Актуальное
160_600_Поплавок_уши_Строим_добро

НВФ на американских горках

Основные тенденции на рынке навесных вентилируемых фасадов

Рынок навесных вентилируемых фасадов, демонстрировавший бурный рост несколько лет назад, продолжил спад, составивший в 2011 году около 4%. Но аналитики считают, что технология, заслужившая популярность в предыдущие годы, вернет себе хоть и небольшой, но стабильный рост спроса.

Появившиеся на российском строительном рынке почти 20 лет назад вентилируемые фасадные системы по-прежнему пользуются устойчивым спросом. В ряде случаев, как, например, при высотном строительстве, применение данного вида фасадного решения позволяет эффективно выполнить задачу.

– По сравнению с Европой, где подобная технология применяется в ограниченном сегменте, в России навесные фасады с воздушным зазором получили широкое распространение, – считает Михаил Александрия, директор ассоциации «Анфас». – Благодаря чему мы продвинулись вперед и в теории. Так, по определению ветровых нагрузок, по пожарной безопасности и ряду других исследований Россия впереди мировой практики.

Во многом популярность технологии обеспечил тот факт, что она используется при реализации программы капитального ремонта в Москве. Выбор, на мой взгляд, был сделан на основании заявленной долговечности, которая по ТЗ должна составить 50 лет.

В пользу навесных фасадов с воздушным зазором говорит и то, что это круглогодичная технология. Кроме того, при высотном строительстве ей практически нет альтернативы. В принципе, по моему убеждению, навесная фасадная система с воздушным зазором гораздо лучше, чем многослойный фасад. Поэтому у технологии однозначно есть перспективы.

То вверх, то вниз

Хотя за последние два года наметился спад спроса на системы навесных фасадов с воздушным зазором, специалисты считают это временными последствиями выхода из кризиса. По данным аналитиков портала IndexBox, растущая динамика объема рынка вентилируемых фасадов, сложившаяся в 2006–2008 годах, когда темпы роста составляли от 121 до 148%, сменилась в 2009 году падением на 7%.

Вопреки ожиданиям участников рынка, в 2010–2011 годах наблюдался также спад объемов потребления вентилируемых фасадных систем. По данным компании «Строительная информация», спрос на НВФ в 2011 году сократился на 4%.

Аналитики прогнозируют, что в ближайшие годы рынок НВФ, скорее всего, не вернется к тем темпам роста, которые наблюдались до 2009 года, однако стабильно будет прирастать в среднем на 5%.

– Следует, скорее, говорить, что нет темпов прироста, – комментирует данные аналитических выкладок Михаил Александрия. – А показатель, который составляет порядка 4%, – это для рынка условная цифра, поскольку налицо общая стагнация.

На российском рынке, по данным разных аналитиков, представлено около 70 компаний, включая иностранных системодержателей, которые поставляют навесные фасады. Среди них выделяются U-KON и «Краспан», доля которых в совокупности составляет около 30%. Около 20 компаний имеют от 2 до 7% рынка, остальные же выпускают части фасадной системы, а недостающие закупают у крупных компаний.

Следует учесть, что при аналитических исследованиях производители утеплителя не включаются в число производителей фасадной системы. Основным сегментом потребления НВФ являются строительные компании, возводящие жилые дома, объекты коммерческой недвижимости, спортивные центры, складские и промышленные здания.

– Рынок превращается в базар из-за большого количества дешевых подделок, – считает Михаил Александрия. – На нем представлено 80–100 систем, из которых 10–15 – оригинальная продукция, а остальное – копии из низкосортных материалов. Это все хорошо до второй беды. Уже есть прецедент – в Южно-Сахалинске через суд был демонтирован некачественный фасад.

Цена вопроса

Стоимость систем вентилируемых фасадов слагается из многих составляющих, доли которых весьма неравнозначны. Специалисты сходятся во мнении, что экономия на том или ином этапе устройства вентфасада приводит в будущем к значительным потерям.

Например, экономия на геодезических работах, дающих данные о геометрии сооружения, на которое будет монтироваться фасад, приводит к потерям времени на подгонку и стыковку конструкции вентфасада в ходе его монтажа, а также к потерям материалов. А в итоге ведет к снижению качества фасада.

Экономия финансов на этапе создания проекта может обернуться даже демонтажом фасадных конструкций. Или же проблемы возникнут в период эксплуатации, в связи с потерями тепла в помещениях и промерзанием системы, накоплением влаги в воздушной прослойке.

Основной же статьей расходов при строительстве вентилируемого фасада являются облицовочные материалы. Цены на них могут различаться в 2–3 раза. Специалисты считают, что именно в этом секторе и развернется основная конкуренция.

