Актуальное

Григорий Протосеня: Не вижу непридуманного понятия “импортозамещение” в стройиндустрии

В ближайшие несколько лет вряд ли можно рассчитывать на рост российского рынка стройматериалов, в отрасли началась стагнация, отметил в интервью ПСО глава компании “Пеноплэкс” Григорий Протосеня.

Григорий Протосеня
Григорий Протосеня
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Каковы ожидания крупных игроков рынка, как воспринимают производители предпринятые правительством меры в области промышленной политики и что намерены предпринять для сохранения своих позиций – об этом мы попросили рассказать генерального директора компании «ПЕНОПЛЭКС» Григория Протосеню.

– Григорий Анатольевич, понятно, что общее падение экономики не могло не отразиться на отрасли. Но вот такой факт – индустрия стройматериалов продолжает наращивать производственные мощности: за восемь месяцев построено более 40 предприятий по выпуску цемента, кирпича, ЖБИ, легкого бетона, сухих смесей.

– Стройиндустрия – один из развивающихся сегментов экономики в стране в принципе. Это факт. Но, замечу, решения о размещении производств, вводе новых мощностей, модернизации существующих принимались как минимум два-три года назад. Все ожидали, что после предыдущей стагнации будет расти отложенный спрос.

И действительно, в начале года казалось, что ожидания эти оправдаются, кризис не окажет большого влияния на стройку. Но потом все быстро пошло на убыль, что, собственно, понятно: инвестпроекты, начатые несколько лет назад, завершаются, а новых, масштабных, способных повлиять на уровень спроса и, как следствие, рост производства стройматериалов, не предвидится.

Сейчас, к концу строительного сезона, совершенно очевидно, что инвестиционные проекты, связанные с созданием производств, развитием логистических услуг, приостанавливаются. О докризисных темпах стройки, к которым все стремились (говорю о 2006–2007 годах), можно пока забыть.

Рынок жилья во многом зависит от покупательской способности населения, которая тоже снижается. Всплески, связанные с изменением банковских ставок, повлияли на продажи. Все эти процессы напрямую отразились на отрасли.

Наши стройматериалы используются во всех видах строительства – промышленном, гражданском, жилищном. Во всех секторах спрос на продукцию падает. Исключение составляет малоэтажное домостроение: на этом рынке, в отличие от других, еще наблюдается если не рост, то стабильность.

– Ваши предприятия базируются в разных регионах страны. Где падение наиболее заметно?

– В Центральной России, в Московском регионе, на Северо-Западе, где сосредоточены мегаполисы и высока степень участия государства в строительных проектах, создании социальной инфраструктуры, развитии дорожной сети, уровень спада производства в отрасли меньше. Тяжелее всего на периферийных территориях – например, на Дальнем Востоке.

– Одним из основных факторов, ограничивающих рост производства, промышленники, по данным опроса Росстата, называют неопределенность экономической ситуации.

– Готов подписаться под этими выводами. Неопределенность провоцирует осторожность в управленческих решениях, не позволяет оценить перспективы. Если в сентябре – октябре прошлого года мы уже представляли план года нынешнего: он вполне реально прорисовывался, складывался, и не было сомнений в том, что мы сможем его реализовать, то сейчас сложно прогнозировать и ближайшие три месяца.

Конвейер по выпуску "Пеноплэкса"
В Центральной России уровень спада в отрасли меньше
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Более того, не проблема финансов выходит тут на первый план, а вопрос: позволит ли бизнес генерировать такую маржинальность, которая обеспечит его поддержание и выплаты процентов по кредитам? Долгосрочные планы сегодня приходится пересматривать основательно.

Мы, например, пришли к решению заморозить проект строительства еще одного завода по выпуску теплоизоляционных материалов. Хотя детально проработали идею, бизнес-потенциал проекта и даже приобрели производственную площадку. Остановились на том, что новые стройки пока не будем разворачивать, но постараемся завершить начатое.

Такие же проблемы решают сейчас и наши партнеры – конкуренты, с которыми мы сообща развиваем рынок теплоизоляционных материалов из экструзионного пенополистирола.

– В этом году полномочия по разработке и осуществлению государственной политики промышленности строительных материалов переданы в Минпромторг. Как вы и ваши коллеги расценили этот шаг?

– Вероятно, в Минстрое были внутренние причины для того, чтобы передать отрасль другому ведомству. Я бы не стал оценивать, насколько в этом вопросе проявились слабая позиция одного из министерств и сильная другого.

Но совершенно очевидно, что у Минпромторга больше рычагов для реализации политики, направленной на развитие отрасли. Здесь, насколько известно, сосредоточены реальные механизмы по субсидированию тех или иных инвестпрограмм, а это серьезный инструмент. Кроме того, думаю, это более профессиональная структура, специалисты Минпромторга лучше разбираются в промышленном сегменте, экономике производства.

