Top Banner_Благотворительный_фонд_Строим_Добро

Актуальное

Как проходит импортозамещение в Ленобласти

Диверсифицированная структура экономики Ленинградской области дает возможность развивать импортозамещающие производства. Правительство области предпринимает шаги по стимулированию промышленности, в которой наиболее перспективным считается станкостроение.

Рабочий у станка
Перспективной отраслью с точки зрения импортозамещения является станкостроение
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Для стимулирования процесса импортозамещения в Ленинградской области разработаны механизмы, которые планируется реализовать в приоритетных отраслях промышленности.

«Перспективной отраслью с точки зрения импортозамещения, безусловно, является станкостроение, где, по разным оценкам, доля импорта в потреблении составляет более 90%, в этом ряду судостроение и тяжелое машиностроение, – считает первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Максим Кисельников. – Список отраслей, зависимых от импортных поставок, можно продолжить – электронная и легкая промышленность, фармацевтика, производство медицинского оборудования и продуктов питания, включая технологии переработки для пищевой промышленности».

Естественно, что потенциал для развития импортозамещающих производств особенно велик в тех отраслях, которые в большей степени зависят от импортных комплектующих и где имеются ниши для создания отечественных предприятий.

В области понимают, что положение тех или иных предприятий не одинаково, поэтому составлен список предприятий, поддержка которых может принести наиболее ощутимые результаты. Кроме этого, в качестве следующего шага решено разместить на базе существующих промышленных площадок производства, которые могли бы выпускать отечественную продукцию, замещающую импортную. А также проведен мониторинг производственного потенциала предприятий, способных расширить мощности по выпуску конкурентоспособных продуктов.

В регионе сформирован перечень приоритетных инвестиционных проектов, направленных на технологическое развитие и производство высокотехнологичной продукции, способной на равных конкурировать на мировых рынках. В Минпромторг и Минэкономразвития направлены предложения для включения в федеральный список инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению и обеспечению национальной безопасности.

Забота и опека

«Каждому региону президентом поручено разработать краткосрочные и среднесрочные планы по поддержке импортозамещения, в которых должны быть сформулированы меры стимулирования промышленности, направленные на производственную локализацию, – говорит помощник полпреда президента РФ в СЗФО Сергей Зимин. – Наибольшая зависимость, по мнению экспертов, наблюдается в таких секторах, как фармацевтическая промышленность, где показатели достигают 75%, радиоэлектронная промышленность – 85%, легкая – 80%, тяжелое и нефтегазовое машиностроение – 70%. Наивысший процент – в станкостроении и производстве технологического оборудования, где степень зависимости – более 90%. Мы понимаем, что крупные сектора экономики и компании, которые будут ориентироваться на внутренний рынок, должны получить адекватные меры государственного стимулирования».

Составлен список предприятий, поддержка которых может принести наиболее ощутимые результаты

По мнению Сергея Зимина, Ленинградская область активно включилась в реализацию программы импортозамещения, а предложения, которые выработаны в регионе, отвечают потребностям бизнес-среды области.

«В правительство Российской Федерации нами направлены конкретные предложения по мерам государственной поддержки импортозамещения, – рассказывает Максим Кисельников. – В их числе возмещение за счет средств федерального бюджета затрат на проведение НИОКР, инженерную подготовку строительных площадок и подключение к коммуникациям, повышение квалификации, переподготовку и стажировку кадров для импортозамещающих производств. Кроме того, считаю: государственная помощь необходима при создании инфраструктуры индустриальных парков».

Надо отметить, что процесс поддержки промышленного сектора со стороны региональных властей носит постоянный характер. Так, при реализации проектов по модернизации, по расширению и развитию мощностей предприятия получают различные субсидии из бюджета и дополнительные льготы.

Примером такого содействия можно считать включение в июне 2015 года по ходатайству правительства Ленинградской области в перечень Минпромторга двух комплексных инвестиционных проектов из числа приоритетных направлений гражданской промышленности. Это проекты ОАО «Лесплитинвест» и «АГРИСОВГАЗ». До конца года предприятиям будут возмещены проценты по кредитам.

