жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Сотрудничество на равных


Как крупнейший игрок рынка Октябрьская железная дорога вовлекает в орбиту своей экономической деятельности отечественных производителей, способствуя тем самым развитию регионального рынка, росту внутреннего спроса на продукцию и услуги.

О том, на каких принципах строятся отношения с партнерами, как действует система управления в этой области, рассказывает начальник Октябрьской железной дороги, приглашенный профессор Стокгольмской школы экономики, к. э. н. Виктор Степов.

– Виктор Васильевич, реализация инфраструктурных проектов требует не только огромных инвестиций, но и привлечения большого числа партнеров, системы управления этим процессом.

– Безусловно, это многоуровневый процесс, требующий особого качества управления. В годы кризиса именно вложения в инфраструктурные проекты дали возможность развиваться, идти вперед не только РЖД, но и всем нашим партнерам.

Принятая государством «Стратегия развития железнодорожного транспорта в  РФ до 2030 года» предполагает до 13 триллионов инвестиций только в инфраструктуру. Это прагматичное и экономически выгодное решение, обеспечивающее эффективное использование казенных денег. На наш Северо-Западный округ приходится примерно четвертая часть всех этих вложений.

В этом году на инвестиционные проекты ОЖД выделено 58 млрд рублей, и эти деньги активно работают на рынке Северо-Запада.

По законам экономики каждый рубль, направленный на реализацию инфраструктурных проектов, вырастает до семи, в  рынок вовлекаются региональные производители, повышается уровень внутреннего спроса на продукцию, товары и  услуги.

И в этом смысле влияние дороги трудно переоценить. Как крупный игрок РЖД не просто вовлекает в рыночную орбиту, в конкурентную среду отечественных поставщиков и производителей, но и способствует их развитию.

Более того, современная система менеджмента, которой мы следуем, подразумевает такой уровень партнерства, когда выигрывают все. Эта позиция позволяет двигаться вперед. Если такой установки нет изначально, взаимоотношения ущербны, все проиграют.

– К сожалению, сегодня даже при организации госзакупок и госзаказов все происходит по одной схеме: кто предложит меньшую цену, тот и выиграл…

– Такой путь для РЖД неприемлем, да и экономически невыгоден. У нас создана и действует более пяти лет система взаимодействия с партнерами, которая развивается по двум направлениям.

С поставщиками, обеспечивающими нас ресурсами, мы работаем по стандартам ИСО 9001. То есть и продукция, и услуги партнера должны соответствовать этим стандартам.

Отбор поставщиков различных видов ресурсов осуществляет в РЖД только Центральная конкурсная комиссия, эксперты и специалисты которой владеют ситуацией на рынке и допустят к участию в торгах лишь поставщиков, работающих в системе менеджмента качества, с хорошей деловой репутацией.

Дирекция Росжелдорснаба занимается закупками оборудования, изделий и запчастей примерно по такому же принципу. Мы можем участвовать в этом процессе только на стадии выработки конкурсных предположений. То есть ко мне никто не может прийти с предложением о заключении контракта на поставку чего-либо.

Безусловно, когда закупается продукция на миллиарды, невозможно избежать проколов, но не будь у нас в арсенале подобной управленческой системы, компания несла бы куда большие потери.

– А когда речь идет о необходимости внедрения инноваций, скажем, при реализации эксклюзивных, нестандартных проектов, аналогов которым нет? Как в этом случае определяется партнер?

– Это и есть второе направление системы управления партнерскими связями. И оно регулируется специальными программами. Это программы повышения безопасности движения поездов, внедрения ресурсосберегающих технических средств и технологий, обновления хозяйств, планы научно-технического развития ОАО «РЖД». Все они предполагают использование инновационных разработок, нестандартных инженерных, технологических решений, современных, продуктивных идей.

И здесь мы в полной мере используем огромный потенциал петербургских ученых, разработчиков, инженеров. То есть если говорить о потребности в высокотехнологичном, инновационном оборудовании, партнерами становятся петербургские научно-производственные предприятия, которые под наш заказ осуществляют уникальные разработки, выпускают продукцию мирового класса, с которой потом выходят на рынки других регионов.

Так, например, ОАО «РАДИОАВИОНИКА» создало по нашему заказу специальные устройства для обеспечения безопасности движения, которые по качеству превосходят известные аналоги, причем самых передовых мировых производителей. Кроме того, специалисты участвуют в проектировании и пусконаладочных работах по внедрению микропроцессорной системы ЭЦ-ЕМ (АБТЦ-ЕМ).

