жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Возьмемся за руки, друзья: промышленная кооперация в рамках Таможенного союза

Способствовать развитию экономики стран, входящих в Таможенный союз, защите общего рынка нового экономического пространства должны промышленная кооперация, интеграция бизнеса. Безусловно, в том случае если все проблемы, стоящие на пути консолидации промышленников, будут устранены совместными усилиями власти и предпринимателей.

Что следует предпринять, какие проблемы решить на уровне государств, чтобы Таможенный союз, учрежденный ровно год назад, стал той экономической средой, в которой предприниматели, промышленники трех стран могли бы действовать эффективно и на равных, тем самым обеспечивая поступательное развитие экономики, общего рынка?

Эти и другие вопросы обсуждались на бизнес-форуме «Единое экономическое пространство: новые возможности промышленного развития». В рамках форума состоялось и расширенное заседание президиумов СПП «О проблемах и задачах интеграции отечественного бизнеса в единое экономическое пространство».

На промышленной площадке петербургского завода «Силовые машины» собрались не только представители бизнес-элиты трех стран. В работе форума приняли участие председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, премьер-министр Республики Беларусь Виктор Мясникович, премьер-министр Республики Казахстан Карим Масимов.

Насколько важны консолидация бизнеса, промышленная кооперация при формировании единого экономического пространства, стало очевидно уже после первого года работы в рамках Таможенного союза: торговый оборот между тремя странами вырос на 36% и составляет $125 млрд.

– Это большие деньги, – заметил, озвучивая данные статистики, председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. – Торговый оборот вырос в значительной мере не за счет изменения стоимости энергоносителей или сырьевых продуктов. Это означает, что Таможенный союз заработал.

Президент РСПП Александр Шохин, который вел заседание, посвященное задачам интеграции, считает: чтобы промышленная кооперация шла успешней, нужно решать проблемы, связанные с налогами, совмещением электронных технологий, таможенными процедурами, техническим регулированием.

– Нам очень важно, – подчеркнул Александр Шохин, – чтобы компетенция Евразийской комиссии, которая, по сути дела, ознаменовала собой переход от Таможенного союза к единому экономическому пространству (а именно формирование единой базы технических регламентов и стандартов), была реализована максимально быстро при сохранении публичности обсуждения технических регламентов и максимального привлечения бизнес-сообщества к разработке стандартов.

Холдинги, промышленные и финансовые группы или иные кооперационные системы нет нужды учреждать волей правительств, считает президент РСПП. Для бизнеса куда важнее помощь государств в формировании благоприятного климата для слияний, поглощений, реализации совместных планов. В комфортной среде предприматели найдут друг друга, сумеют реализовывать проекты, чтобы успешно конкурировать на рынках с иностранными компаниями.

Бизнес трех стран сегодня достаточно активно действует, объединяясь в различных направлениях и отраслях экономики: автопром, электроника, совместное производство авионики, спутников высокоточного зондирования земли, проекты научно-исследовательских структур, которые сейчас по большей части являются корпоративными центрами исследования и разработок, научные кластеры. Есть проекты в сфере атомной энергетики и энергомашиностроения.

В нашем городе сотрудничество между промышленниками Петербурга, Белоруссии и Казахстана ведется последовательно, на основе долгосрочных договоров. Например, действует Соглашение о торгово-экономическом и культурном сотрудничестве акимата Астаны и правительства Санкт-Петербурга и Генеральное соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном взаимодействии Южно-Казахстанской области и Санкт-Петербурга.

Поставки продукции в Казахстан ведут компании «Ленинградец», «Двигатель», «Севкабель», «Обуховский завод». Казахстанские предприниматели намерены осуществлять закупки тракторов Кировского завода, энергооборудования «Силовых машин», вагонов «Вагонмаша».

Планируется и расширение геофизических работ, которые проводит Севморгео на Каспийском море. Известно, что результаты геофизических исследований прошлых лет вывели Северный Каспий в число наиболее перспективных областей региона.

Весьма эффективной может стать и совместная разработка коротковолновых средств связи с последующим объединением их в государственную резервную систему, создание национальной информационно-управленческой компании с использованием сети телевещания. Эти работы с казахстанскими специалистами готова осуществить фирма «Тира».

В 2006 году образован деловой совет правительств Санкт-Петербурга и Республики Беларусь. А в этом году подписана программа торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества между правительствами Санкт-Петербурга и Республики Беларусь на 2012–2016 годы.

В реализации программы участвуют многие промышленные и научные предприятия Петербурга: «Авангард», «Климов», «Кулон», Петербургский метрополитен, Завод им. Н. Г. Козицкого, НИИЭФА им. Д. В. Ефремова и НИИЭФА «Энерго», «Радар ММС», Ленполиграфмаш.

