жк днепропетровская 37

Актуальное
Поплавок_160_600_правый

Краски – в обычном русле (обзор рынка ЛКМ)

Производители лакокрасочных материалов в основном преодолели последствия кризиса и вошли в обычный темп развития производства. Сохраняется острая конкуренция в низком ценовом сегменте, а также преобладание импортного сырья и капитала.

В России насчитывается 318 производителей ЛКМ, выпускающих две тысячи наименований продукции. На их долю приходится 70% объемов рынка. Главной проблемой отечественного сектора, по мнению многих аналитиков, по-прежнему остается морально устаревшая технологическая база и, как следствие, низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции. Но налицо и положительные сдвиги.

Индекс химического производства в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 114,6%, в декабре 2010 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года – 111,3%.

Лидирующие позиции сохраняют несколько крупных производителей. Среди них выделяется концерн «Тиккурила», который упрочил свои позиции покупкой в 2007 году успешной компании «Текс». Также крупными игроками являются петербургская фирма «Пигмент», компания «Эмпилс» из Ростова-на-Дону и холдинг «Ярославские краски».

Импорт лакокрасочных материалов составляет 30%. Крупнейшими поставщиками являются Германия, Финляндия, Швеция. В последнее время возросла активность эстонских производителей.





Оптимизм в цифрах

Объем российского рынка лакокрасочных материалов оценивается приблизительно в 60 млрд руб. Потребление краски на душу населения составляет около четырех литров в год. Емкость рынка в натуральном выражении составляет около 1 млн т в год.

По данным за период с 2004-го по 2008 год, потребление декоративных красок в России растет в среднем на 10% ежегодно. По оценкам аналитиков компании «Тиккурила», объем российского рынка ЛКМ в 2010 году вырос также на 10%. Спрос на краски в декоративном сегменте увеличивался активнее, чем в сегменте индустриальных покрытий.

Оптимистично оценивают свое положение и производители антикоррозионных покрытий. Согласно результатам опроса, проведенного промышленным порталом o-journal.ru, 59% участвовавших в голосовании отметили, что их компания зафиксировала в 2010 году объем производства больше, чем в 2009. Только 12% отметили, что объем выпуска продукции был меньше, чем годом ранее. Остальные 29% сказали, что объем производства не изменился.

Приведенные данные говорят о том, что в целом 2010 год сложился для представителей антикоррозионной отрасли вполне удачно. Конечно, данный опрос не претендует на репрезентативность. Кроме того, увеличение объема производства не означает автоматического увеличения прибыли.

Прорыв сезона

Вырос спрос на водно-дисперсионные материалы. По мнению аналитиков компании inFOLIOResearchGroup, производст­во водно-дисперсионных красок и грунтовок в России за прошлый год увеличилось по сравнению с 2009 годом на 21% и спрос на них сравнялся со спросом на алкидные ЛКМ.

Аналитики прогнозируют рост емко­сти рынка ЛКМ к 2015 году до 1700 тыс. т, а водно-дисперсионных – до 510–530 тыс. т.

Если рассматривать структуру потребления ЛКМ во всем мире, то доля водно-дисперсионных материалов в декоративном сегменте сегодня составляет около 80%, и, по мнению аналитиков, этот показатель будет расти, в особенности в тех странах, где рынок ЛКМ еще недостаточно развит.

Например, в компании «Тиккурила»доля водно-дисперсионных красок в 2010 году уже составила 70,3% от всего объема произведенной концерном продукции.

Промышленные или декоративные

Многие аналитики склоняются к мнению, что по специализации на той или иной продукции рынок лакокрасочных материалов консервативен. На протяжении ряда лет сохраняются линейка продуктов крупных и мелких производителей, сегментация рынка по ценовым категориям, предпочтения потребителей.

Согласно ряду исследований, в структуре глобального рынка ЛКМ превалируют промышленные краски. По данным агентства IPPIC, в 2009 году на их долю приходится 56% объемов и 44% составляли объемы декоративных ЛКМ.

Докризисный период развития производства российских промышленных красок демонстрировал стабильный рост. Произошедшее затем падение темпов сейчас начинает компенсироваться обычным для данной отрасли ростом. В 2010 году объем российского рынка ЛКМ вырос на 10%.

Промышленные краски применяются в различных отраслях, в том числе деревянном домостроении, судостроении, нефтегазовой промышленности, окра­ске металлоконструкций, мостостроении.

Перспективность направления по производству промышленных красок делают его привлекательным для крупных компаний. В частности, концерн «Тиккурила» собирается расширить свое присутствие в данном сегменте.

– В настоящее время в компании более широко развито производство декоративных материалов, – говорит Маарит Таскинен, директор по развитию потребительского рынка Tikkurila. – Однако мы нацелены на наращивание объемов выпуска индустриальных ЛКМ.

Многие технологии, широко используемые в производстве декоративных материалов, можно применить и к индустриальным. Например, различные колористические решения.В рамках промышленного сегмента компания будет работать в двух основных направлениях: производстве антикоррозионной защиты металлов и отделке древесины.



Точка зрения

Константин Прасолов, технический директор ООО «ТекносДеко»:

– Состояние рынка ЛКМ определяется многими факторами, в их числе благополучием общества, т.е. покупательной способностью населения, которая значительно разнится в регионах. Традиционно высший ценовой сегмент лакокрасочных материалов строительно – бытового назначения, где доминируют главным образом зарубежные производители, в своем объеме не очень велик. Наиболее массовыми для российского рынка являются средний и низкий ценовые сегменты, где ведущая роль отводится отечественным производителям.

Примерно 90% организаций и частных лиц, занимающихся строительством и ремонтом, применяют водно-дисперсионные материалы.

С учетом этих факторов наше предприятие позиционирует себя на российском рынке.

Мы поставляем потребителям продукцию как с головного завода из Финляндии таки и собственного производства – водно-дисперсионные краски под маркой «Командор». Ассортимент этих материалов насчитывает 19 наименований.

В связи с тем, что наше предприятие еще молодое, мы на себе не испытываем каких либо факторов кризисного характера. Продукция становиться все более востребованной на рынке, так как полностью соответствует заявленным характеристикам и ее стоимости.


Любовь Ежелева

Похожие сообщения

X