жк Днепропетровская 37 студия 3,2

Актуальное

Рынок сэндвич-панелей медленно растет (обзор)

В этом году отечественный рынок сэндвич-панелей достиг половины докризисных объемов. Тем не менее специалисты прогнозируют активацию строительного рынка, в том числе и в секторе быстровозводимых зданий, и, как следствие, повышение спроса на эту продукцию.

С небольшим подъемом

Сегодняшняя ситуация на рынке сэндвич-панелей разительно отличается от той, что можно было наблюдать в годы строительного бума. В 2004–2008 годах этот сегмент стройиндустрии стабильно прирастал на 15–20% ежегодно.

При этом прогнозируемый спрос на панели оценивался на уровне 30%, исходя из темпов строительства коммерческой недвижимости, которое ориентировано на технологии быстровозводимых зданий. Более половины производимых сэндвич-панелей поступало на строительство торговых, офисных и складских помещений.

Наращивание объемов выпуска материалов происходило в основном за счет внутреннего производства – каждый год в стране вводилось в эксплуатацию по 3–6 новых предприятий.

С 2009–2010 годов из-за финансовых проблем многие проекты в области торговой, логистической и отчасти промышленной недвижимости были заморожены на разных этапах строительства, что немедленно сказалось на самочувствии отрасли.

По самым смелым оценкам, объемы выпуска сэндвич-панелей упали втрое, многие предприятия ушли с рынка. Разные операторы в неодинаковой степени ощутили влияние кризиса. Первыми пострадали мелкие производители, которые не смогли обеспечить складские запасы сырья в полном объеме, что оказало влияние на цену готовой продукции.

Лидеры отрасли также понесли сущест­венные потери, но в силу большего запаса прочности устояли и продолжают удерживать свои позиции в условиях медленной стабилизации рынка.

По словам заместителя генерального директора по производству ООО «Стройпанель» Михаила Огурцова, только в 2011 году некоторым компаниям, включая «Стройпанель», удалось выйти на уровень 2008 года, хотя на большинстве предприятий производство все еще находится на уровне 50% от докризисных объемов.

– Кризис отрицательно повлиял на производство сэндвич-панелей, объемы восстанавливаются, но еще не достигли предкризисного состояния, – говорит Владимир Гоменюк, коммерческий директор ЗАО «Петропанель». – Самый низкий объем выпуска сэндвич-панелей в ЗАО «Петропанель» был отмечен в 2009 году, в 2010-м объем выпуска вырос на 39,8%, а в 2011 году прирост по отношению к 2009-му составит 40,4%. Тем не менее это всего 60% от годового объема выпуска до начала кризиса. Мощности предприятия по производству сэндвич-панелей загружены на 40%.

– Рынок сэндвич-панелей фрагментарный: эта продукция производится и поставляется под конкретный проект. Отслеживание цикла реализации таких проектов позволяет нам планировать производст­венный процесс на определенное время вперед и таким образом выполнять перспективное планирование, – поясняет Петр Федоров, директор по развитию Завода строительных биоконструкций «Армакс». – Исходя из этого цикла, можно сказать, что рынок как-то стабилизировался, но назвать его растущим пока трудно. Сегодня при относительно стабильном финансировании он развивается с тем же трендом, как год или два назад.

Цену определяет спрос

Развитие рынка сэндвич-панелей, как и других отраслей строительных материалов, зависит от темпов восстановления строительного рынка.

Как отмечают все участники рынка, в кризис ведущими потребителями сэндвич-панелей оказались предприятия сельскохозяйственной отрасли, имеющие стабильное финансирование в рамках госпрог­рамм.

Рост доли потребления панелей намечается в инфраструктурных проектах, в сфере строительства и реконструкции промышленных предприятий. Планируется выход на лидирующие позиции по потреблению сэндвич-панелей в строительстве торговых и административных помещений.

Так, по данным портала Моллы.Ru, только в 2010 году объем предложения на рынке торговых объектов в Петербурге вырос приблизительно на 250 тыс. кв. м. А к 2013 году может увеличиться еще на 900 тыс. кв. м.

По сведениям Knight Frank, в следующем году планируется ввести около 250 тыс. кв. м складских площадей. Количество новых бизнес-центров может составить 12–15 объектов.

Прогнозы самих производителей в отношении развития внутреннего рынка для отрасли пока очень сдержанны. Кроме того, игроки рынка в условиях обострившейся конкуренции по-прежнему стараются не поднимать цены. Это тоже осложняет жизнь строительным предприятиям, особенно тем, что не готовы поступаться качеством своей продукции, используют импортный листовой металлопрокат и клей, минеральную вату производства Rockwool, Paroc и «ТехноНИКОЛЬ».

