жк днепропетровская 37 евротрешка

Актуальное

Мелкие штучки в фаворе

Стабилизация строительного рынка и государственная поддержка отечественного производства строительных материалов помогла росту сектора рынка мелкоштучных материалов, который наблюдался в последние два года. Специалисты делают оптимистичные прогнозы.

Распространившаяся практика применения каркасных систем в строительстве многоэтажных домов привела к актуализации вопроса выбора мелкоштучного стенового материала. Блоки из различных, в том числе облегченных, материалов, керамические блоки различных размеров и фактуры – материалы, востребованные на строительном рынке.

Два года наблюдается тенденция спроса роста на керамические стеновые материалы. Однако по-прежнему не хватает качественного лицевого кирпича светлых цветов.

Помимо кирпича, растет спрос на такие материалы, как пено-, газобетонные и ячеистобетонные блоки, вибропрессованные камни из крупнопористого керамзитобетона, крупноформатные высокопустотные блоки из поризованной керамики и другие изделия.

Специалисты говорят, что популярность мелкоштучных кладочных материалов объясняется преимуществами, которые обеспечивает их применение. На первое место ставится возможность выполнения конструкций с практически произвольной геометрией, в том числе сеткой проемов по фасадам.

Немаловажным сегодня стал вопрос обеспечения термоэффективности сооружений, а вариабельность теплотех­нических характеристик мелкоштучных блоков позволяет обеспечить и различный необходимый уровень термоизоляции. Облегченные материалы, в свою очередь, снижают нагрузки на каркас, фундаменты и основания здания.

Если говорить о кирпиче, то пока ни один материал не смог побить его рекорд долговечности – кирпичные стены появляются в раскопках зданий с тысячелетней историей.

Популярности не вредит постоянный рост цен на кирпич на всем постсоветском пространстве. Эксперты ассоциации ПКСМ прогнозируют существенный ценовой скачок в России после 1 июля, когда произойдет индексация цен на энергоносители и услуги ЖКХ.

Пока же ценовые игры, которые ведутся крупными производителями, скорее следует отнести к сезонной конкурентной борьбе, поскольку очевидна разнонаправленность действий участников рынка. Так, объединение «Победа ЛСР» в конце марта этого года объявило о снижении цен. Напротив, на Рябовский кирпич с 1 июня цены были подняты.

Также о повышении стоимости объявили и другие российские производители строительного и облицовочного кирпича. Выросли цены на кирпич Воротынского и Рязанского кирпичных заводов. Подорожал полнотелый кирпич заводов в Воскресенске и Энгельсе. Согласно опубликованным прайс-листам, ценовой диапазон штуки рядового кирпича колеблется от 7,35 до 12,20 без доставки, а лицевого в параметрах – 13–36 рублей.

Несмотря на меняющиеся технологии и строительные концепции, популярность мелкоштучных стеновых материалов, а особенно кирпича, не падает. Появляются новые предприятия, виды продукции, рецептура. Очевидно, что кирпич, как и более молодые по времени возникновения изделия, будут также востребованы рынком. Характер ряда появляющихся новинок позволяет судить о том, что же, по мнению инвесторов, будет пользоваться спросом в ближайшее время. Очевидно, это фактурность и цветовые решения.

Недавно в Московской области Группа ЛСР ввела в строй еще один кирпичный завод. Проектная мощность предприятия составляет 70 млн шт. условного кирпича в год. Автоматизированные линии лучших мировых компаний позволяют поставлять на рынок кирпич с идеальной геометрией и сохранять идентичность цвета от партии к партии. Технологии рассчитаны и на выпуск эксклюзивной продукции – пестрой расцветки и нескольких видов фигурного кирпича.

Крупным игроком становится и ООО «Рябовский завод керамических изделий», топ-менеджеры которого заявляют о том, что доля рынка под торговой маркой RK составит не менее 25% уже в этом сезоне. Сегодня компания представляет более 20 видов продукции, два из которых не имеют аналогов в России. Это – крупноформатный керамический блок со шлифованной поверхностью, в т. ч. с заполнением из базальтовой ваты, и клинкерный кирпич, обладающий уникальными характеристиками по прочности, морозостойкости и водопоглощению.

– Годовой рост объемов производства российского кирпича составил более 10%, – констатирует Владислав Геращенко, директор Ассоциации ПКСМ. – Динамика вызвана увеличением объемов строительства, особенно коттеджного. Развитие сектора определяют ряд факторов, в том числе рост происходит и благодаря господдержке. Как следствие, многим предприятиям удалось модернизироваться в последнее время и наладить выпуск более качественной продукции.

При этом кирпичное производство растет опережающими темпами по сравнению со всем строительным сектором за счет расширения производственных мощностей и увеличения ассортимента изделий. Развитию способствуют налоговые преференции строящимся и модернизируемым предприятиям, а также льготы на процент по кредитам. А в дальнейшем планируется, в связи со вступлением в ВТО, ввести льготы на таможенную пошлину, которой облагается ввозимое оборудование.

Создана Рабочая группа при комитете Государственной Думы «по вопросам производства стеновых строительных материалов», целью деятельности которой станет выработка антидемпинговых процедур для обеспечения гарантированной экономической стабильности и независимости российских заводов.

Конкурентоспособность керамических изделий крайне важна для производителей, поскольку рынок довольно плотный. Это косвенно подтверждается ценовым разбросом – от 0,57 евро до 1,08 за штуку. Кроме уже присутствующих в регионе европейских, прибалтийских, украинских производителей, активно ведут себя предприятия Белоруссии, предлагая довольно хорошее качество по доступной цене.

