жк днепропетровская 37

Технологии для модернизации

Основные направления модернизационного развития реального сектора экономики

Посткризисные реалии заставили многие компании пересмотреть свои взгляды на ведение бизнеса. Возможности и направления модернизационного развития реального сектора экономики обсуждали представители инженерной элиты промышленных предприятий в рамках Международного инженерного саммита.

Инфраструктурные проекты как локомотив

обновления экономики

Пути экономического обновления страны и возможные проблемы реализации процесса – в последнее время эта тема находится в центре внимания специалистов разного уровня. Как уверяют эксперты, любой кризис несет в себе мощный модернизационный потенциал.

Преодоление кризиса предполагает структурное изменение экономики, выход на новые уровни конкурентоспособности, широкое использование новых технологических решений. Насколько, с точки зрения отечественных предпринимателей, сформировались эти направления развития?

По мнению эксперта Инженерного клуба, генерального директора ЗАО «КСМ Северо-Запад» Феликса Шамрая, модернизация российской экономики предполагает решение ряда крупных внутренних и внешних задач. При этом из всех средств, которые обеспечивали бы достижение намеченных целей (к которым традиционно относятся финансы, научные знания, природные ресурсы, производственная база и так далее), ключевым является человеческий капитал.

Это универсальный ресурс, благодаря которому Россия сможет компетентно создавать и использовать другие ресурсы, а в итоге занять позиции мирового интеллектуального лидера.

Поэтому внутренние и внешние задачи в первую очередь должны быть связаны с выработкой системы макроэкономических показателей, которая обеспечивала бы развитие национального человеческого капитала.

Стимулом для такого развития может, в частности, стать перспектива реального ежегодного роста уровня жизни и его кратного увеличения к 2030 году.

К другим важнейшим задачам, по мнению эксперта, следует отнести решение проблем регионального бездотационного развития, инфраструктурного строительства, завоевание российской наукой и образованием лидирующих позиций в мире, изменение структуры экспорта в пользу перерабатывающих отраслей.

– Из-за перекосов в пользу сырьевой добывающей промышленности отраслевая структура сегодня носит несбалансированный характер, – поясняет Феликс Шамрай. – Отечественная обрабатывающая промышленность ориентирована преимущественно на внутренние рынки потребления. На глобальных рынках она практически не конкурентоспособна, потому что не опирается на науку. Но спроса на науку нет – ни государство, ни бизнес его не сформировали.

В итоге складывается опасная ситуация, когда крайне неустойчивая структура промышленности может апеллировать только к «ручному» управлению. Поэтому необходимы структурные изменения в экономике.

Несмотря на амбициозность заявленных задач, они, по мнению эксперта, достижимы. Но для того, чтобы сдвинуть процесс модернизации с «мертвой» точки, важно четко расставить приоритеты развития. Необходимы энергичные, нестандартные решения.

Как показывает практика, варианты антикризисных стратегий в разных странах различны. Кто-то делает ставку на стимулирование внутреннего спроса, кто-то – на снижение импортозависимости или расширение внешних рынков сбыта. Эти проекты, большинство из которых регулируется на государственном уровне, имеют разную по срокам отдачу.

– Для модернизации экономики государство должно определиться с приоритетами, и наиболее эффективными в этом списке могут оказаться инвестиции в федеральные инфраструктурные проекты, – считает Феликс Шамрай. – Транспортные системы, железные и автомобильные дороги, морские и речные порты, терминалы – их строительство приведет к развитию национальной промышленности, в первую очередь транспортного и энергетического машиностроения.

Затраты на крупные инфраструктурные проекты могут составить 130–150 трлн рублей. Причем эти деньги необходимо инвестировать в течение ближайших 10 лет, чтобы к 2020 году уже повысить уровень жизни вдвое. То есть годовой объем инвестиций в реальный сектор экономики может составить примерно 13–16 трлн рублей.

Аккумулирование и целевое расходование таких средств возможны только при скоординированной модернизационной политике государства, централизованного управления, а также долгосрочной последовательности решений независимо от политического цикла.

Инжиниринг для промышленности

По словам президента IT Концерна R-Про, председателя совета учредителей Инженерного клуба А. В. Кораблева, состояние промышленности само по себе говорит о необходимости ее модернизации. Исследования, проведенные консалтинговой компанией MсKinsey, показали, что производительность труда на российских предприятиях составляет 26% от этого показателя в США. ВВП на одного занятого по паритету покупательной способности в России насчитывает $14 000 (в США – $95 000, в Швеции – $78 000, в Испании – $71 000, в Польше – $41 000).

Используются устаревшие способы, методы и технологии производства: из числа эксплуатируемых российских ТЭЦ около 40% старше 40 лет, в США таких станций 28%, в Китае – 3%.

– Эти и другие данные свидетельствуют о том, что назрела необходимость менять формы и методы организации производства, переоснащать технологические мощности, внедрять более современные системы менеджмента, – говорит Алексей Кораблев. – Большая часть решения подобных задач лежит в области инжиниринга, потому что именно эта сфера прикладных знаний отвечает за преобразование научных исследований и проектно-конструкторских разработок в производство продукции и услуг.

Инжиниринг включает предпроектные технико-экономические исследования и обоснования планируемых капиталовложений, рабочее проектирование, разработку технологий и прототипов, их промышленную проработку, а также сопутствующие услуги и консультации.

