жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Нормативы для литых асфальтобетонов


В мае 2012 года ведены в действие согласованные с европейскими нормативами российские стандарты на литой асфальтобетон – ГОСТ 54400-2001 «Асфальтобетон дорожный литой горячий. Методы испытаний» и ГОСТ 54401-2011 «Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования».

Эластичная прочность

В соответствии с новым ГОСТ Р 54401-2011 литой асфальтобетон представляет собой литьевую смесь с минимальной остаточной пористостью, состоящей из зерновой минеральной части (щебня, песка и минерального порошка) и вязкого нефтяного битума (с полимерными или другими добавками, или без них). Укладка смеси производится по литьевой технологии без уплотнения при температуре смеси не менее 190 °С. Основные достоинства материала – водонепроницаемость, эластичность, усталостная долговечность, экологическая безопасность.

При применении в составе модифицированного полимерами битума свойства литого асфальтобетона (полимерасфальтобетона) существенно улучшаются. Мировая практика показывает, что использование литого асфальтобетона из-за его упруго-эластичных свойств особенно эффективно для покрытий металлических настилов мостов. С этой целью производится не менее 50% литых асфальтовых смесей в Европе.

Российский опыт применения литого асфальтобетона имеет более скромную историю по сравнению с европейским. Первые масштабные объекты в России, на которых был использован литой асфальтобетон, появились в конце 1990-х годов благодаря финскому подрядчику LEMMIN­KAINEN и его сотрудничеству с российскими компаниями, мощности которых использовались для приготовления компонентов литых смесей.

Начало развития технологий отечественного производства литого полимерасфальтобетона европейского уровня качества можно отнести к началу 2000-х годов. Произошло это в Санкт-Петербурге, при реконструкции Троицкого моста, когда ГК «АБЗ-1» выполнила весь комплекс работ по устройству системы гидроизоляции с использованием произведенного ей же литого полимерасфальтобетона. С тех пор производство отечественного литого асфальтобетона увеличивается с каждым годом.

По данным ГК «АБЗ-1», члена Международной ассоциации производителей литого асфальтобетона, общий выпуск литого асфальтобетона в России в 2011 году можно оценить примерно в 50 000 т. В то же время в Европе ежегодно производится от 800 000 до 1 млн т литых асфальтобетонных смесей. Тем не менее рост объемов производства материала указывает на высокий потенциал российского рынка литых асфальтобетонов.

В Санкт-Петербурге на фоне объемов выпуска прочих видов асфальта – около 4,5 млн т – доля литых смесей составляет чуть более 0,5% (около 30 000 т).

– Расширение выпуска литого асфальтобетона зависит от многих факторов, – говорит заместитель генерального директора по технологии и качеству работ ЗАО «Экодор» (ГК «АБЗ-1») Алексей Покровский. – Прежде всего от востребованности материала и от осведомленности заказчика и проектировщика. Немаловажным обстоятельством, сдерживающим распространение литого асфальтобетона, является стоимость материала, которая как минимум вдвое превышает цены на традиционные асфальтовые смеси.

Надо учитывать также достаточно узкую, по крайней мере в России, нишу использования этого материала. Сюда можно отнести в основном мостовые сооружения. В Петербурге к сфере применения литых асфальтобетонов относят еще и покрытия в зоне трамвайных путей.

Высокие цены на литые асфальтобетон и полимерасфальтобетон определяет его состав с повышенным до 7,5–10% по массе содержанием битума и увеличенной до 20–30% долей минерального порошка и технология укладки, требующая специальной техники.

Отличия новых нормативов

За последние десятилетия в России разработан ряд документов, определяющих технические и технологические требования к материалу и способам проведения укладочных работ: стандарты организаций, технические условия, технические рекомендации, ведомственные строительные нормы.

Отсутствие государственного стандарта во многом затрудняло работу проектировщиков и производителей, вынужденных учитывать различия в классификации литых асфальтобетонов, отличающиеся требования технических условий и разные способы испытаний этих материалов. Известным документом, регламентирующим требования к литым асфальтобетонам в РФ, являлись ТУ 5718-002-04000633-2006.

В 2010 году в НИИ транспортно-строительного комплекса (НИИ ТСК) были подготовлены два проекта ГОСТ на литые асфальтобетоны. Консультантом работ выступило ОАО «АБЗ-1».

– Существующие до введения ГОСТов нормативные документы вызывали много вопросов у практиков, которые ежедневно занимаются выпуском и производством этого материала, – комментирует ситуацию Алексей Покровский. – Например, в ТУ 5718-002-04000633-2006 не был нормирован гранулометрический состав минеральной части композиции, хотя пористость минерального остова и конечные свойства материала зависят от пропорции и содержания щебня и песка.

Они содержали спорные положения и диапазоны показателей, которые никак не оправдывали их соблюдение при получении литых асфальтобетонов с оптимальными физико-механическими свойствами.

В принятых ГОСТах структурированы лояльные и вместе с тем необходимые и достаточные требования к исходным материалам, которые учитывают условия производства асфальтобетона и дорожных работ в разных регионах страны.

