Актуальное

Какими быть будущим энергетикам

Поступательное развитие топливно-энергетического комплекса требует активизации подготовки профессионалов. Начато формирование новой платформы обучения кадров для нужд отрасли.

Студенты на практике
Подготовки кадров для энергетики, постоянный контроль соответствия уровня профессиональных навыков работников является первоочередной задачей
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Энергетика, по мнению специалистов, является опережающей отраслью, на базе которой могут развиваться разные виды экономической деятельности. Поэтому и методики, используемые в подготовке будущих энергетиков, следует взять за основу и для других отраслей.

Деятельность в сфере энергетики сопряжена с пе­риодически возникающими критическими ситуациями, специалисты должны профессионально реагировать на различные ЧП, оперативно принимать верные решения. Предприятия этой отрасли оснащены сложным оборудованием, отказ работы которого является угрозой безопас­ности. Поэтому подготовка кадров для отрасли, постоянный контроль соответствия уровня профессиональных навыков работников является первоочередной задачей.

Нужны тысячи

«Для вводимых в России энергетических мощностей на период до 2020 года топливно-энергетическому комплексу страны дополнительно потребуется 30 000 инженеров-энергетиков, 50 000 теплоэлектромонтажников и наладчиков, а также 1–1,5 млн специалистов строительных специальностей, – считает ректор Петербургского энергетического института повышения квалификации Александр Назарычев. – С развитием отрасли нужда в переподготовке специалистов будет только возрастать, и важнейшее место в образовательном сегменте займет именно дополнительное профессиональное образование».­

Согласно анализу, который провели сотрудники ПЭИПК, потребность в повышении квалификации работников генерирующих компаний с 120 000 в 2015 году вырастет до 150 000 человек в 2035 году. Сбытовым предприятиям понадобится еще больше специалистов. Если в 2015 году потребность в кадрах составляет 105 000 человек, то к 2035 году показатели вырастут уже до 275 000.

Представители профильных вузов намерены решать проблему создания современных дистанционных образовательных технологий

«Если многие проблемы отрасли можно решить путем привлечения финансирования, то с задачей подготовки кадров так быстро не разобраться, – подчеркивает Александр Назарычев. – Слишком большое влияние на недостаток персонала оказало разрушение систем подготовки рабочих и среднего специального образования».

Специалисты склонны считать, что в реализации задачи обеспечения энергетики квалифицированными кадрами есть сложности. Для решения проблем в прошлом году профильные вузы приняли решение объединиться в консорциум. Идею выдвинул ректор НИУ МЭИ Николай Рогалев.

«Цель объединения – повышение качества подготовки кадров по всему спектру специальностей – от исследователей до эксплуатационников – за счет сетевого взаимодействия и коллективного использования материально-технических ресурсов, – комментирует Николай Рогалев. – В учебно-методическом объединении по образованию в сфере энергетики числятся 254 вуза и филиала, предложение войти в Консорциум энергетического образования (КЭО) получили всего 11 университетов».

Сетевое взаимодействие позволит, по мнению ученого, активизировать мобильность научно-педагогических работников университетов – участников консорциума.

«Начинать профессиональную аккредитацию программ надо с приглашения на роль экспертов представителей крупнейших компаний, чтобы они помогли определить уровень качества подготовки специалистов для отрасли, – конкретизировал задачу Николай Рогалев. – В проект новой Энергетической стратегии до 2035 года будет заложено направление по развитию человеческого капитала с планом действий. Поэтому консорциум может стать катализатором в области энергетического образования. Но чтобы он функционировал, нам следует изначально собрать авторитетных профессионалов».

Потребности энергетики в кадрах
Потребности в кадрах
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В число главных задач сферы высшего образования входит усиление взаимодействия с производством. Проблема, которую намерены решать представители профильных вузов, – создание современных дистанционных образовательных технологий. Планируется объединить корпоративные сети университетов по линии энергетического образования, чтобы каждый студент мог получить доступ к современным образовательным ресурсам в любом университете, входящем в консорциум. В этом ряду проблем и отсутствие современных профессиональных стандартов.

Несмотря на сложность поставленной задачи по обеспечению энергетики квалифицированными специалистами, представители российских вузов находят возможности ее решения.

«Профильные вузы ведут работу по совершенствованию методов подготовки, – констатирует Николай Рогалев. – Ежегодно с «образовательного конвейера» сходят более 9000 подготовленных специалистов, и вузы страны готовы к увеличению потока студентов».

Профессия изменилась

Известно, что требования к современному специалисту радикально изменились. К традиционным компетенциям, на которые ориентировались ранее сформированные программы обучения, прибавились новые.

«Современный специалист обязан владеть целым арсеналом компетенций и навыков, – считает программ­ный директор учебного центра НП «Совет рынка» Владимир Комиссаров. – Это и согласование, и регистрация ГТП, и энерготрейдинг (РСВ, БР, ВСВГО), и АИИС КУЭ. В список компетенций входят коммерческий и бухгалтерский учет, метрология, финансовые расчеты на ОРЭМ. Кроме того, профессионалы должны ориентироваться на рынке мощности (КОМ, ДПМ, ВР), разбираться в тарифном регулировании, ценообразовании и расчетах на РРЭ. В последнее время также необходимы знания, связанные с требованиями по раскрытию информации в соответствии со стандартами ВИЭ».

Электросети
Существует тенденция переноса процесса дополнительного образования во внутренние структуры энергетических компаний
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В связи с этим необходимо менять подход к обучению, разработать новые программы, привлекать широкий круг экспертов, применять новейшие методы подготовки.

