жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Поделить растущий рынок


Использование бестраншейной прокладки наружных инженерных коммуникаций позволяет снизить затраты более чем в 5–6 раз и увеличить производительность работ в 8–10 раз, несмотря на дорогостоящее оборудование и затраты на его содержание.

Бестраншейная прокладка труб – один из современных методов строительства и ремонта наружных инженерных коммуникаций, где технологии имеют определяющее значение. Еще недавно они воспринимались как инновации, но сегодня используются практически везде – от устройства газо- и нефтепроводов больших диаметров до прокладки городской инженерной инфраструктуры.

Очевидно, что производители и поставщики оборудования зависят от перспектив роста строительства, от планов развития инфраструктурных мощностей регионов.

Такими же темпами совершенствуется техника для бестраншейного строительства. О том, как складывается российский рынок оборудования для работ по горизонтально направленному бурению (ГНБ), рассуждают наши эксперты:

Василий Гусев, генеральный директор ООО «СтройКоммТехнология», к.э.н.

Николай Турбин, руководитель проекта ООО «ЦентрТехФорм»

Люция Усманова, генеральный директор ООО «Форвард ГНБ»

– Какова динамика рынка бестраншейной прокладки труб за последние годы, насколько он вырос в этом году?

Есть ли причины, ограничивающие или, наоборот, способствующие его росту?

Василий Гусев:

– Объемы строительства сетей и коммуникаций с использованием бестраншейных технологий за последние пять лет выросли в несколько раз. Это обусловлено тем, что этот метод сокращает сроки строительства, а также вводом запретов на прокладку открытым способом с целью сохранения действующей инфраструктуры или зеленых насаждений.

Вместе с тем значительного роста на рынке бестраншейных технологий в 2012 году пока нет. Сейчас объемы строительства уже вышли на уровень 2011 года, и ожидается, что после небольшого замедления темпов в 2012 году спрос на бестраншейное строительство возобновится.

В целом в 2013 году возможен рост рынка на 10–15%. В ближайшие пять лет не исключено снижение объемов работ в Санкт-Петербурге, так как большая плотность существующих сетей в некоторых районах многократно усложняет применение ГНБ. Но возможен рост объемов строительства за счет восстановления недействующих сетей.

Николай Турбин:

– Довольно тяжело отслеживать рост рынка бестраншейного оборудования. Тем не менее идет постоянное обновление существующего парка, и появляются новые компании, решившие заниматься этим направлением. На мой взгляд, московский рынок бестраншейного оборудования уже насыщен установками разных производителей. В связи с этим начинается смещение в регионы.

Люция Усманова:

– На наш взгляд, можно говорить о 30%-х темпах роста нашего рынка, с тенденцией к уменьшению темпов в среднесрочной перспективе.

– В чем особенности российского рынка бестраншейных технологий? Кто является основным потребителем техники? Предъявляет ли отечественный потребитель какие-либо отличные от других требования к технике для бестраншейной укладки труб?

Василий Гусев:

– Сегодня увеличивается эксплуатация буровых комплексов неспециализированными строительными организациями, что снижает объемы работ у компаний, которые традиционно специализировались в этой области. Тенденция понятна: все, у кого есть возможность инвестировать средства в строительную технику, пытаются выполнить больший объем работ собственными силами, чтобы повысить свои экономические показатели.

Но вместе с тем известно немало примеров, когда после нескольких лет эксплуатации бурового комплекса строительная компания принимает решение о продаже оборудования из-за большой трудоемкости его содержания, временных затрат и других издержек. Отсюда вывод, что каждый должен заниматься своим делом, и только тогда его можно делать действительно хорошо.

Николай Турбин:

– Российский рынок бестраншейных технологий, на мой взгляд, практически не отличается от рынка других стран: одни и те же поставщики, одни и те же технологии. Возможно, есть разный опыт применения оборудования, так как российский рынок, в отличие от европейского или американского, позже начал использовать новые технологии прокладки наружных инженерных коммуникаций.

