жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Конкуренция без правил


Специалисты считают, что имеющиеся в регионе мощности по производству бетона в разы превышают реальную потребность в данном материале. Это провоцирует не только высокий уровень конкуренции, но и осложняет возможности контролировать качество стратегически важного для строительства материала.

О своем видении проблем бетонной отрасли и задачах, стоящих перед строительным сообществом, рассказывает председатель Ассоциации «Абетон» Михаил Бизяев.

– Михаил Викторович, в профессиональной среде бетонщиков принято открыто обсуждать проблемы отрасли. Какие из них сегодня самые актуальные?

– На современном этапе развития бетонной отрасли важной составляющей становится конкуренция. Сегодня объемы производства бетона в регионе значительно превышают потребности.

Все страны, кроме нашей, следят за уровнем конкуренции, ограничивая влияние монополий, стремятся не допускать перепроизводства. А в строительном производстве и промышленности строительных материалов такое положение вообще небезопасно.

Второе, в нашей стране никто серьезно не задумывается о реальной экономии ресурсов.

Отходов в мире производится больше, чем утилизируется. Поэтому там, где заботятся о будущих поколениях, стараются как можно меньше использовать природное сырье. Поскольку то, что создала природа, уничтожается безвозвратно. И поэтому весь цивилизованный мир идет по пути наращивания потребления и, соответственно, производства бетонов с использованием техногенных отходов. У нас – все наоборот.

К примеру, динамика выпуска высокомарочного бетона в 2010 году показывала, что в 2 раза увеличилась энергоемкость, на 20% – объемы потребления сырья, а мощности производства упали на эти же 20%. Простая арифметика – чем дороже сырье, тем менее рентабельно производство.

– Что же тормозит внедрение экономичных методов производства и, в частности, применение отходов?

– Не бетонщики и цементники задают тон, они бы рады воспользоваться отходами производства и снизить себестоимость своих продуктов. Правила утилизации отходов диктует государство, например, с помощью стандартов.

Нормы, на мой взгляд, должны быть синхронизированы таким образом, что если у предприятия имеются отходы, то они должны быть в таком состоянии, чтобы их можно было применять вторично или перерабатывать, а не скапливать в отвалах. У нас такая синхронизация на государственном уровне отсутствует.

– Известно, что сейчас все же осуществляется гармонизация строительных норм и правил в связи со вступлением России в ВТО. Какими могут быть последствия этого решения?

– Это очень сложный вопрос. Раньше у нас действовала многолетняя система ГОСТов, подразумевающая государственное техрегулирование. По непонятным причинам все стандарты отменили и перевели на уровень добровольного применения. В нашей стране это можно приравнять к добровольному применению Уголовного кодекса или Правил дорожного движения.

Для строительства отмена системы техрегулирования опасна, поскольку это связано с безопасностью жизни людей.

Регулирование – мощный рычаг. И, к сожалению, сегодня оно может стать и рычагом выдавливания с рынка неугодных предпринимателей. В любом случае ситуация складывается не в пользу самих компаний – и производителей, и строителей. А ведь это цепочка длинная, в ней участвует много специалистов, производителей товаров и услуг.

Технический комитет пытается на протяжении длительного времени внедрить европейские стандарты. На федеральном уровне многие пробовали взять этот вопрос под свой контроль. Например, НО­СТРОЙ, Минрегионразвития. Сейчас в министерстве создана рабочая группа, которая намерена этим заниматься. А единого центра управления процессом нет. Соответственно, нет единого источника финансирования. Более того, сам процесс непрозрачный. Мне неизвестно, что и как происходит.

В начале этого года вышел ГОСТ 74 73 -2010. Это бывший советский ГОСТ – «Технические условия на бетонные смеси». Его попытались сделать в форме европейского. К сожалению, получилось неудачно.

В изданном стандарте заложено много противоречий, где не стыкуются между собой ГОСТы по методам испытаний, по определению прочности, по работе с бетоном на стройплощадке. Попытались также разграничить ответственность производителя, проектировщика и исполнителя работ, как в Европе. Но положения не очень четко сформулированы.

– Какие внутренние проблемы приходится решать производителям бетона и есть ли реальный выход?

– Проблем, как в любой отрасли, всегда много, в том числе технических. Вероятно, их стоит разделить на стратегические и локальные.

Бетонная промышленность – местная, не федеральная сфера. И она должна быть синхронизирована на региональном уровне с вопросами технического регулирования, со стандартами. Проблема вторая для производителей бетона и железобетона – это колоссальные затраты на покупку сырья и материалов.

Основные средства идут на покупку щебня и цемента. Все поставщики сырья, топлива требуют 100%-ю предоплату. А сам бетон всегда покупается с отсрочкой в 20–40 дней. Доля продаж по предоплате меньше 10%. Получается, что маржинальность этого бизнеса весьма низкая, соответственно, свободных денег у производителей нет. Третье – это чрезвычайно высокая конкуренция, которая влияет на конечную цену. Следовательно, у бетонщиков всегда проблема с оборотным капиталом. Уровень прибыли не позволяет им кредитоваться в банке: слишком высоки проценты. И поэтому последние 6–7 лет мы наблюдаем, что крупные строительные компании начинают под себя создавать, в том числе и покупать, бетонные мощности.

