жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Опыт взаимодействия

Малый бизнес в промышленной кооперации — обзор

Опыт взаимодействия

Развитие малого и среднего предпринимательства отличается от региона к региону, но имеет общие закономерности: сегодня малый и средний бизнес уверенно занимает свою долю на промышленном рынке и претендует на то, чтобы его мнение было учтено при выработке стратегий развития.

Особенности национального субконтрактинга

За последние полвека промышленная кооперация особенно далеко шагнула в направлении оптимизации производства. Сегодня не только вспомогательные или непрофильные операции, но и существенные объемы производственного цикла передаются сторонним поставщикам.

По данным экспертов, показатели глубины производства в крупных компаниях за счет кооперационного партнерст­ва могут достигать 40%, а доля деталей собственного изготовления в продукции крупных предприятий – 25–30%.

Одним из основных инструментов рациональной организации производст­венной кооперации предприятий крупного, малого и среднего бизнеса становится партнерство в рамках субконтрактинга. В этом случае контрактор отдает подряд на производство или обработку комплектующих мелким и средним предприятиям и при этом может участвовать в техническом перевооружении или в управлении процессами производства субконтракторов.

Как отмечал Артем Киселев, глава первого в России Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства, первыми выгоду применения субконтрактных отношений на постсоветском пространстве оценили руководители малых и средних предприятий. Но, в отличие от промышленно развитых стран, где они являлись бы субконтракторами для крупных предприятий, многие отечественные малые и средние компании выступали в роли контракторов, то есть осуществляли разработку, производство и продвижение продукции конечного спроса.


По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП):

на каждые 100 000 жителей России в среднем приходится:

– 12 малых и средних предприятий – юридических лиц,

– 20 индивидуальных предпринимателей.


Разрешить проблемы возвращения к механизмам производственной кооперации малого, среднего и крупного бизнеса, заложенным еще во времена плановой экономики, смогли бы субконтрактинговые центры. Сегодня более 40 региональных центров действуют в России, а также в Беларуси, Украине, Казахстане, Латвии, Армении, Таджикистане, Кыргызской Республике и Финляндии. В единой информационной системе зарегист­рировано почти 15 000 субконтракторов по продукции производственного назначения и более 3000 контракторов.

 

Пространство для общения

Справедливости ради надо отметить, что не только поисковые системы или проводимые региональными центрами «Биржи деловых контактов» становятся площадками для поиска партнеров и развития промышленной кооперации. В этой деятельности также задействованы различные ассоциации и объединения предпринимателей.

– Утеряна система устойчивых отраслевых и межотраслевых кооперационных взаимодействий, где предприятия смогли бы занять свою нишу, – поясняет Владимир Евсеев, президент Союза литейщиков СПб, член экспертного совета ЗакС СПб по экономике и промышленности. – На восстановление этих операционных связей уйдет немало времени. В союзе более половины членов из регионов, которые активно ищут партнеров по кооперации, но у них мало наработанных контактов, опыта, профессиональных знаний. А промышленные ассоциации и союзы помогают им в поиске и перераспределении заказов.

Марина Гирина, президент кластера медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий, уверяет, что в кластерах, объединяющих малые отраслевые компании, результатом такой кооперации становится инновационная продукция, которую невозможно было бы создать и серийно выпускать одному малому предприятию. Например, на основе объединения разработок внутри кластера в Минпромторг РФ на финансирование в рамках целевой программы уже передан проект оптико-хирургиче­ского комплекса с применением лазерного и ультразвукового контроля, ведется разработка программно-аппаратного комплекса для скрининга и диагностики, лазерного хирургического комплекса.

Используя административный ресурс, региональная власть также содействует развитию кооперации с участием малого бизнеса, особенно в отраслях, которые являются для региона приоритетными.

В Кемеровской области, где развитие малого бизнеса рассматривают как возможность диверсификации экономики региона, пошли по пути формирования собственного субконтрактингового центра за счет средств областного и федерального бюджетов.

В числе первоочередных вопросов центра – создание в поддержку предпринимателям постоянно действующей информационной системы для поиска контрагента или предоставления своих услуг. Одним из результатов двухлетнего опыта по развитию субконтрактинга в регионе стал проект по созданию компании «Электропласт», являющейся также социально ориентированным.

– Мы приходим к пониманию того, что рынок не всегда все расставляет по местам. Где-то надо заниматься планированием и управлять, где-то – помогать с использованием региональных или федеральных ресурсов, чтобы экономика работала правильно, – полагает Юрий Чайка, заместитель министра Минэкономразвития Хабаровского края, начальник управления малого и среднего бизнеса.

В крае при поддержке правительства развиваются как классический вариант взаимодействия малого и крупного бизнеса (когда в рамках кластеров вокруг якорных авиа- и судостроительных предприятий объединяются малые и, как правило, инновационные компании), так и различные варианты кооперации небольших предприятий по отраслевому или муниципальному признаку.

В первом случае кооперация между предприятиями заложена в разработку концепции инновационного кластера, при этом разработчики СПб Центра стратегического развития постарались выявить возможности малого и крупного бизнеса, найти точки соприкосновения и заложили в проект концепции вполне понятные механизмы взаимодействия. Планируется, что малые предприятия будут участвовать в автоматизации производства, вести прикладные исследования материалов и покрытий, разрабатывать средства автоматизации.

