Актуальное

Деловой разговор о локализации зарубежного производства

Политика политикой, а бизнес бизнесом – эти слова все чаще повторяют сейчас представители самых разных отраслей экономики. Сегодня локализация становится доминирующей темой для международных компаний, производящих в России или собирающихся разместить здесь свое производство.

Благодаря стратегии локализации производства международные концерны инвестировали в строительство и модернизацию предприятий многомиллионные средства (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Благодаря стратегии локализации производства международные концерны инвестировали в строительство и модернизацию предприятий многомиллионные средства
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

УЧАСТНИКИ ДЕЛОВОГО РАЗГОВОРА:

Олег Дубровский,
руководитель по развитию бизнеса
ЖКХ ООО «Эмерсон»

Илья Чаплинский,
директор по маркетингу
ЗАО «Данфосс»

Екатерина Акулина,
директор производства
ОАО «Альфа Лаваль Поток»

Компании – участники делового разговора давно работают в России. Шведский концерн «Альфа Лаваль» стал одной из первых иностранных компаний, начавших собственное производство в России: в 1992 году на базе Болшевского машиностроительного завода в подмосковном Королеве.

Общий объем инвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение завода составил более 30 млн долл. США, что позволило оснастить предприятие высокотехнологичным оборудованием по производству теплообменников и воздухоохладителей и предложить российским заказчикам широчайшую линейку продукции для систем теплоснабжения, кондиционирования и промышленного холодоснабжения.

Концерн Danfoss A/S (Дания) с 2007 года построил два завода в Московской и Нижегородской областях. Компания Emerson Process Management (США), занимающая 20% на мировом рынке автоматизации процессов, с 2004 года последовательно реализует программу локализации в Челябинске и на днях открыла офисно-производственный комплекс, рассчитанный на расширение мощностей.

Благодаря принятой несколько лет назад стратегии локализации производства эти международные концерны инвестировали в строительство и модернизацию предприятий многомиллионные средства, наладили работу с отечественными поставщиками, открыли обучающие программы в вузах и сегодня принимают активное участие в реализации отечественных государственных программ.

О результатах стратегии локализации промышленного производства, проблемах и перспективах этого процесса рассуждают представители российских предприятий международных компаний по выпуску инженерного оборудования.

– Какие факторы оказались наиболее значимыми для вашей компании при принятии решения о локализации части производства в России?

Илья Чаплинский:

– «Данфосс» создавал и развивал здесь собственную производственную базу с самых первых лет работы в России. Это объясняется многими причинами – прежде всего политикой международного концерна Danfoss A/S, бизнес которого основан на принципах международной интеграции. Работая на внутренних рынках многих стран, Danfoss предлагает потребителю продукцию и решения, соответствующие требованиям национальных стандартов и регламентов. При этом мы нацелены не на продажу отдельных ассортиментных единиц, а на создание комплексных проектных решений, полностью покрывающих потребности партнеров и их заказчиков.

Локализации позволила оснастить производство высокотехнологичным оборудованием (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Локализации позволила оснастить производство высокотехнологичным оборудованием
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Кроме того, одним из основных направлений работы Danfoss является создание масштабируемых энергосберегающих решений для систем жизнеобеспечения зданий и населенных пунктов. Такая работа невозможна без наличия локализованной производственной и проектно-исследовательской базы.

Специфика бизнеса компании такова, что производить весь огромный ассортимент оборудования, узлов и комплектующих в каждой отдельно взятой стране мы не можем, как и никто на этом рынке. Однако степень локализации российского «Данфосс» достаточно высока даже по меркам нашей отрасли.

Екатерина Акулина:

– «Альфа Лаваль» с самого первого года работы в России сделала фокус на локальное производство как готового оборудования, так и ключевых компонентов и деталей, из которых состоит оборудование. Причин для принятия такого решения было несколько. Во-первых, наличие квалифицированных сотрудников в компании с самого начала ее работы, во-вторых, компания понимала, что при имеющемся огромном потенциале рынка в России для того, чтобы быть конкурентоспособным по цене и срокам поставки, доля локального производства должна быть немалой. Кроме того, гибкость в производстве обеспечивает возможность снижения складских запасов, расширения модельного ряда продукции, быстрой замены на новые модели.

