жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Цементные перспективы

Инвестиционный проект строительства Бабиновского цементного завода (БЦЗ)

станет не только реальным вкладом в совершенствование промышленной базы отрасли,

но и сыграет большую роль в реструктуризации экономики региона.

Об основных этапах реализации проекта, ходе строительства завода, проблемах отрасли наш разговор с Михаилом Канодой, генеральным директором ОАО «Цемент» – компании, осуществляющей управление проектом.

– Михаил Иванович, проект строительства завода и обоснования инвестиций разрабатывались еще до кризиса.

На тот момент его перспективность была очевидна, проблемы дефицита цемента, роста цен на продукцию решали на самом высоком уровне…

– Сейчас мало что изменилось: промышленная база цементной отрасли весьма далека от совершенства и пока производители не способны удовлетворить потребности рынка в качественном продукте, соответствующем мировым стандартам.

Судите сами – в стране действуют 82 завода, которые выпускают примерно 67 млн т цемента в год, и только восемь предприятий можно считать современными, высокотехнологичными. Значит, российские производители способны поставить около 16 млн т продукции, качество которой не вызывает сомнений.

Считаю, наш проект чрезвычайно важен во всех смыслах. На границе двух субъектов Федерации – Новгородской и Ленинградской областей – появится современный цементный завод проектной производительностью более 2 200 000 т.

Мы совершенствуем отечественную базу промышленности стройматериалов, повлияем на динамику импортозамещения. Ведь до сих пор ежегодно в страну из-за рубежа ввозится не менее 6 млн т цемента высокого качества, востребованного в строительстве сложных транспортных объектов: мостов, тоннелей, метро, тюбингов.

Кроме того, мы участвуем в формировании комплексной промышленной зоны в Чудовском районе Новгородской области, что, в свою очередь, окажет непосредственное влияние на развитие территории. Недаром проект строительства БЦЗ включен Минрегионом в перечень инвестиционных проектов, направленных на реструктуризацию экономики монопрофильных городов.

– Однако при очевидной нужде в таких заводах все происходит не так быстро,

в чем проблема?

– Действительно, реализация проектов такого масштаба – дело весьма непростое. Тем не менее мы последовательно идем к цели.

К слову сказать, несколько цементных производств здесь было еще в конце XIX века, они располагались буквально в нескольких километрах от нынешней стройплощадки. Последний завод был разрушен во время Великой Отечественной войны.

Наша компания получила лицензию на право пользования недрами в Тосненском районе Ленинградской области в 2007 году. Почти три года велись геологические изыскания, испытания сырья. К этой работе мы привлекали и российских, и зарубежных специалистов.

В итоге выяснилось, что сырьевые запасы просто уникальны, месторождение содержит 300 млн т мергелей и 30 млн т глин. Этого хватит на век бесперебойной работы производства по выпуску цемента.

Промышленные испытания сырья показали, что оно вполне пригодно для производства продукции высокого качества – портландцемента марок ПЦ500 Д20 и ПЦ400 Д20. Тогда начался следующий этап реализации проекта – проектирование производства.

– Кого вы выбрали в качестве партнеров?

– Нашим партнером стала немецкая компания «КХД Гумбольдт Инжиниринг», которую мы выбирали на конкурсной основе. Это на сегодня мировой лидер, который специализируется в создании цементных производств с первых шагов и под ключ.

Специалисты исследовательской лаборатории этой компании принимали участие в исследованиях, промышленных испытаниях сырья и на основе этих данных вели проектирование предприятия.

Контракт предусматривает не только разработку проекта технологического оснащения предприятия, но и приобретение лицензии, поставки основного оборудования, обеспечивающего технологический цикл производства на всех участках – от карьера, где готовится сырье, собственно выпуска продукции, транспортировки и систем хранения готовой продукции.

Безусловно, технологическое оборудование – самое прогрессивное, эффективное. Скажем, установки помола сырья включают роллер-прессы, динамический сепаратор, циклонный теплообменник.

Иными словами, технологии позволят не только обеспечить выпуск цемента современным, рациональным методом сухого прессования, но и оптимизировать производственные издержки. Например, уровень потребления энергоресурсов предполагается меньше на 40 %, чем в отрасли в целом.

Таким образом, с учетом возможностей технологий себестоимость нашей продукции будет вдвое ниже, чем на большинстве действующих российских производств.