– А нет ли противоречия в том, что политику определяет одно ведомство, а нормативной базой, изменениями стандартов и регламентов в отрасли занимается другое…

– Прежде чем менять, надо разобраться с существующей нормативной базой, с механизмами исполнения регламентов. Это проблема: на рынке сейчас масса продуктов, которые, с одной стороны, нельзя признать контрафактными, но вместе с тем они не соответствуют заявленным характеристикам.

Совершенно очевидно, что у Минпромторга больше рычагов для реализации политики, направленной на развитие отрасли

Когда наступает очередная стагнация, большинство мелких игроков в попытке занять место на рынке откровенно демпингуют. Продавать продукт по низкой цене можно только одним способом – снизив планку качества, изобретая собственные ТУ или стандарты компаний.

В этом случае налицо не только дискредитация материалов определенного класса, но и реальная опасность от использования продукции, которая не соответствует никаким стандартам.

– В Минпромторге, как известно, приступили к очередной актуализации Стратегии развития промышленности стройматериалов, принятой несколько лет назад. Что, по вашему мнению, не учли в этом документе изначально и над чем стоит подумать экспертам, которые работают над документом сейчас?

– Написать, переписать или подкорректировать документ – это же не основная проблема. Хотя, безусловно, участникам рынка важно иметь представление о том, каковы здесь приоритеты государства, как стратегия будет увязана с планами развития территорий. Несомненно, на реализацию стратегических планов необходимо предусмотреть средства – в первую очередь на поддержание отраслевой науки, разработку и продвижение инновационных продуктов.

Наконец, стратегия должна учитывать предпосылки для формирования отраслевого бизнеса, новых локальных рынков стройматериалов, основываясь не на политических решениях, а на прагматике, нуждах экономики. Иначе планы так и останутся декларацией.

– Некоторые эксперты считают, что слабое звено отрасли – зависимость от зарубежных технологий производства, оборудования и в стратегии следует предусмотреть раздел по развитию этого направления.

– Зависимость от зарубежных поставщиков оборудования, технологий производства, несомненно, велика. Во всех отраслях промышленности.

Мы, например, не можем не только купить в России готовые аппараты, машины, технологические линии, но даже изготовить простые валы, шестеренки, запчасти. Все оборудование и комплектующие приходится заказывать за границей, что быстрее, дешевле, надежнее. Иначе говоря, наш сектор рынка на 90% зависим от импорта.

Завод по производству "Пеноплэкс"
Стратегия должна учитывать предпосылки для формирования отраслевого бизнеса, новых локальных рынков стройматериалов, основываясь не на политических решениях, а на прагматике, нуждах экономики
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Но, я убежден, в стратегии не следует предусматривать сегмент машиностроения. Мы же не рассчитываем на полную изоляцию, выпуская все что нужно и любыми путями. Стоит ли догонять, изобретая велосипед, тратить силы и время на то, что в мире уже производится, причем на высоком уровне, и обновляется, совершенствуется постоянно.

Не вижу смысла отказываться от наработанных за долгие годы партнерских связей, международной кооперации. Весь мировой бизнес развивается в кооперации, и, наверное, нет такой компании, в которой все бы разрабатывали и производили самостоятельно или использовали только отечественные технологии, комплектующие, компоненты, элементы.

– Отрасль сегодня зависима и от поставок импортного сырья, можно ли здесь найти альтернативу зарубежным поставщикам?

– Сегмент, в котором мы работаем, напрямую зависит и от колебаний цены на сырье на мировых рынках, и от поставок импортных компонентов. В августе мы запустили производство полимерной сетки, что частично и стало альтернативой зарубежным поставкам, но нитки, пропитки, из которых они производятся, покупаются за границей. И все это привязано к мировым ценам.

Попробую объяснить, как в целом эта зависимость складывается. По большому счету мы работаем на сырье российского происхождения, однако производитель основного компонента – стирола – формирует стоимость тонны своей продукции исходя из мировой цены и курса иностранной валюты, и отечественный потребитель при этом не имеет никаких преференций.

Складывается парадоксальная ситуация: мы вроде бы перерабатываем российское сырье в новую российскую продукцию, но цена на него отчего-то европейская. Это все равно что купить стирол за границей и поддержать зарубежного производителя. Российских продуктов, которые мы покупаем по мировым ценам, достаточно, в этом ряду, например, ПВХ-смола.

До сих пор импортозамещение в стройиндустрии шло без влияния государства. За 20 лет введены в строй сотни предприятий по производству материалов, которых в стране не было. Инвесторы осуществляли трансфер современных технологий

Цена же полистирола с 60 000 рублей за тонну в начале года к сентябрю выросла до 105 000 – почти вдвое, хотя он и производится в России.

