жк днепропетровская 37 евротрешка

Актуальное

Стабильность и многоцветность

Аналитики оценивают рост рынка лакокрасочных материалов уходящего года в 9–13%.

Год не принес каких-либо серьезных изменений в этот весьма консервативный сектор стройиндустрии. Сохранилась и сложившаяся структура рынка ЛКМ. Зачастую предлагаемые обновления больше относятся к маркетингу, чем реальным инновациям.

Пока официально итоги года не подведены, но, по прогнозам DISCOVERY Research Group, в 2012 году объем российского рынка ЛКМ увеличится на 9% в натуральном и 13% в стоимостном выражении – до 1,4 млн т и 96,2 млрд рублей.

Тенденция последних лет – острая конкуренция в низком ценовом сегменте, а также преобладание импортного сырья и капитала – по-прежнему сохраняется.

В прошлом году рост рынка лакокрасочных материалов в России обеспечивали в основном Центральный, Северо-Западный и Южный федеральные округа, произведя в общей сложности 832 000 т продукции, что составляет около 80% всего российского рынка ЛКМ.

Среди регионов основной объем производства пришелся на Санкт-Петербург, Московскую и Ростовскую области, которые в совокупности произвели 457 000 т продукции, что составило около 43% всего рынка. Напомним, что ранее аналитики прогнозировали рост емкости рынка ЛКМ к 2015 году до 1 700 000 т, а водно-дисперсионных красок – до 510 000–530 000 т.

По данным маркетинговых исследований, в России производится более 2 000 наименований лакокрасочных материалов, что составляет 70% объема отечественного рынка. Треть реализуемых в стране ЛКМ приходится на импорт. Среди поставщиков лидируют производители Германии, доля которых заметно увеличилась, а также Финляндии и Швеции. Кроме этого, встречается продукция из Италии, Турции, Эстонии и Кореи. Аналитики предостерегают, что в будущем без существенных инвестиций в модернизацию крупные производства могут столкнуться с такими проблемами, как рост доли импорта, в частности продукции низкого ценового сегмента из Прибалтики и Белоруссии, а также с ростом количества мелких производств.

– Мы считаем, что для рынка характерен умеренный рост, – говорит о нынешних тенденциях генеральный директор ООО «Тиккурила» Симо Лайтала. – При этом по общей динамике заметно, что доля индустриального – промышленно-бытового сектора ЛКМ в общем потреблении лакокрасочных материалов постоянно возрастает. И развитие этого направления является, на наш взгляд, одним из самых перспективных. Динамика увеличения доли этого сегмента говорит сама за себя: по итогам 2011 года на индустриальный сектор пришлось 28% рынка ЛКМ, в 2010 году – 24%, в 2009 – 23%.

Если говорить о динамике всего рынка ЛКМ в 2012 году, то существуют разные оценки. Где-то встречаются предварительные оценки роста порядка 8–9%, в каких-то источниках фигурируют значения в 2–3%. Мы стараемся избегать публичных прогнозов, но полагаем, что истинное значение находится где-то посередине.

Аллигатор и пингвин

Специалисты говорят, что за последние годы конкуренция на рынке существенно выросла. Хотя список крупных отечественных производителей не сильно изменился. По-прежнему ведущими игроками на российском рынке остаются «Тиккурила» и «Пигмент», имеющие производственные мощности в нашем регионе, а также ростовский «Эмпилс» и «Лакокраска», входящая в холдинг «Ярославские краски».

Аналитические данные говорят, что в России насчитывается немногим более 300 предприятий, производящих лакокрасочные материалы. В то же время на сайте «Российская лакокрасочная промышленность» размещен каталог, состоящий из 519 предприятий. Согласно публикуемым там данным, в Москве 177 предприятий занимаются выпуском ЛКМ, а в Санкт-Петербурге их 66. Кроме уже названных, в регионе представлена продукция таких компаний, как «Капарол», «Аллигатор», «ТекносДеко». Далее идут – Екатеринбург, где на производстве ЛКМ специализируются 18 компаний, восемь производителей насчитывается в Нижнем Новгороде и семь в Ростове-на-Дону.

На другом интернет-ресурсе в разделе ЛКМ содержатся предложения от 10 500 компаний. Если гиганты действуют на глобальном рынке, то менее крупные предприятия имеют влияние в основном на местном уровне. На протяжении нескольких лет сохраняются основные линейки продукции крупных и мелких производителей, сегментация рынка по ценовым категориям. По данным ряда исследований, в структуре глобального рынка ЛКМ доминируют промышленные краски.

Обычно предприятия, занимающиеся производством красок, претендуют на ту или иную нишу, в которой остаются достаточно длительный период. Так, около 70% всего объема производимой продукции компании «Тиккурила» несколько лет занимают водно-дисперсионные краски.

Концерн «Пигмент» считает своим основным направлением производство материалов для антикоррозионной защиты металла. А значительную часть объемов продукции компании «Лакокраска» составляют автомобильные краски.