Поскольку стеновые материалы в основном применяются в жилищном строительстве, то качество становится ключевым для его конкурентоспособности. Застройщик хочет выделиться на общем фоне, завоевать потребителя готовой строительной продукции. Выбор стеновых материалов позволяет сделать это весьма эффектно.

Поэтому на рынке и появляются не только кирпичи традиционного терракотового цвета, но в самой неожиданной цветовой гамме – зеленого, голубого, черного.

– Среди новинок нашего предприятия можно отметить белый полноокрашенный лицевой кирпич с утолщенной стенкой в 20 мм, – рассказывает менеджер отдела перспективного развития ФУК Группы ЛСР «ЛСР-Стеновые материалы» Николай Клубов.– Раньше мы выпускали офактуренный кирпич. Но сегодня перешли на производство полноокрашенного в массе. Продукция имеет очевидные плюсы. Скажем, на полноокрашенном сколы или трещины благодаря однородной фактуре не видны. Второй год пользуется устойчивым спросом темно-коричневый кирпич, а также светлый и кремовый.

По мнению разных специалистов в сфере совершенствования керамических стеновых материалов в дальнейшем будут происходить изменения качественных параметров. Так, профессор МГСУ Владимир Смирнов считает, что очень перспективным направлением в кирпичной промышленности является уменьшение массы кирпича и увеличение его теплоизолирующих свойств. Также идут исследования по применению добавок в производстве поризованного кирпича. Кроме этого, МГСУ совместно с Лосиноостровским заводом исследует возможности расширения цветовой гаммы лицевого кирпича за счет добавления глин разного цвета и минеральных пигментов. И вскоре обещают запустить в производство кирпич зеленого, голубого, черного цветов.

Распространенным материалом для производства мелкоштучных стеновых изделий считается пенобетон. Благодаря пористой структуре материал становится лидером по нормативам энергосбережения. Возможность использования материала в различных климатических условиях, хорошие теплоизоляционные свойства позволили выпускающим такую продукцию компаниям достичь высоких темпов развития.

Объем выпуска продукции ежегодно увеличивается до 30%, – рассказывает менеджер по маркетингу ООО «Н+Н»Таисия Селедкова. – Постоянно обновляется ассортимент. Наш основной новый продукт – домокомплекты, которые представляют собой набор конструкций из газобетона на конкретный дом. В этом году мы также представили армированную газобетонную перемычку для оконных и дверных проемов. Среди представленных на рынке пяти производителей со стандартной номенклатурой мы на шаг впереди наших конкурентов, в первую очередь за счет сервиса.

Поставки, которые осуществляют заводы, разнятся в сбытовой цепочке. Картина производства газобетона на региональном рынке не менялась с прошлого года, после появления нового игрока – компании «Стройкомплект» со своими производственными мощностями по газобетону. Но они себя не позиционируют в качестве лидера, не увеличивают производство.

Если говорить о наших серьезных конкурентах, то в первую очередь это компания «Аэрок». Поскольку производство находится в городе, оно выигрывает за счет своей логистической составляющей.

Специалисты считают, что поскольку автоклавный газобетон является единственным материалом, позволяющим без дополнительного утепления создать однородную ограждающую конструкцию, соответствующую требованиям СНиП по строительной теплотехнике, материал может со временем стать даже более привлекательным, чем кирпич.

– Компания, безусловно, отслеживает тенденции рынка газобетона, – говорит Николай Клубов. – Мы одни из первых стали выпускать газобетон с плотностью Д300 на заводе «Аэрок». Чем выше плотность, тем надежнее конструкция. Наладить выпуск такого вида продукции в первую очередь побудило повышение требований к теплотехническим характеристикам. А пенобетонные ограждающие конструкции не требуют, как известно, дополнительного утепления. Среди плюсов нельзя не упомянуть и другой несомненный эффект: оптимальные энергозатраты на производство газобетона и его экологическую безопасность.

Низкая теплопроводность, наряду с низкой плотностью, легкость и воздухопроницаемость – качества, позволившие специалистам называть материал каменным деревом, и в дальнейшем гарантируют популярность газобетона.

– Неравномерное распределение производственных мощностей и незаконченность актуализации нормативной базы, регулирующей применение автоклавного газобетона, обусловили неравномерность его применения в различных регионах, – считает президент НПК «Современное производство АГБ» Владимир Левченко. – Так, в Санкт-Петербурге расходуется около 0,2 кубометров газобетона на 1 кв. м вводимого жилья, а, скажем, в отдельных областях Центрального Нечерноземья удельное применение газобетона составляет менее 0,05 куб. м.

Для консолидации усилий производители объединяются, создают ассоциации, которые помогают развиваться отрасли более эффективно. Согласно данным, приведенным Национальной ассоциацией автоклавного газобетона, объединяющей четырнадцать производителей с суммарным объемом более 4,5 млн куб. м продукции в год, что составляет более 40% от общего объема, в секторе последние годы наблюдается динамичный рост.

Так, объем установленных мощностей по производству АЯБ в России в 2011 году составил 10 050 000 кубометров в год, а по заявленным объемам заключенных контрактов на поставку в 2012 году данные составят около 13 600 000 кубов.

Около 90% газобетона в России производится на современном оборудовании, позволяющем обеспечивать точность геометрических размеров и добиваться высокой прочности при низких значениях средней плотности. Стоимость кубометра, согласно публикуемым отпускным ценам, в среднем колеблется в пределах 3200–3500 рублей.

Прогнозируется дальнейший рост объемов производства. По данным, приведенным в докладе экспертов ассоциации, на начало 2012 года в России действовало почти 60 заводов по производству автоклавного газобетона, 14 предприятий строились и готовились к запуску.

Подготовила Любовь Ежелева

Другие материалы по теме

X