Актуальное

Профессор Бабкин: Кризис практически не влияет на инновационный потенциал компаний

Можно ли предсказать, какое из двух схожих предприятий решит инновационную задачу быстрее и успешнее, кому из них доверить разработку новой продукции, а кому – ее серийное производство. Беседуем с профессором СПбГПУ Александром Бабкиным. 

Александр Бабкин
Александр Бабкин
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Каждое предприятие или объединение предприятий в той или иной мере обладает инновационным потенциалом – величиной, которая поддается точной количественной оценке и представляет собой совокупность различных ресурсов, необходимых и достаточных для осуществления инновационной деятельности.

Инновационный потенциал можно поддерживать и наращивать, им можно и нужно уметь управлять, чтобы наи­более эффективно использовать его возможности. Такого мнения придерживается профессор кафедры «Экономика и менеджмент в машиностроении» Политехнического университета, директор НОЦ «Экономика и инновации промышленности», заместитель директора Департамента научно-организационной деятельности, д. э. н. Александр Бабкин.

– Александр Васильевич, вы рассматриваете различные критерии оценки инновационного потенциала интегрированных структур, причем одним из признаков такой структуры является наличие инновационной составляющей. Означает ли это, что инновационность заведомо присуща подобной структуре или надо приложить некие усилия и средства, чтобы ее создать?

– Совершенно не обязательно, что интегрированная структура должна быть инновационной. Другое дело, что объединение компаний всегда обладает синергетическим эффектом: так, предприятия, входящие в состав интегрированной структуры, начинают выпускать продукцию быстрее и качественнее за счет кооперационного объединения, даже если речь идет об одной и той же номенклатуре изделий.

Объединение предприятий, как правило, приводит к увеличению и ресурсного, и финансового, и, как следствие, инновационного потенциала входящих в него компаний. Под интегрированной структурой в данном случае мы понимаем объединение хозяйствующих субъектов, ведущих совместную деятельность, которой присущи такие свойства, как углубление их взаимодействия, развитие связей между ними.

Интегрированные структуры могут иметь вертикальное или горизонтальное объединение предприятий, которое по форме внутренней организации и степени самостоятельности может быть оформлено как концерн, холдинг, консорциум и т. п.

Решение проблем по выходу из кризиса и устойчивому посткризисному развитию во многом определяется способностью предприятия задействовать свой инновационный потенциал

Почему такая структура оказывается ближе к разработкам и реализации инноваций? Во-первых, потому, что обычно объединяет группу взаимосвязанных научно-исследовательских и производственных предприятий, а также логистических, информационных и прочих ресурсов, необходимых для эффективного взаимодействия предприятий между собой и результативной деятельности самой структуры.

Во-вторых, потому, что транзакционные издержки для создания или продвижения нового продукта резко снижаются. Отдельному предприятию уже не нужно идти в банк за кредитом на приобретение нового оборудования или изыскивать средства на НИОКР. Его руководитель может убедить совет директоров включить эти расходы в бизнес-план холдинга, если сумеет доказать прибыльность мероприятия. Возьмем маркетинговое изучение рынка, без которого невозможно планировать работу над инновационным продуктом. Одному предприятию такую услугу не потянуть, а в крупных корпорациях над изучением рынка работают целые аналитические отделы.

Наличие этих и многих других функций в интегрированной структуре дает возможность для реализации инновационного потенциала в каждой бизнес-единице в гораздо большей степени, чем тогда, когда они действуют поодиночке.

При этом просчитать достигнутый уровень инновационного потенциала интегрированной структуры и тем самым доказать ее эффективность можно на основе количественных оценок – подобные методики существуют и у нас, и за рубежом. Хотя этот подход вовсе не гарантирует потока инноваций. Он только свидетельствует, что компания или структура имеет внутренние резервы, чтобы заниматься инновационной деятельностью.

Завод Danieli
Оценка инновационного потенциала учитывает инновационную восприимчивость, активность и конкурентноспособность предприятия
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Но чтобы мобилизовать этот потенциал, нужна административная воля и обязательно инновационный менеджмент: систематический мониторинг, различные меры по повышению инновационного потенциала и другие мероприятия, чтобы держать его наготове. Другое дело, что компании зачастую просто не испытывают рыночной потребности в инновационных разработках.

– А как быть с таким объединением предприятий, как кластеры? Позволяют ли методики рассматривать их в качестве мощного инструмента инновационного развития?

– В отличие от интегрированной структуры кластер – это, я бы сказал, технологическая форма объединения, хотя по мере развития она может трансформироваться в организационно-правовую. С точки зрения производственного процесса кластер может считаться кооперацией, а с точки зрения взаимодействия – быть отраслевым или территориальным. Часто такие объединения складываются исторически, в Советском Союзе тоже развивались территориально-производственные комплексы как специально спланированные производственные цепочки.

В современной экономике и у нас, и за рубежом кластеры создаются при государственной поддержке и финансировании как «точки роста». По их географии и специфике, в частности, можно судить о национальных приоритетах социально-экономического развития страны или региона. Предполагается, что такие объединения должны быть инновационными. В любом случае методики оценки инновационного потенциала кластеров из разнородных или однотипных предприятий тоже существуют.

– Чем отличаются существующие методики оценки инновационного потенциала?

– Оценка инновационного потенциала – это всегда интегральная системная характеристика. Она учитывает инновационную восприимчивость, активность и конкурентоспособность предприятия или интегрированной структуры.