Олег Дубровский:

– Во-первых, для решения проблем заказчика наши производственные площадки должны быть рядом с ним, чтобы обеспечить поставку продукции в течение нескольких дней вместо недель или месяцев. Во-вторых, сегодня наш бизнес ориентирован на развивающиеся и меняющиеся отрасли, такие как добыча газа и нефти, энергетика, химическая, нефтеперерабатывающая и нефтехимия. Нам необходимо проявлять гибкость в постановке целей, чтобы оставаться конкурентоспособными, когда потенциальными заказчиками становятся компании из других отраслей.

В-третьих, Emerson Process Management во всех мировых регионах целенаправленно развивает и применяет экспертные знания и средства автоматизации технологического процесса, которые позволяют заказчикам решать сложные задачи – обеспечение безопасной и надежной работы предприятий, сокращение потребляемой энергии и выбросов, уменьшение количества остановов и оптимизация производственных показателей.

Челябинск, как центр локализации Emerson, привлекает производственными и образовательными традициями, наличием сильной высшей инженерной школы, уникальным географическим положением на границе Европы и Азии, близостью к заказчикам в мощных промышленных районах – в Башкирии, на Урале, в Западной Сибири, Казахстане. К тому же размещение бизнеса в Челябин­ске – это намного эффективнее с точки зрения затрат, чем в Москве, Санкт-Петербурге или Западной Европе.

– Как складывается динамика локализации промышленного производства? Каковы целевые значения и степень локализации вашего предприятия сегодня?

Илья Чаплинский:

– Основной профиль производства Danfoss в России – это высокоточная сборка с локализованным производ­ством части компонентов. На сегодня локализация составляет около 30%. В наших планах дальнейшее расширение производственных площадей в России, в результате которого мы ожидаем увеличения доли локализации до 50%.

В России производятся блочные тепловые пункты, приборы учета тепла, компоненты системы поквартирного учета тепла, автоматические радиаторные терморегуляторы, распределительные шкафы для жилых зданий с горизонтальной поквартирной разводкой системы отопления, широкий номенклатурный ряд стальных шаровых кранов, регулирующих и балансировочных клапанов для систем тепло- и холодоснабжения.

Екатерина Акулина:

– «Альфа Лаваль Поток» производит на собственном производстве до 70% всех деталей для теплообменников. То, что мы во многом делаем сейчас, называется fabrica­tion, то есть выпуск непосредственно самих комплектующих. Поэтому происходящее в российской экономике сегодня не было большим ударом для нас: мы оказались к этому готовы, потому как мало импортировали и производили сами все предыдущие года. Мы планируем локализировать закупки сырьевой базы на еще более детальном и полном уровне, чем раньше.

Олег Дубровский:

– Стратегия локализации реализуется уже десять лет и состоит из четырех составляющих. Это развертывание производства на территории России; высокий процент российских комплектующих, а также ориентация на комплектующие из Азии; привлечение российских инженеров, рабочих, экспертов; развитие персонала, рабочие места на территории России, налоги, инвестиции; наконец, локализация в России процесса разработки продуктов.

Локализация дает возможность предложить россиянам широкую линейку продукции (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Локализация дает возможность предложить россиянам широкую линейку продукции
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В 2004 году компания Emerson стала инвестором и партнером ПГ «Метран», в 2005–2006 годах провела модернизацию и расширение существующего производства средств измерений. В июне 2005 года был открыт Глобальный инженерный центр в Челябинске, а немного позднее Экспертный центр в Санкт-Петербурге с целью разработки и адаптации КИП и средств автоматизации для России и СНГ, а также разработки инновационных продуктов для всего мира.

В 2006 году для повышения уровня сервиса был создан Центр поддержки заказчиков, обслуживающий более 10 000 компаний на территории России и СНГ.

В 2012 году уже существующая сервисная сеть была увеличена до 16 центров.

В 2013 году компания открыла новые линии производства датчиков температуры и средств измерения уровня по перепаду давления, а производству клапанов Fisher был присвоен статус завода, что сделало его третьим заводом Emerson в Европе по производству клапанов.