Поскольку максимальный экономический эффект от применения литых асфальтобетонов достигается при условии только высококачественных дорожно-строительных материалов, при разработке ГОСТов максимальное внимание было уделено как обязательным требованиям к материалам для производства литых смесей, так и физико-механическим свойствам литых асфальтобетонов.

Так, в нормативах приведены повышенные требования к физико-механическим свойствам фракционирования щебня и песка из отсевов дробления.

Впервые заявлены требования к пыли уноса смесительных установок и ограничено применение пыли гранитов и кварцитов. Определена возможность замещения минерального порошка пылью горных пород в количестве не более 40% от общей массы минерального порошка.

В ГОСТ впервые включены требования к материалам поверхностной обработки, которая производится для обеспечения надлежащего сцепления шин с покрытием, а также для защиты верхнего конструктивного слоя от абразивного износа.

Разработчики ввели в норматив понятие дефлегматоров, или разжижителей для модификации смесей и снижения вязкости битумных вяжущих. Их применение позволяет снижать издержки при производстве.

В документе определены и требования к модифицированным полимерно-битумным вяжущим с приоритетом применения термоэластопластов, свойства которых должны соответствовать климатическим условиям эксплуатации будущего покрытия. Также введены ограничения для температурных режимов выпуска и хранения литых асфальтобетонных смесей на различных видах вяжущих. Это позволит ограничить перегрев смесей, снизить эмиссии вредных газов и деструкцию полимеров в асфальтобетоне.

Наконец, введена классификация литых асфальтобетонов, исходя из максимальной крупности минерального заполнителя и целей применения: I тип (новое и капитальное строительство, ямочный ремонт) – до 20 мм, II тип (новое и капитальное строительство, ямочный ремонт, тротуары) – до 15 мм, III тип (тротуары, велосипедные дорожки) – до 20 мм.

По гранулометрическому составу зерновых смесей литые асфальтобетоны практически соответствуют требованиям EN 13108-6:2006 с пересчетом на круглые сита по ГОСТ 9128-97.

Гармонизация нормативной базы

С позиций методов испытаний российские нормативы и европейские строительные нормы максимально гармонизированы. В качестве основного показателя реологических свойств асфальтобетона нормирована глубина вдавливания штампа. Методика испытаний на глубину вдавливания штампа по ГОСТ 54400-2001 соответствует EN 12697-20:2003.

Еще одно отличие введенного ГОСТа от существующих в России нормативов заключается в ужесточении и дифференциации требований к этому основному прочностному показателю в верхнем или нижнем конструктивном слое на конкретных сооружениях. Это, по замыслу разработчиков, позволяет более гибко вести практику подбора составов и давать четкие ориентиры гарантий качества выполненных работ.

В ГОСТе также приводится список обязательных и факультативных методов испытаний литых асфальтобетонов. К обязательным относятся: пористость минерального остова, остаточная пористость, водонасыщение, глубина вдавливания штампа при 40 °С в течение 30 минут, однородность литого асфальтобетона по показателю глубины вдавливания штампа. В то же время из перечня обязательных испытаний исключен метод одноосного сжатия образца при 50 °С, так как он не отражает реальных условий эксплуатации покрытий, а испытания на раскол при 0 °С включены в ГОСТ факультативно.

Перспективы использования литого асфальтобетона

Помимо транспортного строительства, сфера возможного применения литого асфальтобетона очень широка. Это эксплуатируемые кровли и покрытия паркингов, гидротехнические сооружения и покрытия на фермах и силосохранилищах, склады зерновых культур и гидроизоляция, покрытия обогреваемых полов и пандусов.

– В пользу применения литого асфальтобетона вне дорожного строительства свидетельствуют некоторые качественные показатели материала, превосходящие аналогичные данные бетонных полов, – поясняет Алексей Покровский. – По сравнению с бетоном он имеет меньшую в 1,5–2 раза теплопроводность, больший коэффициент звукопоглощения (7 дБ на 25 мм толщины), эластичен, обладает электроизоляционными свойствами.

В Европе асфальтовые покрытия можно обнаружить в медицинских учреждениях, театрах, ресторанах. Наш опыт укладки промышленных полов из литого асфальтобетона в продуктовых складских помещениях в 2003 году подтвердил его преимущества: после стольких лет активной эксплуатации на нем нет ни пыли, ни трещин. Бетонное покрытие вряд ли выдержало бы такую нагрузку.

Особое место литой асфальтобетон занимает в списке декоративных покрытий. Здесь можно упомянуть цветные асфальтобетоны, отшлифованные или отполированные покрытия с цветным щебнем, тисненные покрытия, имитирующие брусчатку, и многие другие.

Новые ГОСТы разработаны для применения литого асфальта исключительно в дорожном и мостовом строительстве. Возможно, что вслед за госстандартом на дорожные литые асфальтобетонные смеси появятся стандарты на напольные асфальтобетонные покрытия.

Татьяна Рейтер

Другие материалы по теме

X