У петербургских и белорусских промышленников есть намерения расширять связи. И здесь существует возможность действовать в самых различных направлениях. Например, открываются перспективы участия компаний «Силовые машины» и «Ижорские заводы» в проектировании и строительстве новой белорусской АЭС.

Предполагается поставка дизельных двигателей ОАО «Звезда» для железнодорожного и автомобильного транспорта республики, телевизионных передатчиков для цифрового вещания и новых систем коротковолновой связи компании «Тира», полимерных технологий, разрабатываемых НПО им. «Комсомольской правды».

Вероятна и локализация в Республике Беларусь производства автокомпонентов для ООО «Дженерал Моторс Авто». Кроме того, рассматривается вопрос о поставке солода и ячменя из Белоруссии на пивоваренную компанию «Балтика».

Вместе с тем практика первого года работы Таможенного союза показала, что на пути дальнейшей консолидации бизнеса достаточно и барьеров. Алексей Мордашов, глава комитета РСПП по интеграции, таможенной политике и ВТО, собственник компании «Силовые машины», председатель совета директоров, генеральный директор ОАО «Северсталь», генеральный директор ЗАО «Севергрупп», назвал три основных «ограничителя», сдерживающих развитие промышленной кооперации и бизнеса в новом экономическом пространстве. Это работа таможенных органов, проблемы защиты рынка и вопросы технического регулирования.

– Мы находимся в той фазе, когда не декларации будут определять эффективность экономической системы, а конкретные механизмы, конкретные детали законодательства, правоприменительной практики, – считает Алексей Мордашов. – Важно, чтобы бизнес также активно участвовал в диалоге и выдвигал свои предложения. Шаги в этом направлении предпринимаются. Подписано соглашение о кооперации между Союзом «Атамекен», конфедерацией промышленников и предпринимателей Белоруссии и Российским союзом промышленников и предпринимателей. Мы готовы консолидировать усилия бизнеса, вырабатывать совместную позицию по вопросам совершенствования законодательства.

Но необходимо, чтобы со стороны Европейской экономической комиссии, коллегии комиссии была готовность взаимодействовать с бизнесом – слышать, слушать, обсуждать и вырабатывать совместные меры. Следует приветствовать все действия по консолидации экономик трех стран, по развитию органов управления Таможенного союза, которые призваны сделать эти органы эффективными, рабочими.

Белорусский предприниматель Виктор Шумило, генеральный директор ЗАО «Атлант», убежден, что, создавая общие для всех стран правила сертификации, следует подумать над созданием механизмов контроля. Внутри Таможенного союза пока никто не несет ответственности за соблюдение заявленных характеристик поставляемой продукции, что дает возможность для свободного движения товаров сомнительного качества и непонятного происхождения, произведенных далеко за пределами не только стран Таможенного союза, но и СНГ. Кроме того, в рамках союза нет барьеров в виде высоких таможенных пошлин для стран, не входящих в ТС, то есть внутренний рынок не защищен. И в результате отечественный производитель не выдерживает конкуренции.

– В России и Белоруссии создан потенциал, например, для обеспечения внутреннего рынка мотор-компрессорами для производства бытовых холодильников, – поясняет свою позицию Виктор Шумило. – В Москве, Красноярске, Орске, Баранове построено четыре современных завода. Что имеем сегодня? Таможенная пошлина на поставку мотор-компрессоров в Китай составляет 80%, а на поставку в Таможенный союз из Китая пошлина снижена с 10% до 5% . В итоге заводы в Москве и Красноярске мы уже закрыли, в Орске стоит, не работает. Только «Атлант» в одиночку борется за жизнь. А наш рынок занимает Китай.

Единое экономическое пространство, по мнению Виктора Шумило, требует согласованных действий и в кредитно-денежной политике. Колебание курсов валют внутри Таможенного союза приводит к резкому изменению условий и результатов деятельности. Следует проработать и тарифную политику с учетом приоритета перемещения товаров, произведенных в странах ТС.

С образованием Таможенного союза производители получили стимул к развитию внутригосударственной кооперации, развитию индустриальных программ. Например, наша компания участвует в проектах по производству сельхозмашин совместно с крупным белорусским предприятием «Гомсельмаш», мы работаем с российским концерном «Соллерс», – констатирует Ким Дин, председатель совета директоров казахстанского АО «Агромашхолдинг». – Но несогласованность внутри Таможенного союза, касающаяся процесса технического регулирования, создает дискомфорт. В частности, принятие регламента по введению установки на автомобили системы ГЛОНАСС, которая в Казахстане не работает.

