Актуальное
160_600_Поплавок_уши_Строим_добро

Догнать и перегнать

Санкции потеснили иностранных конкурентов на рынке спецтехники. Российским производителям представился шанс закрепиться на новых позициях.

В последние годы строительные и добывающие компании по известным причинам отдавали предпочтение импортному оборудованию. Российская спецтехника превалировала лишь в нескольких сегментах. В 2013 году доля российских производителей на рынке автокранов составляла 85–90%, отечественные производители занимали хорошие позиции в секторах автогрейдеров (55%), башенных кранов (35%) и колесных экскаваторов (20%). Рынок же фронтальных погрузчиков, компактной универсальной техники весь был отдан на откуп иностранным поставщикам.

По данным агентства «Крединформ», в 2013 году доля рынка импорта в количественном выражении составляла 83,2%, на российскую технику приходилось – 16,8%.

Санкции и рост курса валют заметно сократили поставки техники зарубежными производителями. По данным ФТС, в 2014 году физический объем ввоза грузовых автомобилей уменьшился на 30,7%.

«Почти на 25% по сравнению с предыдущим годом сократились поставки строительной техники, – рассказывает директор по развитию российского подразделения компании JCB Сергей Харитонов. – В этом сегменте произошло наибольшее падение из-за экономического кризиса, девальвации рубля и сократившихся возможностей российских банков по финансированию строительных проектов».

Спад объема продаж наблюдается практически у всех производителей. В большей степени пострадали поставщики американских бульдозеров – Caterpillar, John Deere, Case, у которых продажи упали на 48%. Японских машин Komatsu стало меньше на 31%. Рынок европейских бульдозеров Liebherr, Dressta, New Holland упал на 20%.

Карты в руки

Аналитики считают, что ситуация в России сложилась неоднозначная: с одной стороны, фиксируется сокращение поставок от зарубежных производителей и повышение цен на их продукцию, с другой – налицо рост спроса на спецтехнику. Активизировались производители из Китая и Южной Кореи, захватившие сегменты кранов-манипуляторов, бортовых погрузчиков с КМУ, предлагая технику, по характеристикам не уступающую европейской. Казалось бы, для российских производителей, особенно в секторах тяжелой техники, открываются перспективы для активизации продвижения своих машин.

Однако, по данным аналитического агентства «Автостат», по итогам 2014 года отечественные автозаводы, выпускающие грузовую технику, показали падение производства на четверть, до 159 100 машин, что эквивалентно доле в 8,5% от всего объема производства автомобильной техники в стране.

Отрицательный результат зафиксирован впервые после четырех лет роста объемов выпуска грузовых автомобилей. Один из крупных производителей техники – ЧМЗ в середине 2014 года вообще находился на грани банкротства. Медленно «выздоравливает» сектор производителей грузовиков.

Изучающие структуру рынка грузовой техники аналитики отмечают высокую степень консолидации в этом секторе. Примерно 80% автомобилей выпускается на трех предприятиях страны. Лидеры известны – ГАЗ – 30,2%, КАМАЗ – 9,5% и УАЗ – 26,7%.

«Низшая точка кризиса на российском рынке грузовиков будет пройдена в 2015 году, и с 2016-го спрос начнет возрастать, – считает руководитель службы стратегического развития КАМАЗа Игорь Савельев. – Мы ожидаем, что спрос будет стимулироваться реализацией инфраструктурных проектов, необходимостью обновления парка. А к 2020 году российский рынок грузовиков выйдет на уровень показателей 2007–2008 годов. Продажи КАМАЗа в этом случае могут составить 67 000 автомобилей в год».

В 2015 году, по прогнозам маркетологов КАМАЗа, отечественный рынок грузовых автомобилей массой 14–40 т составит 51 000 шт. В компании планируют реализовать 26 000 автомобилей. Таким образом, доля автозавода может составить 51%. Достичь таких показателей КАМАЗ рассчитывает за счет вывода на рынок нового модельного ряда и вытеснения иностранных конкурентов, а также путем расширения применения автотехники на газомоторном топливе.

Аналитики «Ивановской марки» констатируют, что рынок спецтехники заметно сужается. Уменьшается спрос на машины со стороны потребителей, и в первую очередь на импортные, которые потеряли свою ценовую привлекательность из-за повышения курса доллара. Если в первом квартале прошлого года объем импорта автокранов составлял 16%, то сейчас – 3%.

