жк днепропетровская 37

Актуальное

Рост в ответ на рост

Обзор рынка строительной техники

Прошлогодний рост общестроительных показателей подстегивает и производителей строительной техники к совершенствованию методов своей работы. Конкуренция в секторе нарастает. Появляются новые модификации машин, внедряются комплексные сервисные услуги, растет присутствие ведущих мировых и отечественных производителей в регионе.

По мнению специалистов, рынок строительной техники является своеобразным индикатором, отражающим состояние отрасли в целом. Наблюдения аналитиков подтверждают: наконец завершился период спада и наметился постепенно стабилизирующийся рост продаж.

Специалисты отмечают, что строительные компании охотнее покупают новую технику, поскольку сервисные обязательства стали гибче и заработали различные финансовые механизмы.

В ответ на оживление рынка отечественные и зарубежные производители выпускают новые виды техники и модернизируют линейку продуктов, внедряя передовые технологии, позволяющие, с одной стороны, снизить затраты. С другой – повысить производительность и сроки эксплуатации. Многие компании за последние год-два выставили принципиально новые продукты.

Аналитики довольны

По данным агентства Businesstat, в 2011 году объем продаж строительной техники в России составил порядка 57 000 штук. В 2010 году продажи выросли на 11 200 штук относительно 2009 года, однако показали падение на 60,7% по отношению к показателю докризисного 2008 года.

Стоимостной объем рынка строительной техники в России за период с 2006 по 2010 годы в целом вырос в 1,6 раза. Однако динамика оборота рынка в период 2006–2009 годов была выше динамики рынка в натуральном выражении благодаря постоянному росту цен. И только в 2010 году, несмотря на снижение средней цены, оборот вырос за счет увеличения продаж в натуральном выражении.

В 2006–2011 годах 40% от общего объема продаж занимала строительная техника отечественного производства. Превалирование импортной продукции на российском рынке во многом было обусловлено более низкой стоимостью иностранной техники, которая завозилась, как правило, в подержанном состоянии. По оценкам аналитиков компании, в 2011–2015 годах продажи техники в России в натуральном выражении будут расти в среднем на 16,6% в год.

По данным, приведенным аналитической компанией «Инфолайн», одной из проблем для развития отечественной добывающей промышленности является расширение возможностей покупки разнообразных по возможностям транспортных средств и карьерного оборудования, а также повышение их производительности, качества и надежности.

По мнению аналитиков, в России назрела необходимость в размещении предприятий по производству карьерных автосамосвалов. Причем речь идет о создании не одного, а нескольких заводов, которые должны работать в условиях конкуренции. Также существует потребность создания крупных отечественных машиностроительных корпораций. За рубежом эта тенденция прослеживается в течение последних 10–15 лет.

Анализ отдельных сегментов потребления показывает, что за последние пять лет расширилось применение гидравлических экскаваторов зарубежного производства. До недавнего времени в парке бульдозеров горнодобывающих предприятий также преобладали импортные машины.

Однако за последние годы, благодаря появлению мощных модифицированных бульдозеров ЧЕТРА Т35, и особенно новой машины ЧЕТРА Т40, ситуация стала меняться.

Конкурентоспособность можно повысить за счет решения отечественными машиностроителями проблемы дистанционного управления карьерным оборудованием и транспортными средствами. Специалисты считают, что так же должны управляться и экскаваторы, и бульдозеры, и другое карьерное оборудование. По данным исследователей рынка, концерн «Тракторные заводы» уже занимается реализацией проекта «Умный трактор». Такого рода предложения помогут российской технике занять более прочные рыночные позиции.

Лидеры наращивают присутствие

Для понимания складывающейся на рынке ситуации показательна экономическая политика крупных концернов. Общим явлением стало то, что многие мировые лидеры производства строительной техники отметили рост своих показателей в 2011 году.

Так, специалисты компании Metso, позиционирующей себя как мирового лидера по поставке оборудования для различных отраслей промышленности, констатировали, что в прошлом году объем чистых общих продаж вырос на треть и превысил 250 млн евро.

