жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Рынок готовится к рывку


Рынок нерудных материалов готовится к сезонному спаду. Однако эксперты не исключают факторов, которые могут привести к росту цен на щебень и песок.

По прогнозу Министерства регионального развития рынок нерудных материалов по итогам 2012 года вырастет на 4–5%. Драйвером должно стать возведение жилья в рамках реализации программ по строительству и реконструкции, финансирование которых в 2012 году составит более 200 млрд рублей. Однако если иметь в виду практику закупок для реальных нужд строителей, то она другая.

– При обсуждении конкретных условий сделок продавцы готовы давать скидку в 5–10% от стоимости, заявленной в прайс-листе, – отмечает генеральный директор компании ExPro Олег Солтанов. – Такая практика характерна для всех продавцов. Хотя номинально цены на нерудные материалы не менялись, фактически они ниже летних показателей. Это связано с сезонным спадом на рынке. С наступлением осени большинство строительных работ заканчивается, и материалы в прежних объемах не нужны.

Александр Дубодел, директор по маркетингу ЗАО «ЛСР-Базовые материалы Северо-Запад», занимающего лидирующие позиции на рынке строительных материалов, отмечает, что для зимнего периода характерно снижение цен на нерудные материалы. Так, стоимость песка может варьироваться в пределах 100–500 рублей в зависимости от его качественных характеристик. На щебень – в пределах 650–1 300 рублей. Однако если рассматривать годовую динамику рынка, то следует говорить все-таки о его росте, а не о стагнации.

– В первом полугодии 2012 года темп прироста на рынке щебня составил около 17% по сравнению с тем же периодом 2011 года, а песка – 13%. При этом емкость рынков в рассматриваемый период составляет 4,5 млн куб. м и 7,4 млн куб. м соответственно, – говорит Александр Дубодел.

Рынок нерудных материалов, по его словам, растет за счет активной строительной деятельности в Ленинградской области, которая в 2012 году привлекла больше всего инвестиций среди регионов Северо-Западного округа.

Генеральный директор аналитического агентства «Амикрон консалтинг» Ольга Киюцина оценивает динамику рынка еще более позитивно. По ее данным, объемы производства нерудных материалов в 2012 году выросли более чем на четверть по отношению к аналогичному периоду 2011 года.

– Однако, несмотря на кардинальный разворот рынков от падения к росту, показатели «золотого» 2008 года все еще не достигнуты. Например, производство гравия все еще на 10–25% ниже, чем в 2008 году, – отмечает Ольга Киюцина.

Что считаем

Сравнение текущих показателей производства и продажи нерудных материалов с данными за прошлые годы позволяет делать только самые общие выводы о состоянии строительной отрасли.

Самый надежный показатель для экономики – это расчет производимых товаров и услуг на душу населения. Именно так предлагает оценивать рынок строительных материалов генеральный директор ООО «Базальт Менеджмент» Александр Денисов.

– Для анализа рынка нерудных материалов за отправную точку можно взять такой показатель, как количество потребляемого щебня на душу населения. Если он составляет 0,5 тонны на душу населения, то с полным основанием можно сделать заключение, что в стране разворачивается строительный бум, – полагает Александр Денисов. – Примерно такой объем щебня используется в Китае. На российском рынке картина неоднозначная.

Основные потребители сосредоточены в городах-миллионниках и потребляют около 17 тонн щебня в год, то есть наши показатели близки к европейским.

К прогнозируемому Министерством регионального развития РФ росту рынка нерудных материалов на 4–5% следует добавить 2–3%, так как этот прогноз не учитывает индивидуальное строительство. Рост цен составит 5% в соответствии с уровнем инфляции «плюс один процент, не более».