Отдельным направлением сотрудничества является создание и поставка установок на основе источников бесперебойного питания для надежного электропитания устройств, регулирующих движение поездов на ответственных участках скоростного движения Санкт-Петербург – Москва или при отсутствии возможности электроснабжения этих устройств по 1-й категории.

Замечу, что до сотрудничества с нами компания не изготавливала такой продукции, а сегодня успешно выводит ее в новое экономическое пространство, образованное странами, входящими в Таможенный союз.

ЗАО «Светлана – Оптоэлектроника» тоже серийно не выпускала светодиодные светильники, но, работая с РЖД в рамках программы энергосбережения, сумела создать качественный продукт.

И сегодня оборудует светодиодным освещением объекты дороги – станции, платформы, цеха депо и вокзалы. Применение светодиодной техники позволяет в разы улучшить освещенность рабочих мест, уменьшить расход электроэнергии и  повысить срок службы источников света.

Скажем так: экономический эффект от использования современных систем освещения в 2011 году составил около 20 млн рублей. И в этом году мы ожидаем куда большего эффекта от дальнейшей реализации программы по оснащению светодиодной техникой.

Наш постоянный партнер – ООО «НИИ­ЭФА-ЭНЕРГО». Оборудованием, созданным специалистами этого института, оснащены свыше 150 объектов энергоснабжения. Это тяговые подстанции, посты секционирования, пункты группировки, мобильные диагностические системы и так далее.

Многочисленные НИОКР по планам НТР ОАО «РЖД» для Октябрьской железной дороги проведены Институтом полимеров. Например, в 2010 году специалистами среди прочих, весьма значимых, работ велась разработка «Нормативов на щебеночный балласт и конструкцию балластной призмы на участках со скоростями движения более 140 км/ч при совмещенном движении и выделенном высокоскоростном участке пассажирского движения».

Отмечу и компанию «Мостовое бюро». За последние годы специалисты бюро участвовали в создании сложнейших транспорт­ных сооружений, в числе которых, например, путепровод в створе проспекта Александровской Фермы, разработка системы непрерывного мониторинга состояния контактной сети на участке высокоскоростного движения Санкт-Петербург – Москва.

– РЖД и ОЖД как филиал остаются крупнейшим грузоперевозчиком. Здесь действуют те же методы взаимоотношений?

– Конечно, хотя здесь мы предлагаем свои услуги, но принцип остается неизменным в соответствии с формулой win-win («выиграл – выиграл»). Сейчас мы реализуем новый проект, предусматривающий повышение качества наших услуг.

Чтобы было понятно, почему важно обеспечить новые стандарты обслуживания, поясню: российская система управления поездами была уникальна и эффективно действовала, когда парк вагонов был централизованным.

В конкурентной среде, где действуют

1 850 собственников парков, она неприемлема. Мы изучали мировой опыт, работали с консалтинговыми компаниями, чтобы определить принцип партнерства с участниками рынка, сделать технологию этого процесса наиболее эффективной. И некоторые элементы системы начали внедрять на ОЖД.

Первый маршрут Нигозеро – Большой порт Санкт-Петербурга вызвал большой спрос. Трейдеры, в том числе и зарубежные, немедленно проявили к нему интерес: схема доставки точно в срок позволяет потребителю сокращать складские мощности, нам дает возможность на 30% повысить скорость доставки грузов. То есть выигрывают все.

Определены около 45 маршрутов, где можно организовать схемы движения по расписанию. Сейчас, считаю, это наиболее приемлемый вариант организации движения грузопотоков при таком числе операторов.

Кроме того, мы прорабатываем вопрос создания в ОЖД логистического центра. Компания РЖД в соответствии с нормативными документами остается практически единственным сетевым перевозчиком, который обязан принимать грузы везде, но у нас нет на балансе вагонов.

Есть два пути: вернуться к централизованной системе перевозок или создать рынок услуг, где мы будем играть роль интегратора с точки зрения логистики, поскольку все управляющие движением системы сосредоточены в наших руках.

В такой схеме мы с операторами на рынке становимся не конкурентами, а партнерами. Мы будем зарабатывать на разработке логистических схем движения грузов, эффективном использовании инфраструктуры. А доход «с колеса», как говорят железнодорожники, пойдет оператору, владельцу вагонов. И здесь тоже надо менять систему управления, сделать этот рынок цивилизованным, выгодным для всех участников.

Роза Михайлова

Другие материалы по теме

X