Более половины продаж было осуществлено подразделениями, поставляющими оборудование для горнодобывающей и строительной отраслей. За последние несколько лет строительные компании ежегодно на 10% увеличивали объемы покупки техники.

– Стратегия роста на российском рынке включает несколько этапов, – говорит вице-президент Metso Mining and Construc­tion по России и СНГ Алексей Музычкин. – Планируется, в частности, сократить логистическое плечо за счет наращивания присутствия в регионах.

Запланированы инвестиции в создание на территории РФ широкой сети представительств, ремонтных баз, складов и сервисных центров в 11 городах. Например, вскоре появятся представительства в Чите и Магадане. Компания приводит в Россию самые передовые технологии. Более того, горнодобывающим компаниям мы готовы предложить комплексные сервисные контракты. Они интегрируют наши ноу-хау в сфере управления производственными процессами.

На мероприятия по развитию российского направления и продвижение в СНГ компания Metso намерена потратить 30–40 млн евро. В ближайшие пять лет российское подразделение намерено достичь оборотов в 1 млрд евро и войти в список лидеров.

Корпорация Metso также занимается разработкой и внедрением природоохранных технологий и инноваций. Целью экологических целевых показателей является увеличение рационального использования энергии и снижения вредных выбросов углекислого газа на 15% к 2015 году и на 20% к 2020 году.

Модно производить в России

Самым крупным прорывом для компании Volvo Construction Equipment в 2011 году стало решение инвестировать 52 млн долларов в строительство завода по производству экскаваторов в Калуге. На заводе, производственная площадь которого составит 20 660 кв. м, планируется выпускать экскаваторы Volvo с эксплуатационной массой от 20 до 50 т.

По данным компании, в 2011 году продажи машин в России составили 1 331 единицу, что на 83% больше, чем в 2010 году (728 единиц). Кроме этого, было продано на 81% больше гусеничных экскаваторов, на 46% – сочлененных самосвалов. Рост реализации экскаваторов-погрузчиков составил рекордные 275%. Продажи грейдеров возросли на 46%, асфальтоукладчиков – на 90%, компактных машин – на 100%. Также на 72% больше было реализовано запасных частей.

Появились новые и обновленные модели техники: сочлененные самосвалы серии F, колесные погрузчики серии G, экскаваторы-погрузчики серии B, гусеничные асфальтоукладчики ABG7820B и ABG8820B, колесные погрузчики L180G High Lift, а также погрузчики с бортовым поворотом MC115C и MC135C.

Повышается и производительность техники. Так, до 84% увеличен коэффициент активации телематической системы CareTrack, впервые представленной на российском рынке летом 2009 года. В России в системе мониторинга компании зарегистрировано около 2000 машин. Оборудование СareТrack и бесплатная трехлетняя подписка включены компанией в стандартную комплектацию машин общего назначения, продаваемых на российском рынке.

В 2011 году появилась новая серия F сочлененного самосвала, изобретенного в 1955 году. Новинку по достоинству оценило экспертное сообщество. Следует напомнить, что в 2012 году компания Volvo Construction Equipment отметит 180 лет со дня основания. Видимо, к этому событию тоже будет приурочен выпуск того или иного нового продукта.

От мала до велика

Во многом продемонстрировать свои возможности и сравнить потенциалы компаниям, производящим строительную технику, помогают отраслевые выставки.

На недавно прошедшем в нашем городе форуме «Интерстройэкпо-2012» ажиотажный интерес вызвали малогабаритные экскаваторы, представленные сразу несколькими фирмами.

Такие машины необходимы для работы на узких улицах, во дворах, а также в зданиях, например в подвальных помещениях. Главной тенденцией в этом сегменте является стремление производителей увеличить мощность и улучшить другие эксплуатационные показатели. Немецкий концерн Wacker Neuson, специализирующийся на легкой и компактной технике, предложил целую линейку машин, весом от 800 кг до 14 т.

Мини-экскаваторы Wacker Neuson оснащены мощными для своего класса двигателями – дизельными трехцилиндровыми, объемом 1 116 куб. см, мощностью 24 л. с. Машина весом около 1 700 кг обладает грузоподъемностью до 3 т.