– Как можно оценить процесс укрупнения для отрасли: он положительный или нет?

– Это плохо. Мировая практика говорит, что каждый должен заниматься тем, что умеет.

Среди, например, транснациональных корпораций, которые занимаются цементом, есть имеющие в структуре бетонное производство. Но в общем объеме они занимают несущественную долю. Крупные строительные корпорации, как правило, не держат бетонные узлы.

Когда наши крупные компании приоб­ретают бетонные заводы, это ведет к укрупнению рынка. О последствиях судить трудно. Но мой опыт работы с западными подрядчиками показывает, что их концепция ведения бизнеса не предусматривает наличия у крупной компании бетонного узла. Проще и выгоднее покупать бетон у местных производителей.

При всех сложностях взаимоотношений с западными компаниями в вопросах качества, цены, технологий во многих аспектах с ними работать легче. Они не намерены переплачивать, но имидж компании определяют вопросы безопасности и качества. Для них это гораздо важнее.

– Существует ли возможность на местном уровне разобраться с локальными проблемами?

– Не думаю. Поскольку это зачастую проблемы, связанные с технической, промышленной политикой, техническим регулированием. Например, как решается проблема выделения аммиака из готовых конструкций? Пока никакого решения нет. И комиссии, и прокуратура, и кто только не принимал участие, но результат нулевой. Потому что нарушен базис. Нет того, чем должны руководствоваться производители, нет жестких стандартов.

К сожалению, это проблема сегодняшнего дня. Она связана не только с положением дел в системе стандартов. Но и с тем, что в советское время не существовало таких масштабов потребления. Наши старые стандарты, например, для бетона формировались исходя из того, что материал готовится в заводских условиях. И конструкции из него изготавливаются на стационарных предприятиях.

Новые материалы породили новые проблемы, которые надо решать, но не в условиях добровольного применения норм.

В странах Евросоюза создание стандарта – длинная цепочка, в которой предусматривается использование опыта и знаний колоссального числа специалистов.

Европейский комитет по стандартизации (CEN) ведет работу силами нескольких подразделений. Так, есть технический комитет «Бетон и железобетон», в котором существуют подкомитеты по цементу отдельно, по заполнителям, по бетону и составляющим его материалам отдельно.

Такие подразделения, как «Сборные железобетонные конструкции», «Расчеты и проектирование» работают обособленно, но входят в общую структуру.

Рассматриваются методы эксплуатации, изучают щелочную реакцию заполнителей. В результате такой многоступенчатой работы и рождается стандарт. В частности, евростандарт на бетон ЕМ 206 предусматривает распределение на три основных направления.

Первая – стройплощадка. В стандарте оговорено, что потребитель должен с этим бетоном делать. Описано, какие требования должны соблюдать заводы по производству товарного бетона и предприятия по выпуску ЖБИ, сформулированы общие технические требования, составляющие смеси, ограничения по составу, свойства, долговечность бетона, доставка и производственный контроль, описана методика контроля качества, а также соответствие процедур оценки. Стандарты предусматривают и техническую ответственность. Это очень важно. У нас такой структуры нет, каждый сам по себе.

На местном уровне были попытки учесть интересы строителей, проектировщиков, заказчиков. Проблема стандартов обсуждалась в профессиональном сообществе, действовали разные рабочие группы. В спорах иногда принимались решения. Но с уходом вице-губернатора Романа Филимонова процесс остановился.

Месяцев пять мы этих проблем не обсуждаем.

– Как можно оценить роль общественных организаций, подобных вашей ассоциации, в решении проблем отрасли?

– Если честно, то их роль не велика. Например, в США никто не возьмет на себя ответственность за решение, пока вопрос не будет согласован с членами Ассоциации бетонщиков. Там это колоссальная сила, которая в том числе регулирует рынок.

Жесточайшие требования предъявляются и к членам подобных общественных объединений, к тому, что они производят. Наши подходы к этому аспекту тоже требуют пересмотра.

Подготовила Любовь Ежелева

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Лев Бернштейн, генеральный директор НИЦ «Гипроцемент-наука»:

– Проблемы бетонщиков, цементников и строителей являются следствием самоустранения государства от управления всей системой. Роль государства состоит в принятии законов, а контроль за их соблюдением – дело производителей и организованных ими для этих целей структур, в том числе общественных организаций. А если нет законов, то нечего и соблюдать!

Должны быть законы о качестве зданий, бетонов, цемента с четким определением критериев качества, обязательностью их соблюдения и методами контроля. А уж свои проблемы производители решат, если будут уверены, что законы соблюдают все участники рынка.

Должен быть разработан «Закон о качестве строительных материалов»,

который определит требования, методы контроля, обязательность сертификации, организации, на которые возлагаются обязанности по контролю качества.

Надо установить, что данные о качестве строительных материалов, производимых на соответствующих предприятиях, подлежат регулярному опубликованию.

Строительные материалы следует выпускать строго в соответствии с действующими государственными стандартами.

По данным ЗАО «Решение», в Санкт-Петербурге более 100 БРУ, которые принадлежат 68 компаниям, занимающимся производством бетона.

Другие материалы по теме

X