– Завод, как вы сказали, размещается на границе двух субъектов Федерации. Это создавало проблемы, скажем, при получении разрешительной документации, отводе земель, присоединений к энергомощностям?

– Вы правы, процесс, связанный с подготовкой документации, требует времени, организационных усилий, затрат. И, безусловно, он идет проще, если есть взаимопонимание, контакт с властью. У нас в этом смысле все сложилось. Наша сырьевая база находится в Ленинградской области, конкретно в Тосненском районе, а в пяти километрах от нее площадка, на которой строится завод, – это уже новгородская земля, Чудовский район.

Правительства Ленинградской и Новгородской областей проявили заинтересованность в проекте, и препятствий по ходу оформления документации не было.

Что касается обеспечения ресурсами, то производственная площадка с этой точки зрения располагается очень удачно. Здесь уже строится самая крупная в регионе подстанция «Ручей» 125 МВт свободной мощности, ГРС производительностью 270 млн т условного топлива, рядом проходит железная дорога, которая, как и автотрасса М-10, связывает две столицы. Это позволяет транспортировать грузы в северные регионы.

Мы получили разрешение от новгородских властей на строительство подходов к трассе М-10 и железнодорожной ветке, ведем работу по присоединению к магистральному газопроводу, который тоже проходит рядом.

Более того, как я уже говорил, наша площадка рассматривается как комплексная промзона, и, учитывая потенциал месторождения, здесь можно разместить не одно производство. И такие планы есть, причем на ближайшее будущее.

– Расскажите, что уже сейчас построено и когда вы планируете запустить предприятие.

– Весной прошлого года мы получили от Главгосэкспертизы положительное заключение по проекту строительства завода и в торжественной обстановке заложили первый камень в его основание.

Сегодня уже выполнено 40% строительно-монтажных работ. Построен административно-бытовой корпус, здание механического цеха, активно создается инфраструктура.

По сути, завершены самые сложные работы по созданию тоннелей, фундаментов под склады сырьевых материалов и добавок, силосных башен, которых будет шесть, и началось возведение самих силосов. Представьте, силосная башня для хранения клинкера – это сооружение диаметром 60 м, емкостью 113 000 т.

Промышленное строительство требует не только высокой квалификации, но и соответствующего оснащения, грамотной организации процесса. Чтобы все построить качественно и в срок генподрядчиком применяются современная, интересная технология, это, например, гидравлическая самоподнимающаяся опалубка, производительная строительная техника.

Пока работы идут по графику. Мы рассчитываем приступить к пусконаладке оборудования в первом квартале 2014 года.

Этот процесс пойдет, как предусматривается контрактом, под патронажем наших партнеров – топ-менеджеров и специа­листов «КХД Гумбольдт Инжиниринг». К концу 2014 года мы рассчитываем выйти на проектную производительность.

– Как будет решаться кадровая проблема?

– С кадрами, считаю, проблем не будет. Так сложилось, что на территории всегда не доставало рабочих мест, доходы местного населения весьма невысоки, и многие чудовцы отправляются в поисках лучшей доли в другие регионы.

Мы не только предоставляем 600 рабочих мест, но уже создали программу обучения персонала и переподготовки кадров. И готовы открыть прием сотрудников, как только начнутся пусковые работы.

Кроме того, что нашим потенциальным сотрудникам будет обеспечена интересная работа на предприятии с хорошими условиями труда и заработной платой, не меньше той, что зафиксирована на рынке, мы предоставим возможность для приобретения жилья.

В городе Чудово для нужд завода планируется построить два дома на 175 квартир для рабочего персонала и коттеджный поселок, в котором поселятся топ-менеджеры и специалисты среднего звена.

– И, наконец, Михаил Иванович, ваш прогноз на развитие бизнеса,

на возврат вложенных средств, какова, кстати, стоимость проекта?

– Стоимость проекта вместе с инфраструктурой составит около 14 млрд рублей. Это кредитные средства и вложения двух частных инвесторов. Наш основной финансовый партнер в проекте – банк ВТБ.

Мы, безусловно, рассчитываем, что бизнес будет успешным. Потребность в цементе высокого качества будет всегда. Вот, например, только на строительство новой трассы Москва – Петербург, по скромным подсчетам, потребуется не менее 300 млн т цемента. Замечу, часть будущей дороги протянется в нескольких километрах от нашей производственной площадки.