Японская компании Kubota, продающая только в Европе ежегодно 9 000 единиц мини-техники и приближающаяся, по их версии, к 40% доли европейского рынка, привезла на выставку в Петербург мини-экскаватор весом всего 980 кг. Ковш этой маленькой машины поднимает одну тонну.

Более известный в России японский бренд Komatsu, поставляющий крупную и среднюю по мощности технику, делает основную ставку на экологические и экономические возможности своей продукции. Компания демонстрировала 23-тонный гидравлический экскаватор, мощностью 168 л. с. (125 кВт). Вместимость ковша машины – до 1,26 куб. м. Благодаря установленному современному двигателю собственного производства с турбонаду­вом и низкой токсичностью отработки газов потребление топлива снижено на 10%. Выброс вредных компонентов уменьшен на 29%.

Также, благодаря модернизации двигателя, снижен на 2 дБ динамический уровень шума. За последнее время компания представила 26 новинок строительной техники. По мнению специалистов, особо выделяется гибридный экскаватор HB215LC-1.

Еще один известный японский бренд Hitachi наряду с экологической безопасностью во главу угла ставит мощность и маневренность машин. Повышенная на 4% работоспособность двигателя 48-тонного гидравлического экскаватора составила 260 кВт. Кроме этого, на 15% увеличен размах стрелы ковша, на 7–8% – усилия резания грунта.

Патриоты выбирают отечественное

Отчасти, благодаря различным правительственным программам, выпускающие строительную и дорожную технику отечественные предприятия получили преференции для своего развития. Российские производители пытаются проводить более активную рекламную политику, расширяют сферы влияния и линейку своей продукции.

– На внутреннем рынке растет спрос на продукцию промышленного назначения, – комментирует исполнительный директор ОАО «ЧЕТРА – Промышленные машины» и ООО «ЧЕТРА – Комплектующие и запас­ные части» Виктор Четвериков. – Например, в сегменте бульдозерной техники на долю ЧЕТРА приходится треть всех продаж. Компания успешно конкурирует с отечественными и зарубежными производителями подобной техники. Рынок промышленной техники сегодня является растущим – сказался и общий подъем экономики после кризиса и отложенный спрос у покупателей.

Однако укрепление позиций российской спецтехники объясняется не только подъемом экономики, но и тем, что внедряемые инновации в основных узлах и системах машин отвечают запросам нашего рынка.

В 2012 году начались серийные продажи модернизированных бульдозеров ЧЕТРА второй серии, отличающихся от предыдущей серии тем, что на них применяются более совершенные двигатели и системы охлаждения от ведущих мировых производителей.

Изменения коснулись также трансмиссии, топливной и гидравлической систем, кабины, облицовки. Управление движением машины теперь электрогидравлическое и осуществляется с помощью джойстиков. Это результат работы как собственных разработчиков, так и следствие сотрудничества с иностранными компаниями в области использования комплектующих известных зарубежных марок.

На выставке в Санкт-Петербурге среди представленных машин выделялся бульдозер ЧЕТРА Т-9, весьма популярный у дорожных строителей. В Северной столице машина была представлена в комплектации, предназначенной для работы в условиях болотистой местности.

ОАО «ЧЕТРА – Промышленные машины» поставляет и более тяжелые бульдозеры, вес которых доходит до 70 т. Техника рассчитана на российские климатические условия, работает во всех широтах, при температуре от +40 до -40 градусов.

Для северных широт устанавливаются предпусковые нагреватели, которые входят в комплектацию любой базовой единицы. Интересен бульдозер 11-го класса – первая модель, которая выполнена с гидростатической трансмиссией. Его масса 19 600 кг, машина оборудована американским двигателем Cummins.

Вся выпускаемая бульдозерная техника оснащается телеметрическими терминалами со встроенными приемниками ГЛОНАСС. Это позволяет на расстоянии отслеживать не только местоположение машины, но и работу всех его агрегатов, а также уровень расхода топлива. На основании получаемых данных строится работа сервисных центров.

Нетрудно заметить, что российские предприятия стараются идти в ногу с лучшими мировыми производителями.

Подготовила Любовь Ежелева

Другие материалы по теме

    X