Также со стороны государства будет оказано содействие в развитии промышленных кластеров, которые считаются наиболее эффективными в плане организации промышленной деятельности. Подобная модель, по мнению специалистов комитета экономического развития и инвестиционной деятельности, способствует ускоренному преодолению технологического отставания. Благодаря кооперации и взаимодействию власти и предпринимателей в деле стимулирования развития кластеров можно эффективно решить задачи по внедрению в производство импортозамещающих технологий и снижению импортозависимости наших предприятий.

Газовая турбина
Процесс поддержки промышленного сектора со стороны региональных властей носит постоянный характер
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В регионе действуют 11 кластеров, где бизнес кооперируется в таких сферах, как медицина и фармацевтика, пищевая промышленность и АПК, судостроение, производство строительных материалов, автомобилестроение, нефтегазохимическая промышленность, производство детских товаров.

Как лучше…

«По нашей оценке, наиболее востребованной мерой, которой охотно пользуются предприятия промышленного комплекса Ленинградской области, является возмещение процентной ставки по кредитам, – комментирует Максим Кисельников. – В этом году в бюджете Ленинградской области не предусмотрены средства на такой вид поддерж­ки. Но мы прорабатываем вопрос о включении в расходную часть областного бюджета 2016 года средств на субсидирование предприятиям обрабатывающей промышленности процентных ставок по кредитам, которые они привлекали на реализацию программ импортозамещения или модернизации производства».

Сегодня уже есть примеры того, как власти региона помогли решить вопрос с резко выросшими ставками по кредитам. Для ОАО «Выборгский судостроительный завод» увеличилась процентная ставка по действующему кредиту предприятия. В результате обращений правительства Ленинградской области к федеральным властям и в банк ставка была существенно снижена.

Кроме этого, в 2015 году правительством Ленинградской области разрабатывается еще ряд механизмов, способствующих стабильной работе предприятий. В частности, утверждены варианты поддержки предприятий автопрома в виде субсидий на частичное возмещение затрат. Разработан законопроект, предусматривающий налоговые льготы в размере 50% от ставки налога на имущество для предприятий, выпускающих автомобили на территории Ленинградской области.

Снижению затрат и эффективному развитию предприятий способствует предоставленная промышленникам возможность выкупать по льготной цене земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, которые используются под размещение промышленных объектов.

Судостроительная верфь
Чтобы меры поддержки носили боле конкретный характер, в области определены ключевые судостроительные предприятия, где есть возможность или уже производится продукция, замещающая импортные аналоги
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«В рамках стратегического партнерства развития СЗФО мы ведем экспертный расчет системы стимулирования через формирование кластерных соглашений, – рассказывает о еще одной мере поддержки Сергей Зимин. – Имеется в виду кооперация внутри России, при которой рекомендуется освободить внутренние поставки по комплектации высококооперированной продукции от налога на добавленную стоимость в пределах объема поставки продукции. Окончательный вариант этих предложений планируется представить на федеральном уровне в октябре».

Преодоление проблем

«План импортозамещения, разработанный Минпром­торгом, предусматривает поддержку прежде всего компаний ОПК через систему госзаказа, – констатирует Сергей Зимин. – Сложнее обстоит дело в секторах, которые действуют в открытых рынках.

Мы должны признать, что меры стимулирования для таких компаний пока не достаточны. Прямое субсидирование и кредитное финансирование, по мнению экономистов предприятий, имеет низкую стимулирующую функцию. Субсидируя, мы наращиваем оборотные средства, но не меняем структуру себестоимости, затрат компании. В итоге конкурентоспособность продукции улучшается незначительно. Поэтому необходимо прорабатывать более эффективные схемы».

Ситуация в экономике вновь усложнилась в связи с резким колебанием валютного курса. Поэтому требуется дальнейшая детализация программ и разработка новых мероприятий по стимулированию региональных производителей.