Аналогичная ситуация с дорожно-уплотнительной техникой: в 2014 году количество импортных катков составляло 610 единиц, сейчас эта цифра существенно меньше – 170. Эксперты говорят, что в перспективе также следует ожидать снижения объемов.

Но и производство российской техники тоже снижается, правда, гораздо меньшими темпами по сравнению с падением импорта. И поскольку сужение российского рынка спецтехники происходит именно за счет сокращения доли импорта, тенденция, считают аналитики, имеет положительный характер для нашей страны.

Отечественные предприятия, выпускающие спецтехнику для строительной отрасли, находятся в двойственном положении. С одной стороны, открылись возможности и по увеличению доли на внутреннем рынке, и по расширению экспорта. Но появились другие барьеры: ограничение доступа к финансовым ресурсам, удорожание импортных комплектующих. Некоторые потребители заняли выжидательную позицию, отложив новые покупки. В совокупности эти факторы заставляют предприятия разрабатывать новые стратегии поведения на рынке, менять тактику.

Потенциальные возможности

Российское машиностроение в таком контексте все же обладает существенным запасом для роста. Так, в секторе автокранов грузоподъемностью от 16 до 50 т отечественные производители способны увеличить рыночную долю с 80 до 100%, полностью вытеснив зарубежных поставщиков. Специалисты считают, что потребители не заметят ухода импортной продукции, поскольку получат надежную технику, превосходящую по отдельным показателям зарубежные аналоги.

Такие предприятия, как «Автокран», «Газпром-кран», «РАСКАТ», имеют десятилетний опыт выпуска спецтехники и предлагают конкурентные решения как в разработке, так и в серийном производстве и сервисном обслуживании.

Среди производителей автокранов аналитики ставят на первое место «Ивановскую марку», продукция которой занимает от 40 до 50%, затем следует «Галичский завод» с 26%. 17% отводится компании «Клинцы», около 7% рынка занимает «Челябинец». Проявляют активность в продвижении техники «Углич», «Ульяновские машины», «Юргинский завод».

В ряде секторов тяжелого машиностроения уже наметился небольшой рост. Так, в производстве грузовиков доля КАМАЗа на рынке России, по собственным аналитическим данным компании, за 2014 год немного увеличилась и достигла 45,9% (для сравнения: доля МАЗ – 9%, «Урал» – 6%).

В сегментах бульдозеров и трубоукладчиков лидирующие позиции удерживает ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК». Одним из лидеров на отечественном рынке бульдозеров является компания «Четра», которая по итогам 2014 года заняла около 30% российского рынка.

По мнению маркетологов «Ивановской марки», полного импортозамещения не получится по дорожным каткам, хотя рынок импортной продукции и «обрушился». Объемы потребления катков в стране превосходят возможности отечественных предприятий, и в этой продуктовой линейке импортная техника не скоро утратит свои позиции. Специалисты прогнозируют возможность уменьшения доли импорта в секторе с 88 до 60%.

Куда смотрят строители

Вопрос снижения затрат на покупку и содержание парка спецтехники стал в нынешних условиях чрезвычайно важным для эксплуатирующих организаций. Он по­стоянно обсуждается бизнес-сообществом, в частности, членами гильдии строительного комплекса Московской ТПП. Например, строители предложили при формировании парка унифицировать машины. Если некоторые узлы и детали будут однотипными, строители смогут снизить затраты на запчасти и расходные материалы, на содержание складских площадей для хранения запчастей, на обучение обслуживающего персонала.

Кроме того, при тенденции к снижению объемов СМР есть смысл в замене парка тяжелой техники средствами малой механизации, поскольку содержание и использование тяжелой высокопроизводительной техники экономически неоправданно.

Например, оптимальной заменой для многих видов спецтехники может стать универсальный мини-погрузчик, который при использовании различного навесного оборудования способен выполнять функции мини-экскаватора, трактора, снегопогрузчика, бульдозера, миксера, буровой установки, асфальтовой фрезы, вилочного погрузчика и т. д.

Отметим, что некоторые российские производители уже выводят на рынок подобные образцы техники.

Переход на использование спецтехники с газовыми двигателями также позволит экономить топливо. По оценке специалистов, расход по сравнению с дизельным топливом сокращается в зависимости от вида и класса машин на 30–50%.