В этом же году была запущена новая линия производства систем управления, позволяющая выполнять проекты заказчиков по внедрению современных распределенных систем управления на предприятиях локально, в более короткие сроки и с меньшей стоимостью.

В прошедшем году на базе ПГ «Метран» открыто собственное производство комплектующих для клапанов Fisher и новое производство регуляторов давления: общепромышленных для различных рабочих сред и пилотных регуляторов газа.

Наконец, в июне 2015 года торжественно открыт новый офисно-производственный комплекс площадью более 29 000 кв. м (первая очередь) и начата работа над возведением второй очереди.

В целом преимущества и выгоды локализации можно выразить коротко, по аналогии с выражением великого Гая Юлия Цезаря: «Вини, види, вичи» – «Быстро, выгодно, надежно».

– По мнению зарубежных представителей предприятий с уже существующей локализацией, российские поставщики не всегда отличаются качеством, приемлемой себестоимостью и соблюдением сроков поставок. Зачастую им недостает компетенции, опыта и умения «встроиться» в производственную цепочку крупного иностранного производителя. Приходилось ли вам решать такие проблемы?

Илья Чаплинский:

– Проблема действительно существует, и мы ее ощущаем в полной мере. Компания Danfoss, как крупный международный производитель, сертифицирована в системе ISO. Сейчас наши производства проходят очередной этап этой сертификации: на соответствие стандарту качества организации производства, аналогичному принятому в автомобильной промышленности. Особенность этого стандарта заключается в том, что он предъявляет очень жесткие требования к поставщикам материалов и комплектующих, используемых в производстве.

Почему это так важно для нас? Потому что прерогативой для Danfoss является качество продукции и решений. Оно должно быть не просто высоким, но и одинаковым независимо от локализации производств, то есть не отличаться качеством по признаку made in. Именно поэтому локализация наших производств здесь – это работа не только на нужды внутреннего рынка и импортозамещение, но и на развитие российского экспорта. Поэтому мы не можем позволить себе «поблажек» при отборе смежников.

Благодаря локализации современное оборудование лабораторий позволяет выпускать высококвалифицированных специалистов (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Благодаря локализации современное оборудование лабораторий позволяет выпускать высококвалифицированных специалистов
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Это еще одна из причин, почему мы говорим пока о 100%-ной локализации: отдельные типы комплектующих, производство которых требует использования сложных производственных технологий, мы не можем сего­дня закупать у российских производителей, не снижая качества конечного продукта.

Но текущая экономическая ситуация такова, что сейчас приходится пересматривать логистику поставок. Я думаю, что через какое-то время в России появится компонент­ное производство современного уровня качества. Пока этого не произошло, мы переориентируемся на поставщиков комплектующих из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, СНГ, а также других регионов мира, где мы работаем и имеем собственные производственные мощности – а это 59 предприятий в 18 странах.

Безусловно, мы работаем с российскими поставщиками. Количество желающих измеряется десятками, и мы отбираем лучшие предложения. Более того, мы открыты для совместных проектов с российскими компаниями и готовы оказывать содействие в модернизации их производств и внедрении менеджмента качества. Таким образом, мы уже реализовали несколько совместных проектов, в рамках которых «Данфосс» на предприятиях партнеров разворачивал специальные производственные линии, на которых сейчас выпускаются компоненты для наших нужд. Это сопровождается обучением персонала, выстраиванием техпроцессов и т. д.

Екатерина Акулина:

– На мой взгляд, процесс локализации в России, на­оборот, сдерживается по причине недостаточного внимания к этой области со стороны государственных структур. Например, крупные металлургические комбинаты зачастую имеют устаревшие прокатные станы, которые не дают стабильного качества металла, могут выпускать только большие партии материалов, не имеют в ассортименте продукции аналогов западных марок сырья. Кроме того, они далеко не всегда готовы работать со средним бизнесом.

Олег Дубровский:

– Мы используем комплектующие изделия и материалы как от глобальных поставщиков, так и от местных производителей: улучшение взаимодействия с поставщиками и повышение качества поставок – важный пункт стратегии развития предприятия.