– В современном инжиниринге можно выделить несколько основных тенденций, – рассказывает Алексей Кораблев. – Первостепенное значение приобретает экономическая эффективность при использовании современных технологий, а также повышение роли эргономических требований.

Можно отметить большой спрос на интеллектуализацию, то есть широкое применение автоматизированных средств управления оборудованием, системами, зданиями, инженерными комплексами в ЖКХ. Обязательно учитываются аспекты устойчивого развития, когда выбираются сбалансированные решения – экономичные, эффективные, экологически безопасные и в то же время удовлетворяющие запросы потребителя.

Одним из направлений работы Инженерного клуба являются знакомство с лучшими мировыми практиками инжиниринга, обучение и консультации. Для этого совместно с Союзом промышленников и предпринимателей создана рабочая группа по развитию инжиниринга и Hi-Tech на промышленных предприятиях и в организациях города.

Разработанная специалистами группы региональная программа развития инжиниринга предполагает объединение инжиниринговых компаний и служб предприятий в кластер, создание на его базе инновационного парка, центра инженерно-технических компетенций, портала инженерно-технологических решений, единой сети SmartEngin.NET, а также предусматривает меры господдержки.

Кадры по-прежнему решают все

Модернизация промышленности нуждается в специалистах научно-технической сферы нового типа. Можно ли подготовить их в современной российской высшей школе? Дискуссии по этим вопросам ведутся давно и развиваются по двум основным направлениям. Одно – непосредственно о том, как готовить эти кадры и каким образом их финансировать. Другое – как обеспечить запросы предприятий реального сектора экономики.

К примеру, как отмечают эксперты, быстро растущий средний бизнес, связанный с задачами инновационного развития, сегодня не всегда может найти адекватных партнеров в системе высшего образования.

Не лучшая ситуация с выпускниками – специалистами в области техники и технологий, которые приходят на промышленные предприятия.

– Тенденции развития подготовки кадров с высшим инженерно-техническим образованием для промышленности складываются не в нашу пользу, – констатирует Юрий Гатчин, председатель постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности ЗакС СПб, профессор кафедры безопасности компьютерных систем СПб НИУ ИТМО. – Одна из причин – несоразмерная оплата труда преподавателей высшей школы: ассистент получает около 5000 рублей, старший преподаватель без степени – 5250 рублей, доцент со степенью – чуть больше 11 000 рублей.

Для сравнения: примерно столько же составляет правительственная стипендия лучших студентов. Кто же будет завтра учить тех, кому предстоит заниматься модернизацией в России? Второй фактор – резкое снижение уровня математической, физической, химической подготовки в средней школе.

В результате вуз набирает абитуриентов, которые не всегда владеют базовыми знаниями для освоения программы высшей технической школы. Наконец, надо отметить непопулярность точных дисциплин среди выпускников школ.

Поэтому представители бизнеса должны отдавать себе отчет о возможных последствиях подобного положения дел. Сегодня сложилась система, достаточно сложная для того, чтобы бизнес мог готовить кадры под свои задачи: требуются очень серьезные изменения в программах подготовки, включая введение новых профессий.

По мнению ректора СПб ГЭУ «ЛЭТИ» Владимира Кутузова, проблемы высшей школы можно разделить на три группы. Это проблемы развития самой промышленности и взаимосвязанные с ними вопросы устойчивого развития кадрового потенциала отраслей.

Это проблемы российской системы высшего профессионального образования, связанные с модернизацией, утверждением и переходом на стандарты третьего поколения, а также с переходом на двух-уровневую систему подготовки. Наконец, немаловажными и спорными остаются вопросы взаимодействия и сотрудничества высшей школы и промышленности.

– Нынешняя ситуация во многом обязана директивному переходу подготовки специалистов в области техники и технологий на уровень бакалавриата и магистратуры вместо непрерывной подготовки инженеров. Это особенно болезненно сказалось на большинстве технических вузов, – говорит он. – Сейчас мы получили новые федеральные государственные стандарты высшего образования, новый перечень специальностей и направлений подготовки.

Новые программы подготовки по сравнению со старыми значительно усечены, упор сделан на магистратуру. Но за четыре года подготовить качественного инженера невозможно, особенно при том стремительном развитии технологий, которое происходит во всем мире.

Бакалавров мы не можем рекомендовать на производства в качестве технологов или разработчиками в КБ. Поэтому технические вузы в основном взяли курс на подготовку инженеров, но в двухуровневом формате, программу 4+2 мы рассматриваем как единый процесс обучения.

Ректор также отметил, что вопросы подготовки кадров нельзя решить в отрыве от других промышленных отраслей экономики и в отрыве от ресурсов, которые выделяются на науку. Эта взаимосвязь, в частности, нашла отражение в городской Комплексной программе «Наука. Промышленность. Инновации» на 2012–2015 годы, где отмечена проблема кадрового обеспечения промышленности.

Координатором программы выступил Комитет по науке и высшей школе. Документ предусматривает установление устойчивых кооперационных связей между ключевыми субъектами региональной инновационной системы – промышленностью и наукой.

Такая связь позволит создать эффективную систему инновационных разработок и коммерциализировать научные идеи, что, в свою очередь, будет способствовать повышению производительности труда в промышленности.

Татьяна Рейтер

По материалам

Международного инженерного саммита

Похожие сообщения

X