Уровень цен напрямую зависит от спроса, а темпы дорожного строительства в 2013 году могут оказаться весьма впечатляющими. Несмотря на завершение таких ресурсоемких объектов, как Комплекс защитных сооружений и кольцевая автодорога, а также принимая во внимание отказ от строительства Орловского тоннеля, в 2013 году можно ожидать скорее оживления дорожного строительства, чем спада. Федеральный бюджет выделяет на эти цели около 200 млрд рублей. Примерно четверть из них будет освоена в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Другой фактор, к которому могут быть чувствительны цены на нерудные материалы, это возможность и доступность получения лицензий на разработку новых месторождений. Возможно, именно он в ближайший год-два станет определяющим.

Дело в том, что в июне 2012 года правительство Ленинградской области фактически объявило мораторий на выдачу лицензий для разработки новых карьеров.

Губернатор Александр Дрозденко дал поручение профильным ведомствам провести мониторинг фактического исполнения объемов минерально-сырьевой базы, проверить деятельность предприятий, владеющих лицензиями на разработку общедоступных полезных ископаемых, проанализировать, насколько ими обеспечены муниципальные образования с учетом строящихся и предполагаемых к строительству объектов.

Пока эксперты не придают большого значения этому фактору. По их мнению, сам по себе мораторий на выдачу лицензий не должен привести к дефициту материалов.

– В ближайшие два-три года дефицит вряд ли появится, – отмечает Ольга Киюцина. – В противном случае поставки могут вестись из Карелии. Возможно расширение мощностей уже действующих предприятий.

Олег Солтанов напоминает, что у «Гранит-Кузнечного», входящего в Группу ЛСР, законсервированы три месторождения. В случае острой нехватки материалов их возможно ввести в строй.

Узкое место

Другое дело, что у производителей материалов едва ли есть шанс отреагировать на резкое увеличение спроса мгновенно. Самым слабым местом рынка нерудных материалов остается их доставка конечному потребителю.

Традиционно нерудные материалы доставляются по железной дороге. Однако РЖД в последние три-четыре года переориентируется на работу с пассажирскими перевозками. С развитием скоростного пассажирского сообщения уменьшается количество грузовых рейсов, составы закупаются с расчетом на пассажирские перевозки.

Доставка строительных материалов автомобилем гораздо менее эффективна, если учесть объем перевезенного груза и время в пути. В результате значительную часть стоимости материала составляет именно доставка. И эта составляющая имеет тенденцию увеличиваться.

– Расходы на перевозку могут составлять более 40% стоимости материала, – полагает Олег Солтанов. – Если стоимость щебня марки 5-20 на карьере составляет 900 руб­лей, то с учетом стоимости доставки, составляющей 300–400 рублей, «на месте» материал обходится в 1 200–1 300 рублей.

В конечной стоимости песка на доставку приходится более половины себестоимости. Так, песок марки 2-25 на карьере стоит 275–320. Перевозка увеличивает цену на 180–250 рублей, в итоге цена в городе на площадке достигает 500–550 рублей. При этом действует правило: чем дальше карьер от города, тем дороже перевозка и дешевле сам материал, – объясняет эксперт.

Ольга Куицина оценивает долю транспортных расходов в стоимости материалов в 60%.

– Цена производства по Северо-Западу фиксируется официальной статистикой на уровне 0,42 тыс. рублей за куб. м, – говорит она, – цена потребления – свыше 1 000 рублей. Разница между этими двумя показателями на уровне 0,6 тыс. рублей за тонну. Это расходы на логистику: транспортировку, перевалку, НДС.

На рост цен играет и такой фактор, как укрупнение игроков, наметившийся в 2012 году. Монополизация, по мнению Александ­ра Борисова, будет одним из основных факторов и в 2013 году.

– В прошлом году состоялись крупные сделки по покупке бизнеса, – сообщает Александр Борисов. – Например, французская компания «Лафарж» приобрела активы «Карелнеруда», Группа ЛСР при реструктуризации бизнеса объединила производство нерудных материалов под брендом «ЛСР-Базовые». Скорее всего, эта тенденция сохранится.

Ирина Силачева

Другие материалы по теме

X