жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Нужен ли нам подземный парадайз?


Транспортный коллапс в мегаполисах заставляет обращаться к теме освоения подземного пространства. Проблема актуальна и для Петербурга. Специалисты говорят о необходимости создания комплексного плана строительства системы подземных сооружений.

Практически все эксперты считают, что развитие современных городов и особенно мегаполисов невозможно представить без масштабного освоения подземного пространства. Противники же этого процесса утверждают, что условия для строительства подземных сооружений в Санкт-Петербурге технически гораздо сложнее, чем в каком-либо другом регионе нашей страны. А кроме того, и стоимость подобных проектов в Северной столице будет более высокой.

– Увеличение уровня автомобилизации требует создания новой транспортной инфраструктуры, планомерного использования подземного пространства, – подчеркивает генеральный директор НП «Объединение подземных строителей» Сергей Алпатов. – Большинство исторических зданий, построенных в XVIII–XIX веках, а также в начале и середине XX века, имеют многочисленные трещины и повреждения в несущих конструкциях и требуют усиления их фундаментов и оснований.

Производство любых котлованных работ традиционным способом может спровоцировать непредсказуемые последствия как для самих зданий, так и для соседних сооружений. Подземное строительство в условиях Санкт-Петербурга требует высокого профессионализма еще на стадии проектирования, особенно когда стоит вопрос о выборе конструкции ограждения котлована и технологии производства работ. Немаловажную роль играет использование современной техники и оборудования, квалифицированного инженерного и рабочего персонала.

Сегодня в Санкт-Петербурге «подземелье» активно осваивается. В частности, обилие автотранспорта на улицах нашего города обусловило интерес инвесторов к строительству подземных гаражей и торгово-развлекательных комплексов, оборудованных подземными паркингами.

Специалисты подчеркивают, что на современном этапе развития мегаполиса необходимо осваивать подземное пространство комплексно, имея сбалан­сированную стратегию и координируя действия разных организаций. Но пока многие проекты и пожелания остаются на бумаге.

На кого равняемся

Перенос части городской инфраструктуры под землю – решение не новое. Так, самый большой подземный город находится в Монреале. Его площадь – 12 млн кв. м. В подземелье расположились магазины, банки, кинотеатры. А жители спускаются в него из своих домов, не выходя на улицу.

Масштабный проект подземного строительства реализован в Бостоне. На месте основной городской автомагистрали, построенной еще в начале ХХ века, создана система подземных и подводных тоннелей со скоростным восьмиполосным движением. Над землей же появились парковые и пешеходные зоны. Количество вредных выбросов в атмосферу снизилось более чем на 12%.

Под деловой частью Торонто разместилось 27 кв. км торговых галерей, пять станций метро, 20 автомобильных парковок, четыре универмага, шесть отелей и железнодорожный терминал.

Крупные транспортные развязки также будут перемещены под землю. Подземные объекты построены в Токио, Осаке, Хельсинки и других городах мира.

В центре Амстердама планируется протянуть 50 км шестиуровневых тоннелей под каналами. Планируемая площадь одного уровня будет составлять 954 000 кв. м. Кроме транспортных объектов, в подземном городе будут построены парковки, кинотеатры и прочие объекты. В них будет применена новейшая система фильтрации воздуха, в том числе обеспечивающая очистку его от выхлопных газов.

Влиять на умы

В Санкт-Петербурге сторонники развития подземных сооружений проводят разнообразные мероприятия с целью привлечения внимания к проблеме и обсуждают свои предложения с разными специалистами.

Международный форум «Комплексное освоение подземного пространства мегаполисов как одно из важнейших направлений государственного управления развитием территорий» стал заметным событием, где в очередной раз обсуждалась эта злободневная проблема. В мероприятии приняли участие ведущие представители отрасли из Санкт-Петербурга, других городов России и зарубежья.

Первый вице-президент НОСТРОЙ, генеральный директор ОАО «Группа ЛСР» Александр Вахмистров отметил актуальность его проведения именно в Санкт-Петербурге, где сохранение памятников архитектуры мирового значения и освоение подземного пространства являются актуальными смежными проблемами.