Более того, совершенно очевидно, что новые трассы, которые планируется проложить в соответствии с Транспортной стратегией России, будут строить по современным технологиям, на бетонном основании. Рынок транспортного строительства в России, убежден, будет развиваться весьма активно. Это вызовет острую потребность в высококачественном цементе.

Наше предприятие с точки зрения логистики расположено весьма выгодно: на трассе М-10 между крупными промышленными центрами, и, кроме качества продукции, это станет нашим очевидным преимуществом.

Думаю, мы сумеем вписаться в российский рынок и уже на первых порах рассчитываем на долю не менее чем четыре процента.

Добавлю, цемент используется не только в транспортном, жилищном строительстве. Это непременный и важный компонент в производстве бетонных смесей, строительных конструкций и деталей.

От качества цемента зависит и его расход при выпуске стройматериалов. Скажем, есть расчеты, которые подтверждают, что, используя цемент более высокого качества, производитель ЖБИ и бетона может экономить на объемах основного компонента – цемента.

То есть у нас хорошие перспективы на востребованность материала и, как следствие, окупаемость будущего предприятия.

Роза Михайлова

 

Дипломированное качество

Наш издательский дом выступил в качестве информационного партнера конкурса «Лидер строительного качества–2012». Церемония награждения победителей состоялась 25 сентября 2012 года в Красном зале здания Аппарата полпредства СЗФО. Мероприятие прошло при поддержке полномочного представителя Президента РФ в СЗФО, правительства Санкт-Петербурга, НОСТРОЯ, ряда общественных и профессиональных организаций.

Конкурс проводился по двум категориям: «Производство строительных материалов и конструкций» и «Строительные объекты». О своем участии заявили 36 компаний, было представлено 28 видов продукции промышленности стройматериалов и 24 объекта строительства.

Лучшие строительные материалы и изделия, диплом 1-й степени: гранитный щебень – «ЛСР», шпаклевки – ПП «Крепс», портландцемент – «Сланцевый цементный завод», блоки и асфальтобетонные смеси – «Стройкомплект», стеноплан – «Завод слоистых пластиков».

Лучшая строительная конструкция – воздуховоды «Балткомплект».

Лучшие инженерные системы и оборудование: труба армированная и термостабилизированная – «ИМПЭКС», лампа светодиодная – «ИТЭС», вакуумный водосток – «Инженерные системы».

Лучший объект жилищного строительства: ЖК «Лучший выбор» – «Ленстройтрест», «Романовский особняк» – «47-й трест», ЖК «Лахта» – СТК «ПРОК», микрорайон «Тридевяткино царство» – «УНИСТО», ЖК класса «комфорт» «Гуси-лебеди» – «КВС», ЖК «Лахтинский разлив» – «Ленстройтрест», ЖК «Аврора» – ДСК «Блок», проект «Южный» – «ГДСК», жилой дом «Рыбацкий парус» – «47-й трест», клубный дом «Ковенский, 5» – СК «Возрождение Санкт-Петербурга», жилой дом квартала 12 микрорайона «Южный», (г. Всеволожск) – «Стройинтекс».

Гран-при – ЖК повышенной комфорт­ности «Vita-Нова» – ЮИТ-СПб.

Лучший объект малоэтажного строительства, дипломы 2-й и 1-й степени: ЖК «Kivennapa – Север» – «Нева Инвестпроект», микрорайон малоэтажной застройки в г. Кириши – «ОСП строй», малоэтажный комплекс «Виктория» – «Взлетстрой».

Специальные виды работ: реставрация фасада Монетного двора с воссозданием герба Российской империи – «Стройреставрация», укрепительные работы Дома журналиста в Санкт-Петербурге – «Геострой», следственный изолятор на 4000 мест в г. Колпино – «Генеральная строительная корпорация», административное здание Арбитражного суда – «Геострой».

Лучший объект инфраструктуры – южный участок Западного скоростного диаметра – «Генеральная строительная корпорация».

Лучший объект культурного назначения – 2-я сцена Мариинского театра – «Генеральная строительная корпорация».

Лучший объект специального назначения – РУВД Петродворцового района – «КВС».

Гран-при – лучший объект космической инфраструктуры – испытательный космодром «Плесецк» – ГУССТ № 3 при Спецстрое России.

Другие материалы по теме

X