Различают три основных подхода к оценке инновационного потенциала. Функциональный подход рассматривает различные функциональные составляющие структуры: финансовую, кадровую, материально-техническую, организационно-управленческую, рыночную и другие. Структурный подход основан на оценке инновационного потенциала каждого предприятия, входящего в состав интегрированной промышленной структуры. Проектный подход предполагает, что потенциал определяется успешностью освоения инновационных проектов.

Введение санкций, девальвация рубля, экономический кризис – все это составляет риски для экономики компании, но практически не влияет на ее инновационный потенциал

Для количественной оценки инновационного потенциала важно определить набор показателей. Состав этих оценочных показателей по различным признакам можно считать ключевым для создания адекватной и правильной системы оценки. Существующие отраслевые или научно-исследовательские методики отличаются по количеству и составу групп этих показателей, обоснованию их выбора, количества показателей в каждой группе и так далее.

Например, Комиссия Европейских сообществ предлагает систему инновационных показателей, которая содержит 16 индикаторов, разделенных на четыре группы: человеческие ресурсы, генерация новых знаний, трансфер и использование знаний, финансирование инноваций и результат.

В методике оценки инновационного потенциала мы рассматриваем деятельность предприятий с точки зрения имеющихся ресурсов: структура, управление, персонал, финансы и прочие. Каждый ресурс описывается набором показателей. В нашем подходе использовалось около 60, объединенных в шесть групп. На основании совокупных данных всех групп выводится интегральный показатель, который изменяется от 0 до 1 и позволяет судить о степени инновационного потенциала предприятия или инте­грированной структуры: очень высокая степень – 0,7–1,0, высокая – 0,5–0,7, средняя – 0,3–0,5, низкая – 0,1–0,3.

– Какой практический смысл несет такая информация?

– Для предприятий это возможность оценить свое положение относительно других компаний в понятной системе координат, сравнить себя с лидером отрасли. Для комитетов и ведомств, принимающих законодательные решения, это реальная оценка предприятий, без учета лоббирования или других факторов влияния.

Количественные показатели делают картину более объективной и беспристрастной и позволяют предпринимать верные шаги. Это может оказаться очень полезным для разработки региональных и федеральных планов социально-экономического развития, формирования промышленной политики, принятия решения по финансированию того или иного направления, оказания поддержки предприятиям.

– Есть утверждение, что иерархическая структура крупной корпорации в отличие от малых или средних предприятий сама по себе мало простимулирована к рискам, которые присущи инновационной деятельности. Поэтому для корпоративных инноваций важна роль предпринимателей-инноваторов, таких как Мартин Виссманн, Ричард Брэнсон

– Да, но даже эту составляющую деятельности крупной корпорации тоже можно просчитать и учесть как дополнительный ресурс в интегральном показателе! Конечно, личная активность предпринимателя – это не стандартный вид деятельности, который можно оценить по таким регламентированным экономическим критериям, как объем выпущенной продукции или величина прибыли.

Но личность предпринимателя с его предпочтениями, интересами, образом жизни в ее публичном восприятии самым тесным образом связана с имиджем предприятия. Мы зачастую проецируем наше представление о главе корпорации на деятельность компании. Почему бы не подойти к вопросу роли предпринимателя как к количественной оценке имиджа его компании?

Автомобильный конфейер
Есть связь между экономическими вызовами и научно-техническим развитием предприятий
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Достаточно взять группу экспертов, заполнить с их помощью анкеты с определенными данными, которые оценивались бы по 10-балльной шкале, вывести общий показатель имиджа… Такие методики опросов и обработки данных хорошо известны и отработаны в исследовательской практике. Поэтому даже малоформализованные идеи и понятия поддаются на экспертном уровне определению и оценкам, которые можно преобразовать в количественные данные.

– Как вы считаете, существуют ли сегодня, в условиях экономических и технологических санкций, риски для компаний или интегрированных структур в реализации их инновационного потенциала?

– В принципе санкции и связанные с ними последствия на состояние инновационного потенциала предприятия непосредственно никак не влияют. Но связь научно-технического развития предприятий с современными экономическими вызовами есть.

По моему мнению, введение санкций как раз дает шанс предприятиям реализовать свой потенциал, так как трудности нынешнего периода в экономике заставляют их рассчитывать только на собственные силы и активно искать свое место на изменившемся рынке. Для этого надо разрабатывать и выпускать новую для себя и для рынка продукцию, искать иные логистические схемы поставок, устанавливать контакты с другими потребителями, ориентироваться на новых поставщиков комплектующих изделий или самим наладить их производство.

Подобная активность приводит к тому, что предприятие обязательно начинает производить и внедрять что-то новое и тем самым в большей степени сможет задействовать потенциальные возможности. То есть для предприятия успешность в решении проблем по выходу из кризиса и устойчивому посткризисному развитию во многом определяется тем, насколько оно сможет обеспечить свои текущие задачи за счет инновационного потенциала.

– Можно ли привести пример практического применения методики?

– Более года тому назад мы просчитали потенциал судостроительного кластера Санкт-Петербурга, опираясь на имеющиеся открытые данные, и получили достаточно высокий интегральный показатель. И насколько я могу судить по результатам расчетов, практическому опыту взаимодействия с промышленными предприятиями и тем проектам, в которых участвует Политехнический университет, машиностроительные предприятия города обладают достаточно высоким инновационным потенциалом. Другое дело, что масштабы его применения зависят не только от собственных планов предприятия.

Беседовала Татьяна Рейтер

В печатной версии название материала – “Поверить алгеброй” (журнал “Промышленно-строительное обозрение”, № 166, октябрь, 2015 г.)

Related posts

X