жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Относительный подъем (обзор рынка строительной техники)

Специалисты фиксируют подъем на рынке дорожно-строительной техники. Правда, с оговорками и большой осторожностью, неизменно подчеркивая, что подъем наблюдается не абсолютный, а относительный – в сравнении с обвальным падением 2009 года.

Отечественный производитель в аутсайдерах

По данным компании GLOBAL REACH CONSULTING, за девять месяцев 2010 года общероссийский объем производства техники вырос на 73% относительно показателя за те же девять месяцев 2009 года. В целом по СНГ в 2010 году было выпущено 17,5 млн единиц разнообразных механизмов, используемых на строительных и дорожных работах.

В 2011–2015 годах, по мнению того же GLOBAL REACH CONSULTING, производст­во будет расти на 18,7–6,4% в год. Такой прогноз основывается на том, что техника, которая находится сейчас на вооружении строителей, дорожников, коммунальных структур, характеризуется высоким уровнем износа.

Несмотря на подъем в целом на 50,6 % в первом полугодии 2011 года объемов выпуска продукции: выросло производ­ст­во трелевочных тракторов (в 3,3 раза), бульдозеров и трубоукладчиков (в 3,0 раза), гусеничных тракторов (в 2,6 раза), колесных тракторов (в 2,1 раза), – ситуация не внушает особого оптимизма. Так, например, Союз машиностроителей России признал факт дальнейшего снижения производства экскаваторов и башенных кранов.

В январе – июне 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года падение составило: по башенным кранам – на 10,3%, по экскаваторам – на 11,6%. Снижение темпов роста производст­ва башенных кранов объясняется тем, что половина предприятий не производит продукцию. Уменьшение выпуска экскаваторов связано с тем, что сократили объемы производства ГУП «Омский завод транспортного машиностроения» (на 83,1%), ОАО «САРЭКС» (на 75,3%), остановил конвейер ОАО «Златоусский экскаваторный завод».

Кроме того, аналитики считают, что дороговизна импортной техники и комплектующих заставит подрядные компании обратить внимание на модели производст­ва стран СНГ.

Рынок строительной техники России, да и в целом СНГ, является импортозависимым. Тенденции в этом сегменте весьма интересны. В 2010 году, когда отечественное производство строительной техники начало понемногу восстанавливаться, импорт сократился более чем в 1,5 раза.

Первый квартал 2010 года показал минус 40% к аналогичному периоду 2009 года. Но это – в натуральном исчислении. То есть в единицах приобретенной техники. А вот в денежном выражении импорт вырос в этот период в два раза. Это говорит о том, что российские строители и дорожники решили перейти на более дорогую, качественную и эффективную технику.

Недаром Япония (мировой лидер производства) увеличила свою долю в российском импорте с 49% в 2009 году до 69% – в 2010-м. А вот Корея с ее дешевой техникой со второго места переместилась на третье, потеряв 6% своей доли. По итогам 2010 года экспорт строительной техники и оборудования из США вырос на 28%. Такие данные опубликовала американская Ассоциация производителей оборудования (AEM).

Лидером среди производителей импортируемого в Россию товара стал CATERPILLAR INC. Чистая прибыль этой компании за первые три месяца 2011 года составила $1,23 млрд (рост почти в пять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). С учетом положительной тенденции был скорректирован прогноз на 2011 год, и теперь CATERPILLAR планирует, что продажи по итогам года должны составить $52–54 млрд.

Особенно ярко общая тенденция проявилась на 12-й выставке «Строительная техника и технологии – 2011», которая традиционно проходила в начале лета в Москве. Особое внимание потенциальных покупателей было направлено на стенды и открытые выставочные площадки, где демонстрировалась техника всемирно известных марок: LIEBHERR, HITACHI, VOLVO, JCB, WIRTGEN, BOMAG, DOOSAN, JOHN DEERE, KOMATSU, HYUNDAI и др. Причем подавляющее большинство моделей демонстрируемой импорт­ной техники относилось к среднему классу, отличалось универсальностью и многовариативностью.

О стремлении к универсальности говорили и отечественные производители, демонстрируя коллекции быстросъемных рабочих органов, которыми предлагают комплектовать уже известные модели автогрейдеров, гусеничных и пневмоколесных экскаваторов.

– Ориентация отечественного производителя на строительный и дорожно-строительный рынок, безусловно, просматривается, – отметил Николай Остроухов, руководитель ООО «АстрА-техно» – компании, которая в течение пяти лет успешно продвигает на российский рынок импортную строительную мини-технику. – Однако создается впечатление, что для крупнейших российских производителей удовлетворение реальных потребностей строительной отрасли зачастую является все же побочным производством.

Сохраняется главный ориентир – работать на нужды газовиков и нефтяников, чья платежеспособность не вызывает сомнений, предлагать рынку специализированные машины. А для строительных организаций – модификации спецтехники, навесное оборудование и прочее, что можно назвать приспособлениями.

Обзор экспонируемых моделей в целом позволяет сделать этот вывод. Так, группа ГАЗ впервые представила на 12-й выставке принципиально новую модель двухзвенного гусеничного снегоболотохода ГАЗ-3344, которая отличается улучшенной проходимостью и возможностью преодоления сложных препятствий.