Используя глобальную платформу, достижения, технологии Emerson, мы производим оборудование, разработанное в российском инженерном центре и предназначенное для рынка России и СНГ. Самый показательный пример – датчик давления «Метран-150». Он создан нашими инженерами, но один из главных компонентов, сенсор, – достижение американских разработчиков.

Большинство наших российских поставщиков – компании малого бизнеса. Бесполезно пытаться на приемлемых для нас условиях размещать заказы на крупных предприятиях, для которых наш контракт будет каплей в море. А малые компании быстро подстраиваются под наши нужды, ведут гибкую ценовую политику. Мы выделили несколько локальных поставщиков, которые заинтересованы в росте, внедрении инноваций, готовы вкладывать деньги в НИОКР и подстраиваться под наши суровые запросы. Для них мы проводим обучение, помогаем с улучшением технологических процессов, организуем цикл курсов по бережливому производству. В итоге получаем качественного поставщика, а малые компании – возможность расти и развиваться.

Не будет лишним заметить, что мы регулярно в формате «Школы автоматизации» производим обучение сотрудников наших заказчиков и партнеров. В процессе обучения «школьникам» дается теоретическая база и практические навыки работы со всем спектром нашего оборудования, и обычно поставщики также откликаются на наши предложения бесплатно поучить сотрудников, отвечающих за исполнение заказов.

– Локализованы ли как-либо научно-исследовательские работы? Есть ли совместные проекты с участием российских научно-исследовательских учреждений и университетов?

Илья Чаплинский:

– Локализация научно-технических разработок – одно из основных направлений нашей деятельности в России. Как я уже говорил, «Данфосс» предлагает комплексные решения для систем жизнеобеспечения, управления производственными процессами, энергетики и других отраслей экономики. Это предполагает масштабную проектную работу в рамках национальной системы стандартизации с учетом особенностей развития российской промышленности и строительства за прошлые десятилетия.

В сотрудничестве с ведущими отечественными проект­ными институтами мы создаем адаптированные проекты по внедрению энергосберегающих технологий в России. Например, это типовые проекты тепловых пунктов для многоквартирных зданий серийной застройки разных лет, а также типовые проекты для нового строительства. Принимаем активное участие в разработке новой нормативной документации и ее приведении в соответствие с общемировым уровнем.

Бесполезно пытаться на приемлемых условиях размещать заказы на крупных предприятиях. Малые компании быстро подстраиваются, ведут гибкую ценовую политику

«Данфосс» создал в России собственное R&D-подраз­деление, задачами которого являются глубокие исследования и участие в большом количестве экспертных организаций, занимающихся изучением, совершенствованием и разработкой отечественной научно-правовой базы и технических регламентов.

Кроме того, некоторые наши продукты, требующие высокой степени локализации эксплуатационных параметров в соответствии с национальными стандартами и нормативами, например система поквартирного учета тепла, полностью создаются и производятся в России. То же самое относится и к программному обеспечению.

Мы сотрудничаем с высшими учебными заведениями. До прошлого года это происходило в формате спецкурсов, которые читали наши специалисты по отдельным дисциплинам. Сейчас происходит расширение формата. Например, в 2014 году было подписано соглашение с Республикой Татарстан, в соответствии с которым компания «Данфосс» создала научно-технический центр на базе Казанского государственного энергетического университета.

С апреля 2015 года лаборатории центра начали свою работу. На его базе созданы учебные классы, будут готовиться лекционные курсы, пакеты лабораторных работ и групповых занятий. То есть полноценная образовательная деятельность в области энергосбережения, где «Данфосс» представляет решения для всех отраслей экономики. Планируется подобное сотрудничество и с другими вузами.

Олег Дубровский:

– Практика взаимодействия Emerson и высшей школы поддерживает несколько направлений сотрудничества. В Челябинске компания сотрудничает с Южно-Уральским государственным университетом (ЮУрГУ). Существует программа грантов для студентов старших курсов, аспирантов и молодых ученых, которые самостоятельно выполняют научные работы по тематике, близкой Emerson.

