийных и аварийных ситуациях, эффективности действий персонала и т.п.

Оборудование плюс программы

Одним из эффективных решений в области автоматизации ЖКХ является программно-технический комплекс «СФЕРА». Он был признан победителем в номинации «Лидер в разработке и реализации высоких технологий в области ЖКХ и городского хозяйства» в ходе проведения Международного конгресса «Региональный и международный опыт в реализации программ энергосбережения» в 2010 году.

Разработчик – научно-производственное предприятие «СФЕРА-МК» – занимается созданием и внедрением систем диспетчеризации объектов, информационно-технологических систем на базе ГИС-технологий и имеет многолетний опыт реализации своих разработок на различных объектах промышленного и бытового секторов.

Программный комплекс разработан как основа для отраслевых информационно-технологических систем любых предприятий, эксплуатирующих инженерные сети, и максимально готов к самостоятельному его использованию персоналом предприятия.

«СФЕРА» представляет собой совокупность взаимосвязанных модулей, каждый из которых является функционально завершенной подсистемой. Конкретная реализация системы может включать тот или иной набор модулей в зависимости от пользовательских задач, которые должны решаться с ее помощью.

Ядром системы является базисный комплекс, в состав которого входят модули, обеспечивающие выполнение базовых функций. Возможно также подключение дополнительных задач, что расширяет возможности и область применения системы.

Таким образом, структура комплекса позволяет руководителю предприятия поэтапно внедрять систему автоматизации, выбирать оптимальный функциональный состав систем и тем самым минимизировать затраты на автоматизацию предприятия.

Три составляющих

Комплекс автоматизации технологических процессов на базе ПК «СФЕРА» можно разделить на три основных составляющих. Это информационно-технологическая система предприятия; диспетчеризация процессов тепло-, водо-, электро- и газоснабжения; система учета тепла, воды, электричества и газа.

Информационно-технологическая система предприятия представляет собой многофункциональный инструмент, интегрирующий графическую, табличную, текстовую или иную информацию в единую базу данных объектов инженерных сетей на карте города или района.

Программный комплекс дает возможность создавать электронную топооснову, наносить инженерные сети и сооружения, привязывать к этим объектам любую атрибутивную информацию. Одновременно создается математическая модель для проведения инженерных расчетов.

На базе модулей формируются автоматизированные рабочие места инженера ПТО, диспетчера АДС, руководителя, проектировщика и другие. Сетевая версия ПК предусматривает подключение неограниченного числа рабочих мест по вводу данных. Соединенные локальной сетью, рабочие места создают информационно-технологическую систему предприятия.

Модульный принцип позволяет наращивать ее функциональность по мере необходимости, присоединяя гидравлический и электрический расчеты, прием и учет аварийных заявок, локализацию аварийного участка, планирование ремонтов и т.п.

При этом поступление данных от систем диспетчеризации и учета энергоресурсов ведется в масштабе реального времени. Благодаря быстрому доступу подразделений к единой базе данных, руководители получают возможность принимать обоснованные решения, а также получать отчеты, паспорта, графическую и другую информацию в любом виде.

Например, модуль локализации аварийного участка может выдавать перечень отключающих устройств и отключаемых потребителей с визуализацией на карте.

Кроме того, информационно-технологическая система способствует повышению качества работы и сокращению времени, необходимого для выполнения работниками своих функциональных обязанностей, что в целом повышает эффективность работы предприятия.

Программный комплекс позволяет также строить информационные технологические системы регионального и федерального уровня, имея инструмент передачи данных с использованием WEB-технологий.

Диспетчеризация обеспечивает контроль и управление технологическим процессом газо-, водо-, тепло- и электроснабжения, снижая при этом влияние человеческого фактора.

Как правило, система диспетчеризации строится в виде многоуровневой системы, в которой каждый уровень решает свой круг задач. На первом происходит сбор технологической информации с первичных датчиков, преобразование и передача ее по различным каналам на диспетчерский пункт. На следующем (локальном) уровне происходит сбор информации по району или микрорайону.

Последний уровень образует головной центр сбора информации АСУ ТП предприятия в аварийно-диспетчерской службе и выполняется в виде самостоятельного программно-технического комплекса. Технически системы диспетчеризации тепловых пунктов реализуются аппаратными и программными средствами, разработанными в НПП «СФЕРА-МК». Локальные системы контроля над технологическим процессом строятся на базе программно-технического комплекса СКАТ.

По оценке компании, окупаемость систем диспетчеризации составляет от года до трех лет. Например, внедрение системы диспетчеризации тепловых пунктов, распределительных подстанций и АСКУЭ потребления электроэнергии на предприятии «Гулькевичигорэлектросети» обеспечило экономию в 60 тыс. руб. ежемесячно только за счет перехода на новые электросчетчики.

И позволила снизить потери электроэнергии за счет нормализации режимов работы трансформаторов, контроля режимов энергопотребления и качества электроэнергии, оперативного управления подстанциями и уличным освещением, обнаружения токов короткого замыкания.

Не менее актуальными в деле энергосбережения в ЖКХ являются автоматизированные системы учета ресурсов. Сегодня потребители коммунальных услуг используют огромное количество приборов учета газа, воды, тепла, электроэнергии различных типов и производства.

Обычно данные с этих приборов собираются вручную и вручную вводятся в компьютерные программы для расчетов. Если учесть масштабы приборного парка и объем данных, становится очевидным, что ЖКХ нуждается в автоматизированных системах, способных собирать данные приборов учета, передавать их в центр сбора информации, хранить и обрабатывать ее, а также передавать в другие информационные системы.

Анализ этих данных позволит конкретизировать объемы получаемых и передаваемых ресурсов, просчитать потери и принять обоснованные программы по их снижению.



Условием вывода ЖКХ из состава убыточных отраслей в прибыльные и прозрачные, следовательно, привлекательные для инвесторов, является комплексная автоматизация предприятий ЖКХ.


Татьяна Рейтер

Другие материалы по теме

X