Актуальное

Требуются кадры для строительных работ!

Проблема подбора как рабочего, так и высококвалифицированного персонала по-прежнему актуальна для предпринимателей. Решение ее предлагается искать в более тесном союзе бизнеса и учебных заведений.

Требуются кадры для строительных работ!

Темпы внедрения новых технологий заметно опережают систему подготовки специалистов. Компании хотят получить профессионала, которого не надо будет доучивать, а вузы продолжают готовить специалистов по программам, не дающим студентам полного представления о своей специальности. Пока только передовые вузы и колледжи стали разворачиваться лицом к бизнесу, который в это время решает проблему кадрового насыщения доступными методами.

«К пониманию того, что на рынке – колоссальный кадровый голод, пока пришли не все предприятия. Но те, кто уже испытал на себе подобные трудности, выработали свой алгоритм решения проблемы, – считает генеральный директор рекрутинговой компании Human Research-consulting Владимир Лемешко. – Дефицит наблюдается как среди рабочих специальностей, так и среди инженерно-технического персонала. И поэтому представители кадровых служб, понимая, что у них нет времени на подготовку персонала, едут в другие регионы, тратят колоссальные деньги на релокацию специалистов. Ведь когда человек приезжает в новый регион, неизвестно, как быстро он сможет адаптироваться».

Как латают дыры

На рынке труда наблюдается парадоксальная картина. Предприятия жалуются на кадровый голод, а выпускники вузов и местные жители годами не могут найти работу. По данным же официальной статистики, в регионе на начало 2015 года зафиксирован самый низкий по РФ уровень безработицы – 0,44%. Представители бизнеса, со своей стороны, считают, что безработица в 2015 году выросла и составляет в ряде секторов 6,9%.

Чиновники объясняют, что россияне не хотят работать по тем специальностям, которые востребованы на рынке. Речь, конечно, о рабочих и неквалифицированном труде. Поэтому по-прежнему в Россию тысячами привлекают иностранцев.

Требуются кадры для строительных работ!

«За первые два месяца 2015 года мы приняли заявления от почти 50 000 иностранных граждан, которые обратились за оформлением патента по новым правилам. Это значительная цифра, и по сравнению с тем же периодом прошлого года она не уменьшилась, – констатирует глава управления Федеральной миграционной службы (УФМС) по Петербургу и Ленобласти Елена Дунаева. – Количество мигрантов, въезжающих в Россию, в условиях экономического кризиса сократилось не больше чем на 10%».

Хотя, по словам главы УФМС, из-за изменений в законодательстве мигранты стали обходиться работодателям дороже, компании по-прежнему не способны заменить их российскими специалистами. Россияне не соглас­ны работать за низкую зарплату. А неквалифицированный труд останется низкооплачиваемым, пока не улучшится экономическая ситуация в стране. Иначе говоря, ни Петербург, ни Ленобласть не готовы замещать иностранных рабочих российскими.

По мнению специалистов, занимающихся в администрациях города и области кадровыми вопросами, в регионе не хватает работоспособных кадров.

«Руководители предприятий, функционирующих в Ленинградской области, уведомили комитет, что в 2015 году продолжат работать с мигрантами, несмотря на возросшие расходы на их содержание, – рассказывает первый зампред комитета по труду и занятости Ленинградской области Людмила Зенова. – Без мигрантов Ленинградской области не обойтись. У нас 13 000 вакантных мест, своими силами мы их заполнить не можем. Структура вакансий за последнее время не изменилась. По-прежнему 85% работодателей требуются рабочие и сотрудники для неквалифицированного труда».

Похожая картина наблюдается и в Петербурге. «В Санкт-Петербурге в 2014 году банк вакансий составлял 75 000 предложений, – констатирует директор городского Центра трудовых ресурсов Мария Сухова. – В этом году он уменьшился до 57 000. Среди них есть и высококвалифицированные специалисты, но в основном требуются сотрудники по рабочим специальностям и на неквалифицированную работу. Структура также не изменилась. С начала года наблюдается небольшой рост числа безработных, на сотые доли процента. Примерно 12 300 человек стоит на бирже труда».

В конце прошлого года было принято постановление правительства РФ, которое предписывает всем регионам утвердить планы по замещению иностранных рабочих российскими. Региональные чиновники сообщают, что они всячески содействуют реализации закона. Однако для того чтобы мотивировать россиян, работодателям придется повысить качество рабочих мест, увеличить уровень оплаты. Возникают сомнения: а пойдет ли бизнес в условиях кризиса на дополнительные расходы.

Параллельным курсом

В системе подготовки специалистов годами копились проблемы, а универсальный алгоритм их решения пока не разработан.