Здесь же гусеничный асфальтоукладчик АСФ-Г-3-08 для строительства и ремонта автомобильных дорог, площадей и аэродромов. А еще – автогрейдер ДЗ-9 8М – единственный в своем классе тяжелый автогрейдер, разработанный специально для условий Крайнего Севера. В этой мощнейшей модели произошли изменения конструкции рамы, которая теперь позволяет использовать навесное оборудование. Таким образом, как убеждает производитель, модель стала универсальной.

Главный вывод, сделанный специалистами, которые проанализировали итоги выставки, заключается в том, что рынок отечественной строительной техники пока «стоит» в ожидании, когда же строительные структуры стабилизируются настолько, чтобы быть в состоянии вкладывать средст­ва в замену устаревшего (или неуклонно устаревающего) парка техники. А импортные производители, наоборот, проявляют отменную активность, предлагая россий­ским строителям мобильную, малогабаритную и относительно недорогую технику, все больше и больше завоевывая рынок.

Демпингом по лизингу

По данным РА «Эксперт», общий объем новых сделок на российском рынке лизинга строительной техники в 2009 году сократился на 56%.

– Многие лизинговые компании приостановили развитие своих представительств в регионах, чтобы сократить издержки и пересмотреть содержимое лизинговых портфелей, – так прокомментировал тенденцию начальник отдела организации продаж ГК «Интерлизинг» Вячеслав Спиров. – Однако с конца 2010 года оживление на регио­нальных рынках стало заметно. Тем более что сейчас очевидна готовность банков кредитовать участников этого рынка.

Многие финансовые учреждения стали выдавать кредиты под 9–13%, что позволяет лизинговым компаниям продавать оборудование и технику со ставкой удорожания на докризисном уровне – 7–13%. Правда, о реальном возвращении на докризисный уровень говорить пока не приходится.

За 2009 год с рынка лизинга строительной техники ушло более 20 компаний. Причиной стал не только кризис. Дело в том, что в 2009 году на продажу в массовом порядке выставлялась бывшая в употреблении техника.

И все компании, которые еще оставались на плаву, имели возможность приобрести ее практически по бросовым ценам. Такой дем­пинг ударил по лизинговому бизнесу больнее, нежели сам кризис.

В 2010 году основной прирост объема лизинга на российском рынке пришелся на Центральный федеральный округ и Москву, где восстановление строительной отрасли идет быстрее, нежели в целом по стране. Но и в Петербурге наблюдается рост. Хотя доля города в общем объеме сделок по РФ с 2009 года не изменилась и составила около 11%.

– Говоря о росте лизинговых сделок в Петербурге, нужно четко понимать, что все зависит от того, что принимать за отправную точку, – отмечает Лилия Сорокина, начальник отдела корпоративных продаж «Аларм-Моторс Форд». – По сравнению с показателями 2007 года это, конечно, медленное восстановление. Рост лишь по отношению к 2009 году, когда было зафиксировано минимальное количество сделок, обусловленное высокими процентами и очень жесткими требованиями к заемщику. В прошлом году зафиксировано снижение ставок по банковским кредитам и, как следствие, снижение ставок лизинга. Так, если в 2009 году процентная ставка по кредитам доходила до 24% в рублях, то в настоящее время она в среднем составляет 9–13%.

Генеральный директор компании «ПН-Лизинг» Роман Маланин тоже ностальгирует по 2007 году:

– Это было самое успешное для лизинга время. Думаю, докризисного уровня можно будет достичь только в 2012 году. При сохранении экономической стабильности и при наличии доступного долгосрочного финансирования можно ожидать дальнейший рост рынка лизинга в пределах 40–50%. Если, конечно, не случится нового витка кризиса.

Теперь между выжившими после «первого витка» лизинговыми компаниями идет нешуточная борьба за потребителя. В арсенале у них сейчас новые формы сервиса, акции со скидками, расширение линейки поставляемой продукции. Так что сейчас потребитель лизинговых услуг может позволить себе диктовать свои условия и ожидать, что они будут приняты. Только за текущий год уменьшились процентные ставки по лизингу, упростилась процедура проверки платежеспособности клиента, авансовые платежи уменьшились до 20%.

– Очевидно, в будущем на рынке строительного лизинга будут лидировать фирмы, которые смогут предложить застройщикам все способы поставки техники: с помощью прямой покупки, аренды, оперативного и классического финансового лизинга, – считает начальник инновационного отдела «Интерлизинга» Антон Зольников. – Особо нуждаются строительные компании в оперативном лизинге, так как он позволяет периодически обновлять парк техники.

Многие застройщики не могут купить или взять в финансовую аренду всю необходимую технику. Часть ее, например краны, экскаваторы и бульдозеры, требуется в течение ограниченного периода времени и только на определенном этапе строительст­ва. В рамках оперативного лизинга всю технику можно вернуть по окончании договора. Такие формы набирают обороты, и, очевидно, за ними будущее.

Большинство лизинговых компаний сходятся во мнении, что сегодня самым большим спросом пользуется техника для дорожного строительства, а гораздо меньший интерес покупатели проявляют к сваебойным установкам, башенным кранам и дробильным устройствам. То есть строительная отрасль еще не готова к развитию. Она продолжает не жить, а выживать.

Наталья Орлова

Другие материалы по теме

X