– Государство, по вашему мнению, должно вмешиваться в этот процесс?

– Наверное, следует вводить экспортные или импорт­ные пошлины, но этим инструментом надо пользоваться аккуратно, чтобы не создать перегибов. Экспортная выручка от продажи стирола чрезвычайно важна для государства: компания платит налоги, деньги приходят в страну, пополняется бюджет.

Но здесь государство, которое объявило приоритетом промышленной политики стимулирование спроса на российские продукты на внутреннем рынке, вероятно, и должно продумать и ввести эффективный механизм по поддержке собственного производителя, который работает на отечественном рынке, на более высоких переделах.

– Скажите, а санкции против России повлияли на бизнес компании, на взаимоотношения с зарубежными партнерами?

– Если говорить о контрсанкциях, то это никак не повлияло на работу компании. Другими словами, прямого ущерба нашему бизнесу они не нанесли, но косвенно, безусловно, это отразилось на всех производителях. Деньги стали еще дороже, строительные проекты приостанавливаются, а это влияет на уровень продаж стройматериалов.

А вот взаимоотношения с нашими давнишними зарубежными партнерами – поставщиками оборудования немного усложнились. Европейские государства сейчас ведут повышенный контроль над поставками оборудования в Россию. Иногда оно классифицируется как продукция двойного назначения, которая может быть использована в мирных и немирных целях.

И это влечет за собой усиление бдительности, а проще говоря, процесс обрастает дополнительной бюрократией: поставщику нужно представить в министерства дополнительные документы, подтверждающие, что оборудование используется для мирных целей.

– Как вы относитесь к запрету на ввоз в страну некоторых видов оборудования, конструкций, деталей?

– Может, в оборонке такие шаги и допустимы, но в других отраслях, в том числе и в промышленности стройматериалов, запреты, мне кажется, не решат никаких проблем. Более того, застопорят развитие рынков.

Укладка "Пеноплэкс"
Не запреты, а экономические предпосылки для развития современных предприятий, нацеленных на производство инновационной продукции, позволят развиваться и вытеснять конкурентов
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Если принудительно, с помощью госрегулирования, освобождать рыночные ниши для отечественных производителей, это приведет к обратному эффекту. Исчезнет основа рыночного развития – конкуренция, не будет эталона, к которому надо стремиться.

Освободившие сектора рынка не будут пустовать, естественно, их займут производители с продукцией более низкого качества. У потребителя не станет выбора, и мы вернемся к тому, как это было: «бери, что дают».

Не запреты, а экономические предпосылки для развития современных предприятий, нацеленных на производство инновационной продукции, решат дело, позволят развиваться и вытеснять конкурентов.

– Государство объявило импортозамещение одним из направлений промышленной политики, как этот процесс активизировать в индустрии стройматериалов?

– До сих пор импортозамещение в стройиндустрии шло абсолютно без влияния государства. За последние двадцать лет введены в строй сотни предприятий по производству материалов, которых в стране просто никогда не было. Российские и зарубежные инвесторы осуществляли, по сути, масштабный трансфер современных производственных технологий, создали новую базу стройиндустрии.

Наша компания тому пример. За 17 лет мы сформировали рынок теплоизоляционных материалов из экструзионного пенополистирола, разместив восемь высокотехнологичных производств в разных регионах России и в Казахстане.

Дом, утепленный "Пеноплэкс"
Технологии выпуска и методы использования материала адаптируются к отечественным условиям – ландшафтным, географическим, климатическим
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Таким же путем шли и многие зарубежные поставщики: понимая, что потребность в новых для российского потребителя продуктах высока, разворачивали производства на территории России – это исключало затраты на транспортировку товаров, на ввозные пошлины и делало проекты выгодными.

Фактор, который позволяет и дальше работать в этом направлении, – это логистика. Дальность и стоимость перевозки продукции из Европы в Россию уже сами по себе являются заградительной мерой для импорта и соз­дают предпосылки организации новых производств.

Я не вижу реального, непридуманного понятия «импортозамещение» в стройиндустрии. Если мы предполагаем только замену зарубежного производителя российским, эта идея вряд ли жизнеспособна.

Другое дело, что пора с участием государства стимулировать развитие сырьевой основы, базы для производства качественных и конкурентоспособных на мировом рынке продуктов, стимулировать переработку нефтехимии, полимеров, создание композитных материалов на более совершенной технологической основе.

– Что вы намерены предпринять, чтобы в сегодняшних условиях сохранить рыночные позиции?

– Наша задача сейчас удержать долю рынка, которая составляет 60%, и обеспечить тот объем загрузки производственных мощностей, чтобы компания могла развиваться дальше.