В октябре в Ленинградской области было начато строительство производства ЛКМ, символом марки которой является безобидный пингвин. Это – норвежский концерн «Йотун», занимающий по объемам производства девятое место в мире. Приход такого гиганта в будущем может существенно изменить расклад сил как на рынке нашего региона, так и на федеральном уровне.

К апрелю 2014 года планируется запустить завод по выпуску 3 600 – 4 000 т порошковых антикоррозионных покрытий в год. Эта продукция предназначается для судостроительного кластера региона. Но компания собирается работать и с нефтегазовым сектором, что позволит существенно нарастить объемы и расширить ассортимент выпускаемой продукции. Начав свою экспансию в России с Петербурга, норвежцы планируют создать производства во Владивостоке, Екатеринбурге и Ростове.

– Любой рынок – это живой организм, который постоянно меняется, – комментирует Симо Лайтала. – Россия вступила в ВТО, и на наш рынок обратили внимание многие крупные игроки сегмента ЛКМ, которые ранее не имели здесь своих производственных площадок. Так, например, свои планы по открытию заводов в России представили компании PPGIndustries, Jotun, Teknos.

Ряд российских производителей также анонсировали скорое увеличение собственных производственных мощностей. Мы позитивно оцениваем приход новых игроков, ведь рост конкуренции в конечном счете неизменно положительно сказывается на покупателе. Для нас это повод быть еще умнее, изобретательнее, быстрее, дабы подтвердить свою лидирующую роль на российском рынке. Это новый вызов, и это – интересно. Кроме того, как одной из старейших международных компаний, работающих на российском рынке, нам также будет интересно наблюдать за тем, как новые компании будут проходить путь, на который мы затратили несколько лет.

На поводу трендов

В течение последних десяти лет значительно изменился ассортимент ЛКМ. Благодаря широкомасштабной модернизации, большинство заводов оптимизировали производство. Были сняты с производства не пользующиеся спросом и устаревшие виды продукции. Специалисты считают, что также тенденцией рынка стало сокращение спроса на стандартные материалы и рост потребления ЛКМ, имеющих качественное финишное покрытие, обладающих удобством нанесения и отвечающих требованиям экологической безопасности.

Среди факторов, определяющих развитие сектора, внедрение инноваций, поиск безопасных и долговечных материалов. Так, среди модных тенденций – разработки и внедрение в сфере нанотехнологий. Еще одно направление связано с разработкой и производством специальных лакокрасочных материалов индустриального применения, обладающих химической стойкостью. Также аналитики отмечают развитие направления производства порошковых, в частности эпоксидных, красок. Разработки ведутся в сфере применения покрытий. Разрабатываются как специальные материалы для металла, дерева, бетона, так и универсальные краски.

В последнее время многие производители используют в качестве эффектного маркетингового решения увеличение колористических возможностей декоративных красок. Так, в прошлом году «Тиккурила» представила новую широкую палитру. Другие производители также работают над внедрением новых современных цветовых решений, в том числе темных тонов, имеющих высокую степень устойчивости к воздействию ультрафиолетовых лучей.

Многие производители, особенно имеющие европейские и скандинавские корни, как, например, финская компания «Текнос», делают акцент на экологической безопасности своей продукции.

– Один из основных факторов развития мирового рынка ЛКМ – развитие экологически безопасных материалов, – также подчеркивает Само Лайтала. – Несмотря на то, что безопасные ЛКМ имеют более высокую стоимость, их спрос на рынке неуклонно растет. Эта тенденция касается и России, мы наблюдаем, хоть пока еще очень медленное, но все же смещение приоритетов покупателя от цены продукта к его качеству и безопасности как основным факторам выбора.

Как правило, потребитель понимает под экологически безопасными ЛКМ материалы, которые не содержат вредных веществ, с небольшим количеством летучих органических соединений, безопасные для здоровья человека и окружающей среды.

Для самих производителей ЛКМ понятие экологической чистоты более широкое. Это – и использование безопасных сырьевых компонентов, и уменьшение потребления электроэнергии при изготовлении, и минимизация влияния вредных факторов на всех стадиях производства как для человека, так и для окружающей среды. Также нами учитывается возможность безопас-ной утилизации материала с минимальным уроном для окружающей среды.

В октябре 2012 года российский гигант – компания «Ярославские краски» прошла аудит системы менеджмента качества и получила сертификат стандарта ИСО 9001:2008. Также в этом году компания расширила линейку продукции целым рядом новых высокотехнологичных продуктов, которые появились в результате разработок собственного научно-технического центра.

В их числе полиуретановый и акрил-уретановый лаки, всесезонные водорастворимые материалы, а также антимикробная краска Premia с наночастицами серебра. В прошлом году было начато производство красок по технологии Teflon surface protektor.

Подготовила Любовь Ежелева

Другие материалы по теме

X