– Цены на сэндвич-панели в течение 2010 года мы не меняли, – рассказывает Владимир Гоменюк. – В связи с общим ростом цен в этот период нам пришлось снизить уровень рентабельности на производимую продукцию. Хочется отметить, что при этом мы не изменили требований к качеству продукции и ее компонентам. Качество для нас очень важный и существенный вопрос в процессе производства и реализации.

Кроме того, на стоимость продукции существенно влияют цены конкурентов. Поэтому, выстраивая свою ценовую политику, мы ориентируемся на условия рынка. В 2009 году произошло снижение стоимости сэндвич-панелей на 2–5%, и только с начала 2011 года мы вернулись к ценам докризисного периода.

По словам специалиста, существенное влияние на стоимость сэндвич-панелей оказывают цены на окрашенный листовой металлопрокат, минеральную вату и расходы на оплату труда. В себестоимости продукции первые два элемента составляют в среднем 70%, расходы на оплату труда 10–12%, клей и упаковочные материалы – до 9%.

– Низкие цены конкурентов возможны только за счет снижения качества листового металлопроката, плотности минеральной ваты, а следовательно, закупочной цены на эти материалы, – уверен Владимир Гоменюк. – Заказчик не всегда может разобраться в этих нюансах и тонкостях производства, а недобросовестные производители этим пользуются. Меня всегда удивляют цены конкурентов, когда квадратный метр сэндвич-панелей стоит меньше или столько же, сколько на рынке стоит квадратный метр металла и минваты.

– Ценовые изменения есть, но не настолько заметные, как в других сегментах стройиндустрии, – считает Петр Федоров. – Отчасти их рост сдерживают материалы и комплектующие, которые уже «устоялись» в определенном ценовом диапазоне.

Полагаю, что отечественный рынок сэндвич-панелей, где предложение пока превышает спрос, не заинтересован в ценовых скачках. Иначе мы можем получить конкурентов со стороны западных или восточных производителей аналогичных материалов, а с учетом перспективы вступления России в ВТО в 2013 году конкуренция на рынке сэндвич-панелей возрастет в несколько раз.

Качество вне стандартов

Помимо недобросовестной конкуренции у производителей сэндвич-панелей существуют и другие проблемы. Одна из них заключается в особенностях нормативной базы, ограничивающей использование панелей с пенополистирольным и пенополиуретановым наполнителями из соображений пожарной безопасности.

– В течение двух последних лет мы производим сэндвич-панели, где в качест­ве утеплителя используется минеральная вата из базальтового волокна плотностью 100 кг/куб. м и более, – говорит коммерческий директор ЗАО «Петропанель». – Это объясняется требованиями пожарной безопасности к зданиям с ограждающими конструкциями в виде сэндвич-панелей. Предел огнестойкости панелей с наполнителем из минеральной ваты составляет 150 минут (EI 150), а при использовании в качестве наполнителя пенополистирола предел огнестойкости составляет только 15 минут (EI 15).

Минеральная вата остается самым распространенным видом утеплителя в сэндвич-панелях: ее используют в производстве почти 90% компаний. Около половины компаний применяет также и пенополистирол. Доля произведенных панелей с ППУ составляет незначительную часть рынка – по некоторым данным, не более 5%, в то же время панели с ППУ и полистиролом составляют 95% европей­ского рынка.

Один из производителей таких панелей – ГК «Металл Профиль» – может выпу­скать в год до 2 млн кв. м панелей с наполнителем из пенополиуретана или пенополиизоцианурата (пенополиуретана с антипиреновыми добавками). Панели предназначены для овощехранилищ и фруктохранилищ со специальной газовой средой, холодильных камер, животноводческих комплексов и отличаются высокими тепло- и звукоизоляционными свойствами.

– Панели с пенополиуретановым наполнением из-за их теплотехнических характеристик применяются в основном при строительстве холодильных складов, а в последнее время и на агропромышленных объектах, – говорит Михаил Огурцов. – В России этот вид продукции выпускает несколько крупных предприятий, но объемы выпуска несравнимы с производством панелей на основе минераловатного наполнителя.

В целом сегментация рынка с точки зрения применяемых теплоизоляционных материалов, соотношения выпуска стеновых и кровельных панелей, а также использования панелей заводского изготовления и поэлементной сборки за посткризисный период практически не изменилась.

С другой стороны, специалисты указывают на признаки ценовой сегментации: появление сэндич-панелей различного класса – от стандартных с недорогим утеплителем до дорогих из комплектующих последнего поколения со специальными свойствами. При этом на каждый продукт из этого диапазона есть свой потребитель.