Как я уже говорил, мы создали в России новый класс материалов – экструдированный полистирол, до нас его поставки вели две зарубежные компании. С 1998 года мы формировали, развивали это направление, используя опыт и мировую практику не только производства и применения, но и продвижения технологий на рынке.

Дальность и стоимость перевозки продукции из Европы в Россию уже сами по себе являются заградительной мерой для импорта и создают предпосылки организации новых производств

Основным методам работы в сегменте XPS мы учились у европейских коллег, которые считали, что заказы следует получать не за взятки или с помощью административных ресурсов, а создавать предпосылки для потребления материалов нового поколения. Другими словами, убеждая, обосновывая и доказывая, что продукт выгоден, необходим и эффективен в том или ином проекте. Это сложнее, но фундаментально.

Безусловно, и технологии выпуска, и методы использования материала были адаптированы к нашим условиям – ландшафтным, географическим, климатическим.

Скажем, европейцы, прокладывая трассы в горной местности, используют в конструкции дорожного полотна вместо привычного щебня легкий экструдированный материал, поскольку доставлять по горным дорогам щебень невыгодно и дорого.

В России наши полимерные теплоизоляционные материалы незаменимы в строительстве дорог на вечной мерзлоте, на заболоченных участках. Сегодня метод, который разрабатывался с участием представителей отраслевой науки, воспринят строителями и широко применяется. Это дает возможность прокладывать устойчивые дороги, подходы, мостовые переходы к северным месторождениям, значительно сокращая и производственные, и эксплуатационные затраты.

– Но если потребление в целом падает по объективным причинам, какой бы ни была сила убеждения, сохранить объем продаж очень сложно.

– Это так, но у нас есть некоторое преимущество перед конкурентами. Во-первых, заводы расположены в семи регионах России и затраты на логистические услуги оптимальны. А мощности производства позволяют выпускать до 3 млн куб. продукции в год.

Во-вторых, наши материалы универсальны и востребованы во всех видах строительного производства: в сооружении промышленных корпусов, различных терминалов, создании магистральных трубопроводов, при возведении жилья, строительстве дорог – авто- и железнодорожных магистралей. Кроме того, плиты ПЕНО­ПЛЭКС применяются в качестве компонента в производстве сэндвич-панелей.

Завод по производству "Пеноплэкс"
Заводы расположены в 7 регионах России и мощности производства позволяют выпускать до 3 млн куб. продукции в год
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Сегодня мы осваиваем еще один сегмент рынка – малоэтажное домостроение, где реализуем программу по внедрению экструдированного теплоизоляционного материала в конструкции скатных кровель и других конструктивов.

Наши разработчики могли предложить интересные решения и для сегмента жилищно-коммунального хозяйства. К сожалению, в этом секторе методы работы не предполагают системного подхода к решению проблем, а соответственно, на это не предусмотрены средства. Пока деньги в ЖКХ идут на бессистемное латание дыр, решение сиюминутных задач.

Вспомним, как в Санкт-Петербурге боролись с сосульками, совершенно не принимая во внимание, что борьба идет со следствием, а не с причиной образования наледей.

В то время как первопричина хорошо известна всем профессио­налам. Это огромные теплопотери в кровельных конструкциях, которые эффективно устраняются самыми различными методами – технологическими, инженерными. Исключить или минимизировать тепло­потери можно разными способами, существует много материалов, которые позволяют достичь одного и того же результата.

И это не значит, что надо использовать только минеральную вату, пеноплэкс или пенополиуретан. Запретных материалов быть не должно, но необходимо понимать, зачем и почему они используются, какие задачи можно решить, применяя их. Мы можем участвовать в процессе, в том числе и в качестве экспертов, предлагая технические решения профессионалам, обосновывая экономику и физику процессов, себестоимость того или иного конструктива.

В целом же стратегия компании останется неизменной – это выпуск высококачественных продуктов на основе лучших технологий, профессиональное продвижение эффективных решений по их применению. То есть мы продолжим развивать рынок, пропагандировать новинки, влиять на культуру потребления в этом сегменте рынка, в том числе участвуя в выработке нормативов и регламентов.

Наконец, есть возможность, более того, необходимость инициировать спрос на гидроизоляционные материалы нового поколения – это ПВХ-мембраны. У нас в структуре рынка гидроизоляции материал занимает не более 10%, хотя это весьма перспективный продукт. Мировой опыт показывает, что он может занимать до 50% рынка, замещая изоляционные материалы на основе битума. Это будет еще одним направлением нашей работы.

Роза Михайлова

В печатной версии название материала – “Планы на фоне стагнации” (журнал “Промышленно-строительное обозрение”, № 166, октябрь, 2015 г.)

Похожие сообщения

X