жк днепропетровская 37 евротрешка

Актуальное

Дороги Ленобласти. Перезагрузка

Состояние областных дорог по-прежнему остается актуальной проблемой для полноценного развития экономики региона. С целью улучшения ситуации власти пересматривают систему организации финансирования дорожных работ, делая акцент на внебюджетные источники формирования областного Дорожного фонда.

Состояние областных дорог – проблема, острая актуальность которой постоянно возвращает к рассмотрению путей ее решения. В начале лета в областном правительстве состоялось расширенное совещание, посвященное формированию Дорожного фонда области, на котором были озвучены новые ориентиры.

В Ленинградской области в общей собственности находится 9 761 км дорог. В то же время, как говорилось на совещании, в постановлении правительства № 294 от 27 ноября 2007 года указано, что в Ленинградской области лишь 6012 км.

В перечень не входят дороги, подлежащие передаче в федеральную и муниципальную собственность. В первую очередь возникают проблемы с финансированием их содержания и ремонта. Так, акцизы поступают только по дорогам, подлежащим передаче в федеральную собственность.

– Мы тратим время, средства и усилия на поддержание в нормативном состоянии километров дорог, поступления акцизов по которым не учитывается, – подчеркнул губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. – Во многом ситуация связана с нашей нерасторопностью.

С 2007 года дорожному комитету было поручено организовать полную паспортизацию автомобильных магистралей общего пользования, включая диагностику и определение приоритетов по их использованию. Срок окончания паспортизации истек в 2010 году, однако до сих пор работа не завершена.

Губернатор отметил, что реально проведена паспортизация только 16% от общей протяженности магистралей, на дорожный ремонт которых территории и компании могли бы получать средства. На кадастровый учет вообще поставлено только 2% от земельных участков и самих дорог области.

Большие надежды возлагаются на создаваемый в области Дорожный фонд, грамотное развитие которого с учетом привлечения перспективных внебюджетных источников, а также дальнейшее использование средств помогут сделать дорожные работы более оперативными.

Правительство планирует регулярно проводить совещания по этому вопросу. Следует напомнить, что Дорожный фонд Ленинградской области частично будет состоять из бюджетных средств, которые должны направляться на развитие дорожной отрасли, на ремонт и содержание магистралей, являющихся собственностью области, а также на дороги муниципального и местного значения.

Александр Дрозденко обрисовал свое видение того, какие средства должны аккумулироваться в такого рода фонде. Среди источников средств акцизы от топлива и смазочных материалов, затем его формируют платежи перечисляемого в областной бюджет транспортного налога.

Также в фонд направляются средства, выплачиваемые за причинение вреда большегрузными автомобилями, различные штрафы. Кроме этого, законом предусмотрено привлечение безвозмездных поступлений от юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования на обеспечение дорожной деятельности.

Кроме этого, Комитету по дорожному хозяйству поручено подготовить поправки в областной закон, предусматривающий дополнительные источники пополнения Дорожного фонда. Такие как госпошлины за выдачу специального разрешения на передвижение и перевозку групногабаритных и тяжеловесных транспортных средств, плата за присоединение дорожного сервиса к автомобильным дорогам регионального или муниципального значения.

– Мы упускаем возможность грамотно оперировать своими возможностями, – считает Александр Дрозденко. – К этому выводу я пришел, проанализировав ситуацию в других регионах. В ряде субъектов России в дорожные фонды перечисляют штрафы за невыполнение обязательств, предусмотренных контрактами. Такие методы действуют при формировании фондов Архангельской, Калужской, Владимирской и ряде других областей.

Плата за присоединение введена в Белгородской, Тульской, Калининградской и Ростовской областях. В тех же Тульской и Ростовской областях в пользу фонда перечисляется уплата залогового взноса за участие в аукционе при нарушении конт­ракт­ных отношений. Доходы от платных дорог, которых в стране пока мало, уже включены в источники пополнения дорожного фонда Удмуртской Республики.

В Ленинградской области муниципальные дорожные фонды пока вообще не созданы. В то же время в 14 регионах России уже функционируют более 30 муниципальных дорожных фондов. Например, 16 создано в Московской, Вологодской, Липецкой, Костромской областях и других субъектах Федерации. Есть фонды даже в поселениях.

Один из источников пополнения средств для развития дорожной сети в Ленинградской области, по которому пока есть вопросы, – поступления от расщепления акцизов автомобильного и прочего топлива, связано с тем, что расщепление происходит в неполной мере.

Нельзя не заметить, что на областных дорогах все же происходят и позитивные изменения. Так, на совещании сообщалось, что наметилась положительная динамика роста средств, отпускаемых на содержание и ремонт дорог. Это хорошо демонстрируют цифры только за последние три года. В 2010 году на ремонтные работы направлено 4,2 млрд рублей, в 2011 году – 7,3 млрд и на 2012 год – 7,8 млрд. Одновременно, объем средств на строительство и реконструкцию дорог уменьшается.

– Но надо признаться, мы реконструкцией дорог в Ленинградской области серьезно не занимаемся, – комментирует процесс Дрозденко. – Поэтому мы слышим постоянные нарекания на качество содержания дорожной сети.

Как положительный факт было отмечено, что за последние три года объем средств, направляемых на капитальный ремонт автомагистралей, возрос практически в два раза. Это – 2,2 млрд рублей в 2010 году и 5,5 млрд рублей – в 2012 году. Также увеличился объем финансирования на закупку техники: 702 млн рублей было потрачено в 2010 году, 1 млрд 300 млн – в 2011 году.