«Для налаживания диалога с бизнесом в отечественной системе профессионального образования проводят многочисленные круглые столы и конференции, где обсуждают вопрос: какие ориентиры учащимся должен дать бизнес? А бизнес не может дать универсальный ответ, потому что каждое предприятие имеет свою специфику, – считает технический делегат от Российской Федерации в WorldSkills International Павел Черных. – Обычно договор университета или колледжа с предприятием означает, что студентов научат не общим навыкам и компетенциям, которые характерны для всей отрасли, а узкой специфике конкретного производства. Для решения подобных задач во всем мире существует механизм формирования профессиональных сообществ. Именно их участники совместно определяют, какие навыки являются базовыми, а какие – специализированными».

Требуются кадры для строительных работ!

У нас существует много профессий, например мастер кузовного ремонта или системный администратор, которым не учат ни в одной образовательной организации. Как отметил Павел Черных, «наша система компетенций даже не из прошлого, а из параллельной реальности». Умные, талантливые российские подростки на соревнованиях проявляют хорошие качества, но основные знания и навыки для участия в чемпионатах они вынуждены при­обретать отдельно от общей программы обучения.

Когда проходит мировой чемпионат WorldSkills, экспертов всегда просят дать перечень компетенций, которые будут популярны через три-четыре года. Этот срок равен циклу обучения в любой образовательной организации мира. Во многих странах, например в Южной Корее, стандарт WorldSkills автоматически ложится в основу образовательной системы, и через три года государство получает специалистов с актуальными компетенциями.

Общемировым трендом, по мнению специалистов, стало дополнение к навыкам рабочих профессий компетенций soft skills («мягкие навыки»), связанных с умением специалиста, будь то сварщик или повар, организовать свое малое предприятие. Любой профессио­нал должен владеть базовыми навыками ресурсосбережения по отношению к обрабатываемому материалу. В перечне профессий появляются новые, а традиционные обретают новое содержание. Набирает популярность акватроника – профессия, связанная с циркуляцией и системами очистки воды.

«Еще одна «новая» профессия, как ни странно, кузнечное дело, – добавляет Павел Черных. – Поскольку сегодня все больше людей вытесняются с производства роботами, кузнец – это тот, кто кует дизайнерские решетки, выполняет штучные детали из металла. Это ремесло приобретает все большую популярность. Система WorldSkills создает для них саморегулируемую ситуацию, когда эксперты сообща планируют как будущие профессии, так и настоящие».

Медленный разворот

Системе высшего образования недостает мобильности. Выпускников рынок не готов адаптировать.

«Существует разрыв между представлением вузов о том, что необходимо бизнесу, и реальным запросом, – говорит Владимир Лемешко. – Предприятие же, когда оно получает заказ и планирует увеличивать численность, как правило, редко ориентируется на сотрудничество с вузом. Сегодня выпускник получает в большей степени теоретическую базу. В процессе обучения слишком мало практических занятий и практики как таковой. И в результате специалист выходит сырой, а на деле существует большой разрыв между теорией и тем, что необходимо знать и уметь в рамках определенной профессии. Поэтому на рынке труда выпускник вуза практически обречен, неконкурентоспособен, поскольку у него слабые профессиональные компетенции».

Целевой заказ на подготовку специалиста, который практиковался в советский период, в наше время скорее исключение. Лишь изредка бизнес обращается для этого к профильным вузам. В таких случаях алгоритм обучения предполагает интенсивную производственную практику.

«С вузом оговариваются параметры обучения, а начиная со второго курса студентов направляют на производственную практику на рабочие позиции, – рассказывает Владимир Лемешко, в свое время занимавшийся подбором кадров для Тихвинского вагоностроительного завода. – Дальше студент, пройдя путь от станочника, попадает в технологический отдел, где получает вводное и углубленное обучение по технологическим и иным программам, способствующих производству продукта. На четвертом курсе он уже начинает работать в рабочих программах, писать техпроцессы различной степени сложности, а к пятому году обучения практически владеет профессией, зная производство с низов. С таким специалистом обычно сразу заключают контракт. Но подобный подход к подготовке кадров реализуется крайне редко».

В Политехническом университете решили, что сотрудники и преподаватели вуза должны сами находить контакты с бизнесом. На основе этой взаимосвязи планируется строить подготовку по перспективным специальностям. О том, как в вузе разрабатывается алгоритм подготовки инженерной элиты, наш журнал уже писал. Нововведения коснулись и работы Инженерно-строительного института СПбГПУ.

«Мы сторонники теории обучения через всю жизнь, – говорит профессор кафедры «Строительство уникальных зданий и сооружений» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Юрий Лазарев. – Особенно это актуально для инженеров-строителей, поскольку в отрасли постоянно появляются инновационные решения. Для этого, например, в Инженерно-строительном институте совместно с ЗАО «Институт «Стройпроект» создана и успешно работает базовая кафедра «Дороги, мосты и транспортные тоннели». Такой подход позволяет реально, на практике, а не на словах, совершенствовать качество образования путем использования результатов научно-исследовательских работ».

Занятия в этом вузе проводятся в инновационных формах по актуальным проблемам науки, экономической и социальной политики, государственного и муниципального управления, бизнеса. Для ведения специальных курсов дисциплин, руководства научной работой студентов, практиками и выпускными работами привлекаются высококвалифицированные специалисты-практики.