– Требования заказчика к сэндвич-панелям определяются разными факторами, – поясняет Петр Федоров. – Покупатель хочет получить продукт с теми свойствами, которые ему нужны в течение срока эксплуатации. Эти требования применительно к сэндвич-панелям определяют подбор комплектующих, поэтому цена на внешне одинаковые панели может отличаться в зависимости от коррозионной защиты и прочности металла, видов полимерных защитных покрытий, прочностных и теплотехнических свойств наполнителя.

Как правило, мы понимаем под качест­вом соответствие продукции требованиям или нормам, которые оговорены стандартами, техническими регламентами или специальными требованиями заказчика согласно договору между ним и поставщиком. К слову, в отличие от Белоруссии или Казахстана, российский ГОСТ на сэндвич-панели с наполнителем из минваты в свое время так и не был разработан. Но есть еще и рыночное понятие качества, которое базируется на растущих запросах потребителей продукции.

– Из-за отсутствия стандарта каждый российский производитель имеет свое представление о том, каким требованиям должны отвечать сэндвич-панели, – уверяет Михаил Огурцов. – Но большой опыт работы нашего предприятия дает нам возможность выпускать панели с повышенными механическими и термическими свойствами по сравнению с другими российскими производителями.

– Сегодня покупатели требуют качественной продукции, подкрепленной ТУ и сертификатами, поставленной точно в срок, – формулирует запросы потребителей Владимир Гоменюк. – На первое место выходят такие параметры, как соответствие заявленным требованиям, соотношение цена-качество, возможность выпуска дополнительных панелей, наличие гарантий на поставляемую продукцию.

Новые ниши для сэндвич-панелей

По мнению коммерческого директора ЗАО «Петропанель», будущее лидеров рынка напрямую зависит от того, насколько они смогут обеспечить качество продукции. Кроме того, ведущие компании заявляют о себе внедрением новых моделей.

Для российских заказчиков эти панели могут считаться инновационными с точки зрения технологии изготовления и стабильности качества и в то же время обладать новыми потребительскими свойствами. Большинство из предлагаемых сегодня новинок – результат научно-исследовательских и конструкторских работ, начатых еще в условиях строительного бума.

– В этом году на предприятии завершили все, что успели внедрить еще раньше: мы провели необходимые испытания и закончили работу по сертификации всех видов панелей шириной от 600 мм до 1200 мм, – рассказывает Михаил Огурцов. – Такого сертификата на производимую продукцию нет ни у кого не только в России, но и в Европе.

– Мы «доводили до ума» предыдущие разработки, в частности научились изготавливать сэндвич-панели с металличе­ским профилем из нержавеющей стали с нужным содержанием хрома, – говорит Петр Федоров. – Эти сэндвич-панели полностью удовлетворяют действующим требованиям к покрытиям по коррозионной стойкости и долговечности для работы в слабо-, средне- и сильноагрессивной средах и востребованы в пищевой, химической и других отраслях промышленности.

Звукоизолирующие и звукопоглощающие сэндвич-панели компании «Армакс-акустик», шумозащитные дорожные акустические конструкции «ДАКАР» – еще один ответ на требования рынка. Они с успехом могут заменить устаревшие сборные конст­рукции поэлементной сборки и по своим свойствам соответствуют требованиям современных нормативов. По данным компании, непрерывное производство звукоизолирующих сэндвич-панелей за рубежом начали осваивать пять-шесть лет назад, и многие производители стали включать их в типовую линейку, видя перспективы этих конструкций.

Новые ниши для применения сэндвич-панелей еще раз подтверждают, что этот рынок далек от насыщения. Раньше объемы качественной продукции не успевали за спросом, а сейчас, при замедлении темпов строительства и тенденции к наращиванию промышленности стройматериалов в строительном комплексе, несмотря на рецессию, сохраняются.

– Рынок сэндвич-панелей обещает динамично развиваться, так как он напрямую связан с инвестиционным климатом в России, – прогнозирует Владимир Гоменюк. – Преимущество сэндвич-панелей связано со строительством зданий на основе готовых строительных металлоконструкций. Скорость монтажа влияет на сроки строительства, а следовательно, и на получение инвестором прибыли от проекта.

Сэндвич-панели по-прежнему остаются незаменимым строительным материалом при возведении объектов промышленного назначения, логистических центров, спортивных комплексов, объектов сельскохозяйственного назначения.

Они особенно востребованы при строительстве объектов промышленности в труднодоступных регионах, освоении новых районов добычи полезных ископаемых. Кроме того, значительно увеличить рынок сможет развитие строительства малоэтажных домов с применением сэндвич-панелей в качестве стенового ограждения.

Татьяна Рейтер

Другие материалы по теме

X