Примером другого подхода может служить комплексно-инвестиционный план для монопоселка Чегдомын, где развита только угледобыча на месторождениях ОАО «СУЭК». Здесь перед угольной компанией стояла задача по созданию и реализации комплексно-инвестиционного плана для более устойчивого развития поселка, в разработке которого приняло участие краевое управление малого и среднего бизнеса. После длительных переговоров с немногими дейст­вующими малыми компаниями решено создать и развивать три кластера, которые будут размещаться на территории промзоны: лесопромышленный, по производству стройматериалов и инновационно-технологический.

В фокусе – малый и средний бизнес

 

По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), на каждые 100 000 жителей России в среднем приходится 12 малых и средних предприятий – юридических лиц и 20 индивидуальных предпринимателей.

Основное количество малых и средних предприятий ведут деятельность в сфере ремонта, оптовой и розничной торговли (38%), операций с недвижимостью (21%), строительства, а также добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения газа и воды (по 11%).

В Санкт-Петербурге, где малый бизнес по динамике роста, налоговому вкладу в местный бюджет (26,7% по итогам 2011 г.) и участию в госзаказе (36%) занимает самые высокие показатели по стране, его структура мало отличается от общих показателей. По данным Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга, из 322 600 субъектов малого предпринимательства 45% предприятий приходится на потребительскую сферу, 20% – на операции с недвижимостью и только 7,6% – на обрабатывающие производства.

Именно на промышленности сконцентрированы основные виды региональной поддержки. Помимо стандартного набора льгот и субсидий, предусмотренных федеральным законодательством для нужд малого бизнеса, в регионах разработаны программы по модернизации производст­ва, лизинговым услугам, целевой поддержки отдель­ных отраслевых проектов, инновационных предприятий, рассчитанные на конкретный результат.

Несмотря на не самую весомую долю в наполнении бюджета, малое и среднее предпринимательство, как полагают в НИСИПП, наиболее динамично реагирует на все происходящие изменения. Для крупных компаний сотрудничество с малым бизнесом обеспечивает определенный экономический эффект: малые предприятия не обременены накладными издержками, обладают большей гибкостью, здоровым чувством риска, и эти качества в условиях конкуренции особенно важны. Кроме того, многие малые производственные компании, чтобы удержаться на рынке, связывают свою основную деятельность с инновациями, использованием научно-технических разработок и современного оборудования.

– На базе своего предприятия два года назад мы создали металлообрабатывающий центр, инвестировав за это время в современное импортное оборудование, измерительный комплекс и необходимую инфраструктуру около $1 млн, – рассказывает генеральный директор вологодской компании «Мезон» Сергей Еделев. – Оборудованием такого класса обладают обычно крупные предприятия. Например, наши возможности в этом совпадают с Вологодским оптико-механическим заводом. Поэтому мы беремся выполнять часть серийных заказов, если заводские мощности перегружены, или заказы в виде малых опытных партий. По этим же позициям у нас появились партнеры в Ижевске, Кировской области, Москве, Петербурге, в числе которых оборонные предприятия и НИИ.

По мнению Павла Медведя, заместителя директора «Микроэлектронной компании «Оникс» (Ярославль), успешный субконтрактор должен чем-нибудь отличаться от остальных.

– Кому-то он может быть интересен ценой, кому-то своими технологическими возможностями, – говорит он. – Мы работаем на рынке 20 лет и как поставщик компонентов, и как субконтрактор, и как контрактное предприятие. Раз в 2–3 года у нас появляется новая разработка, которая требует интеллектуальной защиты, но и в остальном мы тоже отличаемся от других компаний. Например, можем обеспечить серийное производст­во плат с шириной проводника и зазора 75 мкм. Сейчас мы отрабатываем технологию серийного производства алюминиевых плат для LED-технологий как импортозамещающий вариант.

Об успехах малых инновационных предприятий на поприще импортозамещения рассказывает Дмитрий Хвостиков, директор Дальневосточного агентства содействия инновациям (АНО «ДАСИ»):

– Компания «Континент-Тау» при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и «ДАСИ» проводит сейчас НИОКР по созданию прибора для контроля за процессом формирования наноструктурированных композитных материалов. Это часть проекта, который передан российским разработчикам на аутсорсинг и частично финансируется партнером из Германии. Это востребованный на федеральном рынке продукт, который при серийном выпуске будет в разы дешевле американского аналога. Кроме того, у компании уже есть разработки, которые потеснили ведущих мировых импортеров из некоторых сегментов краевого электротехнического рынка.

Что касается аспектов международной промышленной кооперации, то, по мнению заместителя начальника отдела товаров Департамента торговых переговоров МЭР Виктора Батанина, субконтракторам в новых экономических реалиях работать станет удобнее, поскольку режим ВТО предусматривает равные условия для зарубежных и отечественных контрагентов в большинстве отраслей. Насколько выиграют от этого отечественные поставщики, зависит не столько от конкретных отраслей, сколько от самих предприятий. Исключением станет автомобилестроение, где достигнута договоренность о беспрецедент­но льготных условиях до 2018 года, чтобы оправдать инвестиции в автосборочные предприятия.

Татьяна Рейтер

По итогам Петербургской технической ярмарки – 2012

Другие материалы по теме

X