То, что процесс обучения становится непрерывным, особо ощущают сотрудники учебных центров, которые занимаются дополнительным образованием и повышением профессиональных навыков.

«В качестве преподавателей для подготовки в нашем центре мы приглашаем опытных сотрудников ведущих энергетических компаний, лучших педагогов профильных вузов, – рассказывает начальник учебного центра ОАО «ТГК-1» Виктория Плотникова. – Центр обладает лицензиями для обучения по 24 профессиям. В ТГК-1 принят стандарт обучения, в соответствии с которым в структурных подразделениях созданы учебные классы, оснащенные одинаковым оборудованием. Поэтому мы имеем возможность проводить дистанционное обучение по видеоконференц-связи без отрыва от работы».

На предприятии посчитали рациональным объединить учебные и кадровые службы. И сейчас все функции по привлечению, трудоустройству, развитию персонала выполняет единая структура. Установлены связи с профильными вузами, техникумами города. Проводится работа с кадровым резервом, организуются стажировки для учащихся, адаптация персонала.

Этой же службой ведутся все виды обучения, начиная с предаттестационной подготовки, аттестации, повышения квалификации рабочих и заканчивая обучением профессии. В процессе задействована тренажерная подготовка на оборудовании, соответствующем оснащению компании. За 2014 год силами дружественных учебных заведений и самого центра было обучено 4000 сотрудников ТГК-1.

Объект энергетической отрасли
Одна из важных задач обучения кадров энергетической отрасли – подготовка персонала к поведению в чрезвычайных ситуациях
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«Важным инструментом стимулирования развития профессиональных навыков являются профессиональные соревнования, – считает Виктория Плотникова. – Мы преуспели в их организации. Наша методика взята за основу в «Газпром энергохолдинге». За пять лет мы полностью пропускаем через систему соревнований всех руководителей. Благодаря методам подготовки, взаимо­связи структурных классов процесс обучения происходит непрерывно. Программы мы разрабатываем по возникающим компетенциям».

Учебные центры компаний, по мнению специалистов, приобрели в последнее время большую значимость. И налицо тенденция переноса процесса дополнительного образования во внутренние структуры компаний.

Портрет героя на работе

Научно-методическую поддержку кадровым и учебным службам предприятий энергетического комплекса оказывают не только педагоги. Для выявления необходимых энергетику качеств и навыков к сотрудничеству подключены различные специалисты. Так, силами компании «Газпром энергохолдинг» была создана программа для молодежи, ориентированная на правила охраны труда, которая позволяет обучиться безопасным методам поведения на предприятии. Такого рода программы одновременно являются и способом профориентации молодых людей.

К созданию моделей поведения на производстве привлекаются психологи. Например, центром под руководством д. п. н. Виталия Третьякова подготовлено исследование о психологических факторах обеспечения безопасной работы электротехнических предприятий. Методика оценки готовности персонала к решению задач в сложных условиях проводилась с помощью полиграфа.

«Нашей задачей была помощь кадровым службам при оценке действий персонала под воздействием критических ситуаций, – рассказывает член группы исследователей – к. п. н. руководитель центра оценки готовности персонала к работе в нештатных условиях Людмила Горюнова. – Мы изучали проблемы стрессов, ответственности персонала за безопасную работу. Эти факторы лежат в основе формирования культуры безопасности, которая в психологии пока что не была методически поддержана. Мы достигли, на наш взгляд, больших успехов. Скажем, удалось показать, что человек на предприятии с точки зрения безопасности – сильное звено. Именно он находит решение в кризисной ситуации. К работникам отрасли такие ситуации предъявляют жесткие требования – иногда минуты, а порой только секунды остаются для того, чтобы принять рациональное решение. И для сотрудника энергетической компании действия в критической ситуации являются профессиональными обязанностями».

Психологами разработаны специальные методики для определения параметров поведения и методик преодоления стресса на рабочем месте. Несколько занятий в неделю позволяют подготовить персонал к решению задач в условиях чрезвычайных ситуаций. Другая проблема, которую помогали решить психологи, – формирование ответственности. Для этого разработана программа скрининга персонала для выявления факторов риска.

Методику оценки культуры безопасности в организации, которая объединила весь комплекс проведенных психологами исследований, можно применять в любой энергетической компании.

Для создания системы классификации и оценки кадрового потенциала крайне важно, по мнению специалистов, определение профессиональных стандартов.

«Применение профессиональных стандартов, разработанных энергетиками, нуждается в подкреплении методиками, – считает заведующая центром практики оценки компетенций и квалификаций консалтбюро «Ставка» Валентина Пономарева. – По мере того как модифицируется оборудование, понятие профессиональной деятельности размывается. Компании оснащены различными видами оборудования с разной степенью автоматизации. Условия труда различаются. Поэтому, например, работа электромонтера на разных предприятиях не идентична. Удачным решением, на мой взгляд, является унифицированная модель трудовых функций. Это сделано на базе процессов эксплуатации. Группируя разные части, модель можно использовать для оценки трудовых процессов в разных сферах».

Все проводимые исследования и методические разработки служат цели более эффективного решения проблемы подготовки кадров для энергетического комплекса.

Любовь Ежелева

В печатной версии название материала – “Какими быть будущим энергетикам” (журнал “Промышленно-строительное обозрение”, № 166, октябрь, 2015 г.)

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X