Однако уровень взаимодействия с федеральным бюджетом не вполне соответствует реальным потребностям и срокам, что отражается и на качестве ремонтных работ. Например, в 2010 году из федерального бюджета было получено на реконструкцию дорог, включая средства, которые выделяются муниципальным образованиям, в объеме 337 млн рублей, в 2011 году – 430 млн, а по 2012 году объем финансирования пока не установлен.

Также отмечалось, что недостаточными темпами идет освоение «дорожных» средств. К началу лета проведены аукционы на 5,8% от выделенных на дорожное хозяйство бюджетом средств. В других регионах эти показатели уже 8%.

На совещании приводились интересные для анализа ситуации данные, которые демонстрируют положение дел с финансированием дорожных работ в области. В частности, отмечалось, что планы резко увеличить финансирование содержания дорог выглядят со стороны неоднозначно, поскольку в этой части область уже «лидирует» на Северо-Западе.

– Мы тратим на ремонт 1 км трассы, включающий фрезерование и укладку асфальтового покрытия, согласно средней стоимости 7,19 млн рублей, – сообщил Александр Дрозденко. – В СЗФО эта цифра составляет 5,18 млн рублей, а в среднем по России – 4,84 млн рублей. В этом году планируется – 7 390 000. Повышение финансирования не приведет к увеличению объема работ, потому что разница, если сравнивать со средней по стране, существенная.

Приходится признать, но одни и те же компании одновременно за 7 млн рублей работают в Ленинградской области, и за 4,5 млн на Псковщине, выполняя при этом один и тот же объем работ. Если такими темпами тратиться, не хватит средств никакого дорожного фонда. Поэтому следует эффективно расходовать средства, не выделяться настолько показателями на фоне других регионов. Ведь в Коми и в северных районах куда как сложнее вести работы. У наших дорожников условия не настолько отличаются от соседей, насколько выше стоимость работ. Думаю, нам будет сложно объясняться с федеральными инстанциями по поводу увеличений субвенций в наш дорожный фонд.

Большое внимание планируется уделять реформированию методов содержания дорог. А в организации содержания дорог стоит задача оптимизации тарифов, видов и совершенствования перечня работ. Пока действует федеральный тариф на виды деятельности по этому направлению.

Говорилось, что на фоне роста общих объемов финансирования содержания дорог нормативные раскладки ниже в 5 раз рекомендованных профильным НИПИ. Местные же расценки еще в разы ниже, чем на федеральных автодорогах.

– Я не призываю резко увеличивать эти суммы, – говорит Дрозденко. – Конечно, это надо делать последовательно и постепенно. Но в следующие годы при планировании следует проанализировать, за счет чего выживают наши ДРСУ, если им выделяют средств гораздо меньше, чем это делает федеральный бюджет.

Решается вопрос о пересмотре на уровне областного правительства государственного финансирования дорожной отрасли. Так, подготовлены изменения в бюджет в расчете на финансирование из Дорожного фонда. В частности, были сняты поправки, предусматривающие увеличение средств, выделяемых Дорожному фонду.

Тем не менее планируется, что бюджет будет принят с учетом новых контрольных цифр. Из основных источников дохода фонда – акцизов на топливо и транспорт­ного налога – в фонд должно поступить около 300 млн рублей. И эта сумма приходится на доход от использования дорог, находящихся в собственности РФ.

Губернатор предложил специалистам и правительству рассмотреть еще три дополнительных источника пополнения областного фонда. Например, платежи за использование автотранспортными предприятиями сверхбольшегрузных габаритных машин.

– Не понятно, как вообще были получены разрешения на передвижение транс­порт­ных средств, которые перевозят по 80 тонн с прицепами, и больше, – прокомментировал свой предложение Дрозденко. – Ведь лучшие наши дороги, построенные в последнее время, рассчитаны на нагрузку на ось от 3,5 до 5 тонн. А сегодня фиксируется 18–20 тонн.

В Ленинградской области произошло резкое сокращение перевозок сыпучих грузов на РЖД, прежде всего карьерных. Одновременно уменьшились поступления от крупнейшего налогоплательщика – РЖД, повысилась нагрузка на автодороги и, как следствие, расходы на их ремонт.

В качестве второго источника финансирования было предложено активнее привлекать к ответственности инвесторов. Так, предусмотреть для крупных компаний, реализующих многомиллиардные проекты, ввести в инвестиционное соглашение обязательное условие, согласно которому часть вкладываемых средств должна быть предусмотрена на восстановление инженерной инфраструктуры, в том числе и дорог, вокруг строящихся объектов.

– Например, мы потратили огромные деньги на ремонт дороги в Вытегру, – сказал губернатор. – Но по ней постоянно движется поток грузовиков на сосновоборскую станцию и дорога уже полностью разбита.

Было предложено ввести отчисления на содержание инженерной и транспортной инфраструктуры на первом этапе в размере 1–2%. Эти меры позволят сделать первый шаг в направлении улучшения финансирования дорожных работ.

Третьим источником пополнения фонда видится возможность взимания платы с карьерных хозяйств. По мнению губернатора, если владельцы или застройщики не хотят пользоваться железной дорогой и платить за перевозки, то пусть оплачивают эксплуатацию автодорог. Профильным комитетам поручено проработать правовую схему реализации новых требований и в ближайшее время принять их на уровне областного закона. Кроме этого, губернатор пообещал, что вопрос улучшения транс­портной инфраструктуры впредь будет находиться под его непосредственным контролем, в частности, он собирается сделать акцент на совершенствовании финансирования и организации дорожных работ.

Подготовила Любовь Ежелева

 

Другие материалы по теме

X