– Вопреки установившемуся мнению об особой сложности подземного строительства в Петербурге, ни сложные грунты, ни историческая застройка в центре не являются непреодолимыми преградами, – считает Александр Вахмистров. – Настоящим препятствием можно считать отставание в области технического регулирования.

Сейчас идет активная работа по восстановлению этого пробела. В том числе НОСТРОЙ разрабатывает пять стандартов по подземному строительству.

Скажем, сейчас невозможно купить или арендовать отдельно подземный участок. Это связано в том числе с отсутствием 3D кадастра.

Развитие российских городов требует продуманных, современных решений градостроительных, транспортных и экологических проблем. Участники форума отмечали, что в сложившейся обстановке реализуются небольшие проекты и частичная переделка. И если не принять экстренные меры сегодня, через несколько лет последствия станут необратимыми.

Уже сейчас средняя скорость транспорт­ного потока в Петербурге всего 16 км/ч. В других странах действуют градостроительные программы освоения подземного пространства, которые поддерживаются на государственном уровне и привлекают инвестиции.

Готовые проекты

Кроме того, что на форумах и конференциях обсуждается мировой опыт, технические, технологические принципы, методы обустройства подземных сооружений, представляются и разработки наших ученых и практиков, которые предлагают решения, ориентированные на местные условия.

Например, применение защитных экранов из труб при строительстве подземных сооружений в Санкт-Петербурге предложили Ольга Львова, представляющая ГОУ СПбГПУ, и Константин Павлович из ГУП «Ленгипроинжпроект».

Эта технология применима при строительстве таких подземных сооружений, как пешеходные переходы, автодорожные тоннели, станции метрополитена, в условиях плотной городской застройки, а также под автодорожными и железнодорожными магистралями.

При проведении работ в сложных геологических условиях Санкт-Петербурга необходимо свести к минимуму осадки дневной поверхности. При строительстве подземных объектов специалисты предлагают применение опережающей ограждающей крепи – экрана.

Его конструктивным назначением является предупреждение и минимизация деформаций и просадок поверхности, расположенной над сводом тоннеля в период его проходки и крепления.

Существуют различные модификации этого способа, отличающиеся материалом, формой и размерами экрана, способами возведения, наличием или отсутствием зам­ковых элементов и прочих конструкций.

Также появляются множество разработок создания всевозможных подземных автоматизированных паркингов в центре города. Обсуждаются проекты таких сооружений под Сенной площадью, на стрелке Васильевского острова, в зоне будущей станции метро «Театральная».

Практика и практики

Одним из успешно реализованных проектов освоения подземного пространства в исторической зоне Санкт-Петербурга специалисты считают создание подземного объема при строительстве второй сцены Мариинского театра. Там при проектировании и строительстве трех подземных уровней применялась адаптированная технология «стена в грунте».

Многоуровневые паркинги построены под торговыми комплексами «Стокманн», «Галерея», под некоторыми отелями. В городе есть компании, которые уже годами специализируются на подземном строительстве.

Во-первых, всем известная компания «Метрострой» более 50 лет развивает подземную железную дорогу. Есть и те, кто может комплексно осуществлять строительство подземных сооружений в условиях тесной городской застройки.

Например, компания «Геоизол» принимает активное участие в строительстве сооружений повышенного уровня сложности. А ее руководитель Елена Лашкова уверена, что все мегаполисы рано или поздно приходят к необходимости освоения подземных пространств.

Специалисты этой компании еще в 2006 году участвовали в создании пятиуровневого подземного паркинга с глубиной котлована 18,5 метров и диаметром 80 м на Комендантской площади. Совместно со своим партнером – бельгийской компанией Franki Geotechnics – разработчики предложили несколько конструктивных и технологических решений, позволяющих реализовать проект с минимальными затратами и в кратчайшие сроки.

Также первопроходцем освоения подземного пространства Санкт-Петербурга и, в частности, строительства в городе подземных паркингов считается ЗАО «Геострой», которое имеет опыт строительства более 30 зданий с подземными этажами и подвалами. Кроме этого, тему подземного строительства серьезно разрабатывают и другие научные учреждения, проектные и строительные организации. Есть готовые проекты, воплощение которых поможет улучшить ситуацию в городе.

Подготовила Любовь Ежелева

 

Другие материалы по теме

X