Среди покупателей установок ГНБ можно встретить фирмы и предприятия, занимающиеся разными видами деятельности. Есть в этом числе также индивидуальные предприниматели. Но в основном это подрядные компании, одним из видов деятельности которых является прокладка наружных инженерных коммуникаций под различные нужды.

Какие-то специфические запросы отечественных потребителей к этому виду оборудования выделить нельзя. Есть универсальные требования, характерные для большинства: оборудование должно быть качественным, но при этом недорогим, и справляться с поставленными задачами.

Люция Усманова:

– Особенностью отечественного рынка в первую очередь является слабое государственное регулирование подобных подрядов. Государство на законодательном уровне нечетко ограничивает виды строительных работ при прокладке сетей и коммуникаций в городской среде в контексте защиты городского ландшафта и сохранности зданий.

Например, в Европе до 95% работ законодательно обязаны проводить с использованием технологии ГНБ. У нас эта технология применяется в 50–60% случаях. Для потребителя основным критерием является степень надежности техники и используемых материалов.

– Что представляет собой ассортимент предлагаемого на рынке оборудования? Каково соотношение сил по странам-поставщикам или конкретным маркам?

Василий Гусев:

– На российском рынке представлены буровые комплексы американских (Ditch Witch, Vermeer, Universal), немецких (Her­renknecht, Tracto-Technik), а также китайских и корейских производителей. Наибольшую долю рынка России занимают компании, использующие в своей работе американские буровые машины. Но с каждым годом китайских комплексов становится больше, в первую очередь из-за довольно низкой их стоимости.

Немецкое оборудование и техника используются в основном при строительстве дорогостоящих крупных объектов, где необходимо проложить трубы большого диаметра на длинные расстояния.

Николай Турбин:

– На мой взгляд, практически невозможно отследить количество продаваемых или ввезенных единиц оборудования на территорию РФ. Часть потребителей покупает комплексы у официальных поставщиков, часть предпочитает осуществлять покупку за границей и брать на себя все соответствующие расходы на доставку и таможенные операции.

Очень много б/у оборудования ввозится из стран Европы и США. Часть производителей пришла на российский рынок раньше, часть позже. Именно с этим связана популярность той или иной марки оборудования. Несомненно, лидирующие позиции по количеству представленных на российском рынке марок занимают американские производители, которые пришли на наш рынок раньше всех. Второе место я бы отдал европейским поставщикам, а третье – набирающим силу китайским производителям.

Люция Усманова:

– По нашим оценкам, треть рынка принадлежит китайским производителям, треть – американским, около 20% – европейским и 10% – корейским производителям.

– Насколько конкурентоспособны между собой поставщики китайской и американо-европейской техники? Возможны ли альтернативы этому противопоставлению?

Василий Гусев:

– В качестве альтернативы можно рассматривать технику белорусского производства. В ценовом сегменте она расположена между китайскими и американо-европейскими поставщиками. По моему мнению, если компания хочет выполнять свою работу качественно и в срок, то выбор в пользу американских и немецких производителей очевиден.

Николай Турбин:

– За последние годы появилось большое количество китайских производителей, которые по многим характеристикам и показателям приближаются к лидерам мирового рынка. Не дремлют и российские поставщики, постоянно разрабатывающие свое оборудование. Но, на мой взгляд, основное соперничество в ближайшие годы продолжится среди американских и европейских производителей.

Люция Усманова:

– В последнее время дилемма «китайское или не китайское» получает решение. Например, наша компания создала собственную линейку продукции марки FOR­WARD. Это наш собственный проект по производству оборудования ГНБ. Оно разрабатывалось исключительно для работ на российской территории, учитывая все возможные российские климатические и геологические условия.

При создании этой техники наши специалисты стремились исключить отрицательные позиции аналогичного оборудования, учитывая свой собственный многолетний опыт, опыт наших клиентов.

Мы не ставили перед собой задачу создания аналогов дорогих европейских брендов, а стремились сбалансировать соотношение цены и качества выпускаемого оборудования в сторону очень заметного улучшения качества без принципиального изменения цены, хотя в основе техники FORWARD использованы европейские и американские комплектующие.