В частности, необходимо продолжать работу по снижению бюрократических барьеров, по упрощению процедуры согласования и снижения тарифов на подведение инженерных коммуникаций к земельным участкам, на которых планируется разворачивать импортозамещающие производства.

Кроме того, как считают в областном правительстве, отстает процесс формирования национальных стандартов, в первую очередь в сфере машиностроения и станкострое­ния, где необходимо ввести ограничения на закупку импортной продукции для нужд государства и компаниями с государственным участием.

Федеральные и региональные власти должны защищать интересы производителей, в этом правительство Ленинградской области действует последовательно: в прошлом году обратилось к федеральным властям с предложением по ограничению строительства судов на иностранных верфях. В этом году в Государственную думу РФ направило предложение установить нулевую ставку НДС для субпод­рядных судостроительных предприятий – в частности, для Объединенной судостроительной корпорации.

Чтобы меры поддержки носили более конкретный характер, в области определили ключевые предприятия, где есть возможность или уже производится продукция, замещающая импортные аналоги. В их число вошли Выборгский судостроительный завод, Ленинградский судостроительный завод «Пелла», новый завод «Сименс Технологии Газовых Турбин», «Концерн «Океанприбор», «5 Микрон Инжиниринг», «ПГ «Фосфорит», ФГУП «Завод имени Морозова», Тихвинский вагоностроительный завод, производители автокомплектующих – «Орион» и «МВ Кингисепп».

На отобранных предприятиях была проведена оценка технологического и производственного потенциала по расширению выпуска отечественной продукции. И на этой основе определены приоритеты для реализации на заводах различных инвестиционных проектов.

Программные задачи

Как таковой отдельной программы по импортозамещению в Ленинградской области не разрабатывалось. Мероприятия по поддержке этого процесса включены в ранее принятые областные госпрограммы. В первую очередь предусматривается содействие правительства в реализации инвестиционных проектов, развитии индустриальных парков, проведении научно-исследовательских работ в различных отраслях. Импортозамещение, таким образом, рассматривается как возможность формирования качественно новой промышленной индустрии, основанной на со­временных высоких технологиях, что поможет создать базу для производства конкурентоспособной продукции.

Проводятся также и исследования по выявлению наиболее эффективных моделей развития. К примеру, в прошлом году была проведена научно-исследовательская работа в автопромышленном комплексе, а в этом году аналогичные исследования проводятся в сфере судостроения и пищевой промышленности. Это позволяет определить, каких ресурсов, продуктов, технологий конкретно не хватает в отраслях, а где наблюдается перепроизводство.

Исходя из этой информации, строится работа с потенциальными инвесторами. Анализ производственных, энергетических, финансовых, кадровых ресурсов территории дает четкое представление, какие производства нужны региону, какие продукты будут востребованы на внутреннем рынке, какие можно в дальнейшем экспортировать.

«Сформирован и утвержден перечень системообразующих производств, в который вошли 62 предприятия, – подчеркивает Максим Кисельников. – Налоговые платежи этих компаний формируют большую часть доходов бюджета региона, а суммарная численность работников составляет свыше 68 000 человек. Включение в этот список будет давать им преимущественное право при принятии решения о предоставлении государственной поддержки».

Как и другие регионы, Ленинградская область продолжает сотрудничество с федеральным центром, куда регулярно поступает актуальная информация о потребностях и возможностях областных предприятий. Также областным правительством постоянно инициируются предложения по новым формам поддержки импортозамещения. Для области важно, чтобы принимаемые на уровне федеральных министерств меры были эффективными и дополняли бы те действия, которые осуществляются на уровне региона.

Подготовила Любовь Ежелева

В печатной версии название материала – “Наши станки, корабли и древесные плиты” (журнал “Промышленно-строительное обозрение”, № 166, октябрь, 2015 г.)

Исследование микрорайона

Подборка для Вас

X