Требуются кадры для строительных работ!

«Мы начали с того, что обязали преподавателей искать и изучать новые тенденции и требования рынка, а также разработали программы целевой подготовки специалистов для базового партнера, – дополняет Юрий Лазарев, – необходимо быть на пике знаний, чтобы понимать, как готовить кадры. Раньше тематика учебных работ выбиралась произвольно, мы же стремимся к тому, чтобы темами студенческих рефератов, курсовых, выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций становились реальные проблемы, решаемые в отрасли и на конкретных строительных предприятиях. Также поставлена задача, чтобы каждый студент занимался инновационной проблемой, с публикацией и обязательным обсуждением результатов в серьезных научных и исследовательских журналах».

На практике контакт с бизнесом в Политехническом университете решили наладить путем создания инжиниринговых центров.

«Поскольку жизненный цикл продукта меняется очень быстро, для реагирования мы создаем базовые кафедры и инжиниринговые центры, – подчеркивает профессор СПбГПУ Владислав Расковалов. – Обучение ведется по принципу немецкой дуальной системы – часть в учебном заведении, часть на предприятии. Курсовые, дипломные работы, диссертации стараемся готовить не просто ради защиты, а чтобы исследование вписывалось в технологический цикл предприятия, где выпускник, возможно, будет работать».

В связи с принятием нового закона о профобразовании расширены возможности вузов. Теперь, по словам преподавателя, можно гибче реагировать на изменения рынка.

«Появилась возможность быстрее вводить совершенно новые направления обучения, – рассказывает Владислав Расковалов. – Готовить в вузах специалистов по старым технологиям нерентабельно. Можно дать основы – физику, математику, материаловедение, привязать же к производственному процессу способны центры профессиональных компетенций, оснащенные современным оборудованием, на котором выпускается реальная продукция. В университете также есть методический отдел и центр профессиональных компетенций, которые мониторят изменения на предприятиях. Создан инжиниринговый центр».

Также для подготовки специалистов на перспективу внедрен мониторинг инноваций, новых технологий и продуктов. На основе полученной информации создаются блочные образовательные модули, по которым готовят специалистов.

«В тренд развития промышленности мы вписываемся через контакты с конкретными предприятиями, – говорит профессор. – Например, сотрудничаем с заводом «Звезда». В двигателестроении нужно создать базу и готовить специалистов по новым направлениям, чтобы они сразу могли работать на предприятиях, а не переучивались».

Административный ресурс

Власти также ищут новые формы профориентации. Недавно администрация Санкт-Петербурга впервые провела у себя однодневную стажировку для студентов старших курсов. Они смогли на деле узнать, как начать карьеру государственного граж­данского служащего, встретиться лицом к лицу с руководством города и выяснить, какие проекты реализовывает сейчас Смольный.

Традиционной работой является мониторинг текущей ситуации на рынке труда и организация курсов переподготовки специалистов. Так, например, по наблюдениям комитета по труду и занятости населения Ленобласти, в марте 2015 года выросла потребность в таких специалистах, как каменщик, бетонщик, арматурщик, монтажник и т. д. Поднялся рейтинг востребованности работников неквалифицированного труда (подсобные рабочие, грузчики, уборщики).

Среди должностей служащих спрос работодателей сместился в сторону инженеров различного профиля – технологов, электриков, проектировщиков. По-прежнему в числе наиболее востребованных профессий остаются врачи и медицинские сестры. По дефицитным специальностям организуются госкурсы.

Новую форму переподготовки предложили в Ленинградской области. Подготовлена первая программа бизнес-акселерации для предпринимателей области, которая будет реализовываться совместно с Ленинградской областной торгово-промышленной палатой (ЛОТПП).

«Главная задача программы – реализовать проекты, и их количество станет показателем ее эффективности, – считает вице-губернатор Ленинградской области – председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов. – Помимо бюджетных поступлений для нас важно обеспечить занятость, динамику экономики региона. Реализованные по итогам программы бизнес-проекты позволят улучшить качество городской среды, дадут возможность трудоустройства в районах».

50 бизнесменов пройдут обучение маркетинговым технологиям, разработке и продвижению своего бренда, проведению рекламной кампании, подбору персонала и многому другому. Общий объем субсидий на реализацию программы составил 10 млн рублей.

Обучение будет организовано на базе ЛОТПП. Программа бизнес-акселерации рассчитана на девять месяцев, в течение которых бизнесмены получат рекомендации по планированию и построению бизнес-моделей, управлению производственными процессами и кадрами, привлечению инвестиций, управлению продажами, логистике, развитию экспортной деятельности и т. д.

Службы занятости населения Ленинградской области также традиционно проводят профессиональное обучение и организуют дополнительное профессиональное образование. В 2015 году обучение пройдут несколько категорий граждан по специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, а также под конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями.

Подготовила Любовь Ежелева

Похожие сообщения

X