В то же время цены на эти установки сопоставимы по уровню с лучшими китайскими установками, обеспеченными в России гарантиями и сервисом.

– На какие характеристики оборудования прежде всего обращает внимание потребитель?

Василий Гусев:

– Основными требованиями при выборе техники являются: цена комплекса, надежность и оперативность гарантийного и послегарантийного ремонта.

Николай Турбин:

– У каждого покупателя свои критерии отбора. Основная масса ориентируется на популярность и репутацию марки у клиентов, уже имеющих опыт эксплуатации того или иного оборудования, а затем на его стоимость. Часто случается, что покупателю нужно срочно выполнить работу, и он будет в большей степени ориентироваться на сроки поставки, и стоимость может отойти на второй план.

Для многих определяющей является именно стоимость оборудования независимо от его характеристик и условий обслуживания. Желание сократить затраты вполне понятно. Но в этом сегменте рынка подобная экономия приводит к еще большим потерям: дешевое оборудование чаще ломается, гарантийное и послегарантийное обслуживание (если оно вообще предоставляется) оставляет желать лучшего, запас­ные части отсутствуют на складе. Все это приводит к простоям, срывам сроков выполнения работ и еще большим затратам при попытке исправить ситуацию.

Люция Усманова:

– В первую очередь это технические параметры оборудования, затем марка узлов комплектующих и только потом стоимость этого технического наполнения. Венчает все это наличие сервиса и обслуживания установки.

– Развивают ли поставщики специальные условия продвижения, скажем, лизинг, рассрочку от производителя, льготный кредит и другое?

Василий Гусев:

– Самыми гибкими в финансовом плане являются дилеры китайских установок ГНБ, их основная задача – активный рост на российском рынке, поэтому с ними можно договориться почти обо всем.

Более консервативны дилеры американских и европейских установок ГНБ, они предлагают лизинг или рассрочку в несколько месяцев, которая мало что дает. Они знают, что на их товар всегда будет покупатель. А китайские производители пока еще делят наш рынок между собой, но уже очевидны 2–3 лидера.

Николай Турбин:

– Сейчас многие поставщики предлагают различные условия оплаты и схемы приобретения оборудования. Несомненно, самым популярным и удобным способом приобретения является лизинг. Множество лизинговых компаний готовы предложить самые разнообразные условия приобретения оборудования, исходя из возможностей потребителя.

При этом покупателю нет необходимости отвлекать большие средства на приобретение. Достаточно внести небольшой аванс, получить машину в пользование и начать работать, а дальнейшие выплаты погашать за счет выполнения контрактов. Это самый оптимальный вариант.

Поставщики оборудования отрицательно относятся к предоставлению рассрочки платежей, для них это связано с серьезными рисками. Редкие исключение могут составлять компании, зарекомендовавшие себя в качестве надежных партнеров, выполняющих свои обязательства и дорожащих своей репутацией на рынке.

Люция Усманова:

– Рассрочку, как правило, предоставляют производители с завышенными ценовыми показателями, оборудование которых выгодно на условиях длительной рассрочки. Работа с лизинговыми компаниями интересна крупным потребителям и производителям, имеющим стабильную репутацию и опыт неразовых продаж.

– Каковы перспективы бестраншейного бурения, осваиваются ли какие-либо новые применения этой технологии?

Василий Гусев:

– Установки ГНБ применяются преимущественно для прокладки различных трубопроводов и футляров бестраншейным методом. Есть примеры применения техники ГНБ в строительстве геотермальных систем теплоснабжения и кондиционирования зданий и сооружений, но это единичные случаи.

Люция Усманова:

– На наш взгляд, принципиально новых направлений в использовании технологий ГНБ не будет. Развитие пойдет по пути постепенного усовершенствования систем локации, наращивания мощности тягового усилия машин, увеличения диаметра штанг и так далее.

Подготовила Татьяна Рейтер

Другие материалы по теме

X