Поставщики техники отмечают, что строители выбирают импортную технику в тех случаях, когда отечественный производитель не способен предоставить машины с характеристиками, необходимыми для выполнения конкретного подряда. Многие российские модели по техническим параметрам не уступают импортным или даже превосходят их, но для потребителя не менее важны качественный сервис и привлекательные цены.

Крупные строительные компании пока еще отдают предпочтение импортной технике, которая, по мнению их специалистов, удобнее в эксплуатации и более рентабельна. Обозначая недостатки российской техники, продавцы называют низкое качество технических решений, материалов и сборки.

Поддержка сверху

Летом 2014 года вышло постановление Правительства РФ № 656, которое ввело запрет на государственные и муниципальные закупки различных видов техники иностранного производства. Запрещено закупать грузовые автомобили, автоцистерны, бульдозеры, дорожные катки, экскаваторы, автобетононасосы. Исключение делается для продукции, произведенной в Белоруссии и Казахстане.

Специалисты считают, что реализация введенных мер поддержит тех производителей, которые, например, выпускают экскаваторы с объемом ковша 1–2 куб. м. Кроме того, автокраны с небольшой грузоподъемностью (25–40 т) под такими марками, как «Ивановец» и «Январец».

Производители спецтехники, хотя и являются в ряде регионов системообразующими предприятиями, не вошли в первоначальный список поддерживаемых правительством. Так, ОАО «Автокран» по инициативе властей Ивановского региона в этот список попало. В прошедшем году предприятие запустило в производство сразу семь уникальных кранов грузоподъемностью 25, 35 и 40 т, обладающих лучшими в своих классах рабочими характеристиками.

Также отечественные производители получат поддержку благодаря решению правительства продолжить субсидирование закупки газовой техники для жилищно-коммунального хозяйства. Размер субсидий на технику для ЖКХ может составить от 100 000 до 3,8 млн рублей.

Не ждут милости

Многие предприятия и до этого работали над улучшением своего положения на рынке. Сейчас их усилия имеют более весомую мотивацию. Некоторые производители начали с изучения спроса. В 2014 году по результатам более 50 встреч с представителями авторизованных сервисных центров была проведена модернизация автокранов «Ивановец» и дорожных катков «РАСКАТ».

«В результате рекомендаций покупателей предприятия уже вносили в 2014 году конструктивные изменения в выпускаемую продукцию и планируют это делать в дальнейшем, – сообщает директор департамента сервиса «Ивановской марки» Андрей Иванов. – Изменения как небольшие, так и важные, требующие существенной доработки производства. Например, только в начале года было проведено 14 модернизаций автокранов «Ивановец» на основе пожеланий заказчиков, обращающихся в сервисные центры. По рекомендациям авторизован-ных сервисных центров полностью перестроена система взаимоотношений с партнерами, налажена обратная связь с потребителями».

Предприятия совершенствуют свою технику и разрабатывают новые виды грузоподъемных и уплотнительных машин. Так, завод «РАСКАТ» вывел на рынок серию катков RV со всеми видами – грунтовых и асфальтовых.

«Газпром-кран» на основе передовых разработок запустил в серийное производство 50-тонный автокран с пятисекционной стрелой, потеснив зарубежных конкурентов в сфере производства автокранов большой грузоподъемности.

Повысить доступность техники КАМАЗ позволит снижение ставок трех базовых лизинговых продуктов. Теперь годовой процент при покупке автотехники этой марки в лизинг составляет от 9,5%. Условие действует на всю продукцию, спецтехнику на шасси КАМАЗа и прицепную технику производства НЕФАЗ и «Автоприцеп-КАМАЗ».

Также компания выпустила несколько новинок, в чис­ле которых самосвалы с боковой разгрузкой, объем платформы которых составляют 24 и 30 куб. м. На машине применена самосвальная платформа увеличенного объема для легковесных сыпучих грузов.

Недавно появились самосвалы с задней разгрузкой и обогревом платформы, объемом платформы 12 и 20 куб. м. В последнем также произведен рестайлинг кабины со спальным местом. Кроме этого, выпущено адаптированное шасси к установке спецоборудования коммунальной и дорожно-уборочной техники и полноприводное шасси повышенной грузоподъемности 13,6 т.

Подготовила Любовь Ежелева

Похожие сообщения

X