По мнению Михаила Александрии, лидеры рынка довольно часто предлагают принципиально новые виды облицовки, но они не востребованы, выполняются для разовых проектов – сегмент их применения очень мал. Например, появилась клинкерная плитка, но по цене она в разы превышает другие облицовочные материалы, что ставит под сомнение возможность продвижения продукции. Существенно влияет на стоимость вентфасада тип подконструкции.

По данным разных исследований, средняя стоимость навесного фасада может составлять от $60 до $130 за 1 кв. м. Применяются конструкции, где в качестве облицовочного материала фигурируют стальные кассетные и линейные системы, мелкоштучные фасадные плиты. Также в качестве облицовки используются керамика, алюминиевые композитные панели, керамогранит, стекло. Повышение цен на комплектующие системы ведет к росту стоимости всего фасадного «пирога».

– Востребована любая дешевая продукция, – констатирует Михаил Александрия. – Например, широким спросом пользуются металлические кассеты, поскольку они дешевы. Но есть и другая тенденция, вызывающая опасения специалистов. На рынке – вал контрафакта, применение которого приведет к массовым отказам через 3–4 года.

Кроме роста цен на комплектующие вентфасадов операторы рынка отмечают и повышение расценок на проведение работ по их монтажу.

– Объем монтажа вентилируемых фасадов снизился на 4% в целом по России, на рынке Санкт-Петербурга падение было сильнее, – рассказывает Наталья Скороходова, исполнительный директор компании «Строительная информация». – Возможно, объяснение такой ситуации кроется в стоимости утепления фасада. Сотрудники монтажных компаний, с которыми мы общаемся в ходе исследования рынка систем теплоизоляции фасадов, почти в один голос утверждают, что окончательным критерием при выборе системы теплоизоляции заказчиком является ее стоимость.

Кто успел…

– Навесные фасады с воздушным зазором – это совокупность элементов, – говорит Михаил Александрия. – В случае отказа одного из них выходит из строя вся система. Поэтому важно грамотно выбрать поставщика. И я советую обращаться только к крупным, проверенным компаниям. Обычно у них есть результаты испытаний, сертификаты, технические и технологические рекомендации, системы контроля.

Аналитики говорят, что на относительно молодом и пока не сильно насыщенном рынке большое значение имеет продвижение компанией своей продукции.

Ведущие компании уверенно развиваются в рамках своей специализации. Так, в 2011 году компания «Татпроф» осуществила ряд крупных инвестиционных проектов по увеличению и модернизации производственных мощностей. Был запущен новый прессовый комплекс, в комплектации которого участвовали производители прессового оборудования из Италии, Испании и Голландии.

Комплекс Р-200 производит алюминиевый профиль методом экструзии и не имеет аналогов в России. Ввод в эксплуатацию нового пресса позволит увеличить выпуск продукции на 30%. Также компания установила автоматическую линию для полимерно-порошкового окрашивания алюминиевых профилей и ввела в эксплуатацию новый склад готовой продукции, который позволяет разместить на территории склада до 1000 т готовой продукции.

Добавим, что доля компании «Татпроф» на российском рынке достигла 25% от общего объема экструдированного алюминиевого профиля. На 2012 год компанией запланировано увеличение объемов на 30%, а объем выручки должен составить не менее 6 млрд рублей.

Другие производители также внедряют новые элементы фасадных систем, в частности, компания «Альтернатива» приступила к производству новой подсистемы «НФВ Альт-Фасад 04», которая позволяет более надежно закреплять материалы облицовки. Компания «ТД ЛТМ» успешно прошла испытания фиброцементной панели с акриловым покрытием Cynop.

Фирма ESTIMA разработала коллекцию глазурованного керамического гранита Your Color, палитра которой состоит из 50 основных и дополнительных цветов. Пигменты и глазури, обладающие высокой прочностью и светостойкостью, гарантируют длительный срок службы облицовки с сохранением цветового решения. Это инновационное предложение для навесных фасадов было представлено на выставке Mosbuild-2012.

Для Петербурга интересен опыт применения уникальной конструкции вентфасада при строительстве второй сцены Мариинки.

– На новом здании театра устанавливается современный вентилируемый фасад, – рассказывает Марат Оганесян, директор ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации». – Сверху стоит финская система обслуживания фасадов, которая работает в автоматическом режиме, благодаря которой обеспечен доступ в любое место фасада. Со стороны Минского переулка уже можно увидеть фасады второй сцены из юрского мрамора, произведенного в Германии, срок гарантии которых 50 лет.

Поскольку климатические условия, а также культурно-архитектурные традиции нашего города предполагают перспективность применения навесных фасадов как при строительстве, так и при реконструкции, внимание рынку НВФ по-прежнему обеспечено.

Подготовила Любовь Ежелева

Похожие сообщения

X