Ежегодно студенты вузов проходят у нас производственную практику. Лучшие из них начиная с четвертого курса могут быть вовлечены в исследовательские проекты Emerson на кафедрах или в реальные проекты на площадке ПГ «Метран» и получать зарплату. С 2011 года у нас открыта интернатура для студентов ЮУрГУ. Ежегодно от 15 до 20 студентов третьего и четвертого курсов принимаются на работу в Emerson в качестве инженеров-стажеров.

На последнем курсе они готовят дипломы, и лучшие принимаются на работу.

У нас есть исследовательские темы, когда мы изучаем новые технологии, смотрим, можно ли будет их применять в наших устройствах. Сейчас количество таких работ составляет порядка 14% от всех производственных задач. Большая часть из них проводится в университете, где приобретен суперкомпьютер, способный моделировать движение потоков жидкости и газов для разработки вихревых расходомеров. Emerson также заказывает вузу проведение студенческих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В России сложилась ситуация, крайне благоприятная для переноса закупок на базу поставщиков внутри страны, и этот процесс имеет явное ценовое преимущество

В ЮУрГУ разработаны учебные дисциплины, ориентированные на специфику компании, по которым готовят специалистов по заказу Emerson. Наши сотрудники читают лекции, проводят практические занятия. С февраля 2012 года силами ведущих специалистов организован семинар «Актуальные вопросы проектирования, производства и эксплуатации средств измерений» для студентов первого и второго курсов магистратуры и преподавателей.

Emerson вложил около $400 000 в создание лаборатории интеллектуальных средств измерения на приборостроительном факультете университета в 2006 году, сейчас она модернизирована. Оборудование лаборатории позволяет выпускать специалистов, которые уже имеют представление о том, как функционирует современное промышленное предприятие, будь то простая паровая котельная или градообразующий нефтеперерабатывающий завод.

– Какие компоненты сегодня производятся с привлечением российских компаний? Сказалась ли локализация на стоимости конечной продукции? Экспортируется ли продукция российских заводов в страны ТС или в страны дальнего зарубежья?

Илья Чаплинский:

– Это производство отдельных компонентов для шаровых кранов, полный цикл производства комплектующих для систем поквартирного учета тепла, отдельные компоненты для блочных тепловых пунктов. На качестве и стоимости конечной продукции это не сказывается никак, что я уже объяснял ранее.

Производимая в России продукция экспортируется и в страны Таможенного союза, и в страны дальнего зарубежья, причем для ТС российское подразделение Danfoss является головным, поэтому вся комплектация производится с российских складов. Что касается дальнего зарубежья, то здесь все решает логистика. Для поставки в ту или иную страну всегда выбирается максимально близкое и максимально доступное предприятие компании. Никаких иных критериев выбора нет, поэтому российские заводы Danfoss находятся в равных условиях с предприятиями в других странах.

Екатерина Акулина:

– Локализация, которая была осуществлена грамотно с точки зрения инженерной поддержки, технологической базы, в сотрудничестве с грамотными поставщиками, которые готовы адаптироваться к текущей ситуации, будет успешной. Государство должно помогать бизнесу разносторонне, в том числе и ставить более высокие планки по гарантиям качества продукции. Сейчас в России вольно или невольно сложилась ситуация, крайне благоприятная для переноса закупок на базу поставщиков внутри страны, и, по нашему опыту, этот процесс имеет явное ценовое преимущество.

Олег Дубровский:

– В странах ТС у нас обширная база заказчиков. Продукция с маркировкой «Сделано в России» экспортируется в том числе и в Восточную Европу, не говоря уже о партнерских предприятиях СНГ. Если смотреть на влияние ТС с точки зрения интересов трех стран, то виден рост возможностей для бизнесов России, Казахстана и Белоруссии благодаря оптимизации бизнес и товаропотоков, гармонизации инфраструктуры, повышению международной интеграции.

Мы, как российский производитель, получили прямые преимущества от ТС. Мы поставляем продукцию быстрее, у нас упростились наши логистические операции и сократились издержки. Что касается поставок товаров в страны дальнего зарубежья, то в этом нет необходимости, так как с нашими заказчиками готовы работать предприятия Emerson Process Management по всему миру.

Подготовила Татьяна Рейтер, материал “Быстро, выгодно, надежно” (журнал “Промышленно-строительное обозрение”, №165, июль)

Похожие сообщения

X