Кроме того, добавляет проблем и вступление России в ВТО. Мы как страны-участницы ТС, например, тоже вынуждены снизить таможенные пошлины, хотя Казахстан и Белоруссия пока не вступили во Всемирный торговый клуб. Россия как защитную меру рассматривает вопрос введения утилизационного сбора. Мы ее не готовы принять, поскольку, опять же, не члены ВТО.

Для представителей бизнеса важно было услышать от своих премьеров, какие механизмы стимулирования промышленной и инвестиционной деятельности в каждой из стран будут приниматься, какие проблемы, стоящие на пути развития промышленной кооперации, будут решаться на уровне государств.

Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал коллег «прислушаться к голосу бизнеса». И добавил, что ведомство готово помогать интеграционному процессу организационно и экономически, поскольку сотрудничество, обмен технологиями, кооперация в различных сферах будут обогащать практику работы трех государств.

– Кооперация в трехстороннем формате и возможна, и необходима, – подчеркнул Дмитрий Медведев. – Главное, чтобы она была цивилизованной, строилась на добровольных началах, чтобы инициатива о создании кооперативных форм исходила именно от вас, потому что вы и есть генераторы основных бизнес-идей.

Но уже сегодня, по словам Медведева, нужно думать в масштабах Евразийского союза, формирование которого планируется к 2015 году, а в перспективе – о переходе на единую валюту.

По мнению премьер-министра Республики Беларусь Михаила Мясниковича, надо не только широко использовать технический и производственный потенциал, чтобы ускорить реализацию тех проектов, что уже есть в автопроме и ВПК, но и создавать новую продукцию, товар, имеющий статус произведенного в едином экономическом пространстве.

Мы должны подумать о единой для всех стран Таможенного союза промышленной политике, – считает Михаил Мясникович, – которая подразумевает создание общих правил для транснациональных корпораций, согласованные условия для тех, кто не входит в промышленную кооперацию, но активно работает на внутреннем рынке и на рынке третьих государств.

Перспективные проекты, которые мы будем реализовывать совместно, должны быть высококонкурентными и определять развитие наших экономик на базе предприятий пятого и шестого технологического уклада. Мы не можем зависеть от высокоразвитых стран Запада или Китая. Давайте объективно посмотрим на реальность: на нашем пространстве не так много компаний, заводов, которые действительно определяют прорывные направления в промышленности, научно-техническом прогрессе на 10–15–20 лет вперед. Это не просто вопросы конкуренции, это вопросы и национальной безопасности трех наших государств.

Премьер-министр Республики Казах­стан Карим Масимов считает, что методы поддержки бизнеса в трех странах похожи, и для того, чтобы процесс интеграции пошел активнее, следует скоординировать усилия по гармонизированию условий ведения бизнеса, смягчению административных барьеров. Предпринимательская общественность могла бы их обозначить и представить правительствам. Карим Масимов назвал направления, по которым можно двигаться совместно.

На первое место Масимов ставит транспортное обеспечение. И уже в рамках встречи трех премьеров предлагает обсудить вопросы создания единой транспорт­ной контейнерной компании. Железные дороги трех стран вполне могут транспортировать грузы от казахстанско-китайской границы через Казахстан в Россию и Белоруссию до польской границы.

Кроме того, в Казахстане реализуется проект по строительству автомобильной дороги, протяженностью более 2500 км от казахстанско-китайской до казахстанско-российской границы. Вполне реально расширить проект и протянуть трассу и по территории России и Белоруссии.

Есть все условия, по мнению Карима Масимова, и для создания общего для трех стран энергетического рынка. Наконец, большие перспективы открываются для совместной работы в области диджитализации, или оцифрования экономики.

– Вероятно, стоит на основе частно-государственного партнерства развивать это направление экономической деятельности, объединив бюджетные ресурсы трех стран, усилия бизнеса, – считает Карим Мисимов. – Каждой отдельной стране это вряд ли под силу.

Кроме того, создание новых композитных материалов и развитие робототехники также являются теми сферами, где в рамках Таможенного союза стоит объединить интеллектуальные, финансовые, кадровые ресурсы и двигаться дальше.

По итогам форума в присутствии глав правительств был подписан меморандум о взаимодействии между Евразийской экономической комиссией и Белорусско-Казахстанско-Российским бизнес-диалогом. Меморандум предусматривает создание консультативного совета из представителей коллегии Евразийской экономической комиссии и бизнес-диалога для формирования консолидированной позиции бизнеса и ведомств.

Роза Михайлова

Другие материалы по теме

X